Силовики рассказали о конфликте с братьями Иритовыми
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На процессе по делу Аслана Иритова силовики рассказали, как самостоятельно вошли во двор дома братьев Иритовых, после чего произошел конфликт. При этом лишь один из свидетелей Асланби Хежев подтвердил, что видел, как Аслан Иритов ударил потерпевшего Хамидби Губашиева по лицу, но не помнит, куда именно.
Как писал "Кавказский узел", суд рассматривает уголовное дело Аслана Иритова, обвиняемого в избиении полицейских, с 31 октября 2017 года. Сам Иритов требует возбудить дело в отношении правоохранителей, применивших силу к нему и его родным. 25 февраля Иритов эмоционально отреагировал на слова свидетеля и был удален судьей из зала за нарушение порядка. 11 марта в дело вступил новый адвокат Аслан Тельхигов, которому дали возможность ознакомиться с материалами до 1 апреля. На заседании 8 апреля выяснилось, что Иритов удален до конца процесса. Заявленный в связи с этим отвод судье был отклонен.
Аслану Иритову предъявлено обвинение в применении насилия к представителю власти и оскорблении представителя власти (статьи 318 и 319 УК РФ). Потерпевшими по делу признаны замначальника Центра "Э" Хамидби Губашиев и начальник угрозыска МВД по Кабардино-Балкарии Заур Крымуков. По их показаниям, силовики с автоматами пришли домой к Аслану Иритову, чтобы вручить ему предостережение о незаконности несанкционированных митингов. В избиении полицейских был обвинен также брат Аслана Иритова Беслан, его дело рассматривалось отдельно. 26 октября 2018 года суд приговорил Беслана Иритова к шести месяцам лишения свободы. 18 декабря приговор подтвердил Верховный суд Кабардино-Балкарии.
Очередное заседание по делу Аслана Иритова прошло в Нальчикском городском суде 29 апреля. Сторонников Иритова на нем не было. На заседании продолжился допрос свидетелей обвинения, передает из зала суда корреспондент "Кавказского узла".
Свидетель Алим Сарбашев на момент рассматриваемых событий работал начальником Центра противодействия экстремизму МВД КБР. По его словам, у правоохранительных органов была информация о том, что Иритов может организовать несанкционированный митинг. В связи с этим сотрудники выехали, чтобы вручить ему уведомление о недопущении проведения митинга.
По словам свидетеля, когда они собрались у ворот Иритовых, к ним вышла женщина. Она сказала, что Аслана нет дома, и ушла. Спустя некоторое время они открыли калитку, которая была не заперта, и вошли во двор.
"Женщины начали скандалить. На крыльцо одного из домов вышел один брат, потом второй из другого дома. Они начали нецензурно выражаться. Аслан начал кидаться на сотрудников. Из-за этого он был задержан и доставлен в отдел полиции", - рассказал свидетель.
"Вы - начальник Центра "Э". Вы лично для чего туда пошли, с какой целью?" - спросила гособвинитель.
"У нас у всех была одна цель - вручить Иритову предостережение", - ответил свидетель.
"А конкретно ваша задача в чем заключалась?" - задала следующий вопрос гособвинитель.
"Организовать мероприятие", - ответил Сарбашев.
Далее свидетель рассказал подробности того, как сотрудники зашли во двор Иритовых, и что там происходило.
"Вы видели, чтобы Иритов наносил кому-то побои?" - спросила гособвинитель.
"Нет. Я зашел последний. Я видел кровь у Губашиева на руке. Я спросил, что случилось. Он сказал, что его кто-то толкнул, и он ударился о сетку", - рассказал Сарбашев.
"Я не видел, чтобы Иритов кому-либо наносил удары", - заключил свидетель.
Адвокат Аслан Тельхигов спросил, давал ли кто-либо разрешение сотрудникам входить во двор дома. Он ответил, что не слышал.
Тогда адвокат уточнил, просил ли сотрудников кто-либо покинуть территорию домовладения, он ответил, что этого требовали оба брата, "причем в нецензурной форме". Была ли кровь на лице Губашиева, он не помнит.
Адвокат также спросил, имелись ли в тот момент у сотрудников полиции сведения о том, что в доме совершено преступление. Свидетель ответил, что таких сведений не было.
"Иритов планировал провести несанкционированный митинг"
В октябре 2017 года Иритов обратился в администрацию Нальчика с уведомлением о проведении митинга, на котором он собирался обсудить вопросы предоставления земельных участков жителям Вольного аула, но ему было отказано, рассказал следующий свидетель Асланби Хежев, который на момент рассматриваемых событий был начальником отдела полиции №1 города Нальчика.
Организация "Вольный аул" добивалась выделения участков нуждающимся жителям одноименного микрорайона Нальчика. 12 декабря 2017 года "Вольный аул" подал заявку на участие в аукционе на право аренды земли, но не был допущен к торгам. В ходе первого рассмотрения иска Арбитражный суд Кабардино-Балкарии согласился с мэрией Нальчика и закрыл дело по иску организации, но Арбитражный суд Северо-Кавказского федерального округа отменил это решение и вернул дело на новое рассмотрение.
"Несмотря на это, он решил 31 октября провести несанкционированный митинг. Мы пришли его предупредить", - сказал свидетель.
Далее он рассказал об уже известных обстоятельствах визита во двор Иритовых.
На вопрос гособвинителя, откуда свидетелю стало известно о том, что Иритов собирается провести несанкционированный митинг, тот ответил, что "от жителей Вольного аула", а также из соцсетей, где, по его словам, публиковались призывы собраться возле администрации. Кроме того, Иритов ранее тоже проводил митинги.
"Собирали на него административный материал. Был составлен рапорт о признаках административного правонарушения», - сказал Хежев.
Далее свидетель рассказал, что он лично приехал во двор Иритовых, потому что переживал, что могут произойти массовые беспорядки.
Хежев сообщил, что видел, как Иритов ударил головой Губашиева, но точно не помнит, в какую часть лица он попал.
Он также сообщил, что ему неизвестно, кто принимал решение отправить сотрудников разных служб во двор Иритовых, но операцией руководил он сам, и решение о вручении предостережения тоже принимал он.
На вопрос гособвинителя, было ли Иритову в результате вручено предостережение, он ответил, что "предостережение так и не было вручено".
На вопрос адвоката, представились ли сотрудники, которые были одеты в гражданскую форму, войдя во двор Иритовых, показали ли удостоверения, свидетель ответил, что он этого не знает.
"Я видел только, как Докушукин (начальник участковых) представлялся", - рассказал он.
"Оскорблял ли Аслан Иритов сотрудников, одетых в форму?" - спросил у него адвокат.
"Он матерился в отношении Крымукова", - ответил Хежев, ответив при этом на следующий вопрос адвоката, что Крымуков был не в форме.
"Были ли у вас сведения, что в доме находятся лица, совершившие преступление?" - задал вопрос адвокат.
"Нет. Речь шла только об административном правонарушении", - ответил свидетель. На вопрос Тельхигова, имелись ли сведения, что во дворе совершается преступление, он ответил: "Я не слышал".
Беслан Иритов был возмущен съемкой и требовал прекратить ее
Участковый Резуан Мурзаев рассказал, что накануне случившегося он проводил с Иритовым профилактическую беседу о несанкционированном митинге. По его словам, ранее Иритов провел митинг возле администрации Вольного аула, но сам Иритов не признал, что это был митинг.
"Иритов утверждал, что это было собрание Совета cтарейшин", - сказал Мурзаев.
Отвечая на вопрос, вручалось ли ранее Иритову официальное предостережение, свидетель ответил, что лично он ему ничего не вручал.
Заместитель начальника экспертно-криминалистического отдела УМВД РФ по г. Нальчику Азнор Гергоков рассказал, что производил видеосъемку событий, происходящих во дворе Иритовых.
По его словам, камеру он включил при входе во двор Иритовых. Запись велась с момента появления во дворе и до того момента, как Аслан Иритов был задержан и помещен в автомобиль.
По словам свидетеля, брат Аслана Иритова Беслан Иритов был возмущен видеосъемкой и требовал прекратить ее.
"Беслан кидался на меня, почему, мол, вы меня в моем дворе снимаете", - рассказал Гергоков.
По его словам, в тот момент, когда Аслан Иритов вышел во двор, камера была направлена на Беслана Иритова. Услышав голос Аслана Иритова, он направил камеру в его сторону.
"Я попытался снять, как Аслан Иритов схватил за шею СОБРовца", - сказал Гергоков.
На вопрос, действительно ли Иритов нанес удар Губашиеву, свидетель ответил: "Если не ошибаюсь, он нанес удар Губашиеву".
На вопрос адвоката, сразу ли он развернул камеру, когда Аслан Иритов вышел во двор, свидетель ответил утвердительно.
"Зафиксирован ли момент удара на видео?" - спросил Тельхигов.
"Не знаю", - ответил Гергоков. На вопрос, смотрел ли он сам это видео, он ответил отрицательно.
Адвокат заявил ходатайство о просмотре видеозаписи. Видеозапись будет просмотрена сегодня, 30 апреля, на очередном заседании.