Жители села Орта-Тюбе добиваются перераспределения арендованных земель
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Адвокат назвал суровым наказание в виде ареста для участников потасовки в селе Орта-Тюбе Ногайского района Дагестана и заявил о намерении обжаловать ряд решений суда. Конфликт сельчан с арендаторами, который привел к задержаниям, длится уже два года. Глава села заявил о готовности к компромиссу.
Как писал "Кавказский узел", девять человек были административно арестованы 13 апреля на срок от 3 до 10 дней по решению Ногайского райсуда Дагестана после потасовки 12 апреля в селе Орта-Тюбе. Потасовка произошла, когда местные жители попытались помешать задержанию односельчан, на которых поступила жалоба от тракториста. От мужчины требовали прекратить работу на земле, которая, по мнению местных жителей, сдана в аренду с нарушениями.
Адвокат счел суровым наказание в виде ареста для участников потасовки
В ночь с 15 на 16 апреля истекают трое суток, как задержанные находятся под арестом, сообщила жительница села Орта-Тюбе, представитель инициативной группы сельчан по решению земельного вопроса Гульмира Тангатарова.
"Все ребята приговорены к административным арестам, вроде бы вопрос об уголовном преследовании уже не обсуждается. Эти ребята – наши активисты, они добиваются справедливого решения по земельной теме", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Гульмира Тангатарова.
В дежурной части РОВД Ногайского района не стали комментировать ситуацию вокруг задержания жителей Орта-Тюбе. "Извините, я не могу ничего комментировать", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель РОВД.
В отношении всех девяти задержанных применены меры административного принуждения, подтвердил их адвокат Марат Джуманиязов.
"Их приговорили к административным арестам на разные сроки по статье 19.3 (неповиновение законным требованиям представителей правоохранительных органов) КоАП РФ. Трое остались отбывать наказание в ИВС Ногайского района, остальных отправили в ИВС Кизлярского района", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Марат Джуманиязов.
Он сообщил, что готовятся несколько жалоб. "Мы будем обжаловать решения об арестах в отношении тех, кого приговорили на самые длительные сроки. Это слишком суровое наказание с учетом того, что данная статья предусматривает наказание в виде штрафа. Другой информации нет", - пояснил Марат Джуманиязов.
Статья 19.3 КоАП РФ предусматривает для граждан наказание в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток. За повторное нарушение предусмотрен административный штраф в размере пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.
По его словам, четверо из задержанных согласились с предъявленными обвинениями, остальные с обвинениями не согласны. При этом все они пояснили суду, что ситуация была сложная. "Увидели скопление народа, односельчан. Увидели, что женщина лежит на земле, и не могли стоять в стороне. Требования сотрудников полиции были остановиться и отойти в сторону, но там была суматоха такая. Например, один из задержанных не признает вину. Он сказал, что с одной стороны его люди тянули, с другой – сотрудники полиции, и он не смог отреагировать сразу, потому что ситуация была накалена. Когда он вырвался из этой толпы, то сам добровольно подошел к полицейским", - рассказал адвокат.
Жители и глава села Орта-Тюбе надеются на мирное решение земельного конфликта
Жители села Орта-Тюбе уже два года добиваются разрешения земельного конфликта, сообщила Гульмира Тангатарова. "Почти все земли села находятся в долгосрочной аренде нескольких крупных арендаторов, а 90 процентов жителей села не имеют земельных участков. Мы много раз просили провести проверку законности заключения договоров аренды, но нам отказывали", - рассказала активистка.
Она добавила, что в ответах прокуратура отвечала об истечении сроков давности, поскольку договоры заключены до 2015 года. "У нас 250 дворов в селе, почти полторы тысячи жителей. Людям нечем заниматься, работы нет. В селе работают только школа, детский сад, амбулатория. Мы хотим мирного решения вопроса. Мы хотим собраться за одним столом с представителями власти и найти выход из ситуации", - подчеркнула Гульмира Тангатарова.
К конфликтной ситуации в селе привел земельный конфликт, подтвердил и адвокат Марат Джуманиязов. "Договоры с крупными арендаторами были заключены ранее на большие сроки. Причем крупные арендаторы, которые имеют земли площадями 1 000 – 2 000 гектаров каждый, не из их села. Это родные братья, дети представителей власти. Население стало выражать больше возмущений после того, как договоры начали заключать на 49 лет. Мы не знаем правовую основу заключения договоров", - рассказал Марат Джуманиязов.
Он добавил, что актив села вместе с юристами подготовил документы для проведения референдума. "Мы пытались провести его в законном русле. Главный вопрос касался темы перераспределения земельных участков с передачей каждому жителю села. То есть разделить по паям и выделить каждому клочок земли. Еще один вопрос, который указывался в документах по проведению референдума, – согласны ли вы с передачей земель на 49 лет иным арендаторам?" - пояснил Джуманиязов.
По его словам, в договорах есть отдельный пункт, который говорит о том, что арендодатель, то есть администрация села, может уменьшить выделенную площадь на 50 процентов.
"Я вижу выход такой – сесть за стол переговоров и исчерпать этот конфликт раз и навсегда, выделить земли жителям. Крупным арендаторам надо пойти на компромисс с жителями села и какую-то часть выделить каждому двору. Там есть и неучтенные земли. Например, по договору выделена 1 тысяча гектаров, а в реальности арендаторы обрабатывают 1 300. То есть неучтенные земли, границы не установлены, и арендатор считает также своей землей", - рассказал Марат Джуманиязов.
В 2018 году собрание депутатов проголосовало за проведение референдума, сообщил он. "Люди обратились в территориальную избирательную комиссию, она ответа не дала. Потом последовал прокурорский иск об отмене решения сессии депутатов. Ногайский районный суд удовлетворил иск, сейчас дело в Верховном суде Дагестана", - заключил Марат Джуманиязов.
Местные власти готовы решать конфликт, сообщил глава села Орта-Тюбе Алавдин Карагулов. "Я сам только два месяца являюсь главой села, люди давно требуют решить земельную проблему. Там несколько арендаторов земель. Бывшие руководители села заключили с ними договоры о долгосрочной аренде. Я также за то, чтобы был компромисс. Надо находить пути решения, которые бы устраивали всех, а не одну сторону", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алавдин Карагулов.
Конфликт в Орта-Тюбе не связан с проблемой земель отгонного животноводства
Конфликт в Орта-Тюбе возник из-за земель вокруг села, которые находятся в собственности муниципалитета, и не связан с проблемой земель отгонного животноводства (ЗОЖ) в Ногайском районе, которая стала причиной созыва V съезда ногайского народа в мае 2017 года, сообщил занимающийся частной практикой юрист по земельным спорам Темирлан Картакаев.
"Согласно указу президента о регулировании земельных отношений, членам сельскохозяйственных предприятий (колхозов и совхозов) выдавались земельные паи. Но в Дагестане был введен мораторий на частную собственность на землю. Поэтому приватизация была осуществлена эпизодически. Запрещалось земли отдавать в частную собственность, но власти могли и должны были организовать выделение земель в аренду всем жителям. Получилось так, что земли в селе смогли получить родственники власть имущих, так как владели информацией и ресурсами", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Темирлан Картакаев.
По его мнению, должна быть и социальная ответственность бизнеса для разрешения конфликта с простыми жителями. "Крупные арендаторы могут выделить какую-то процентную часть жителям, и не в субаренду, а по принципу раздела участков по новым договорам аренды", - отметил Темирлан Картакаев, комментируя конфликт в селе Орта-Тюбе.
14 июня 2017 года в ауле Терекли-Мектеб прошел общероссийский съезд ногайского народа, в котором приняли участие около шести тысяч делегатов. Съезд был организован инициативной группой, заявившей об обострении земельного вопроса, связанного с планами властей Дагестана присвоить поселениям, находящимся на землях отгонного животноводства, статус населенных пунктов. По мнению жителей Ногайского района республики, таким образом идет наступление на территории компактного проживания ногайцев. В ноябре того же года участники общероссийского съезда ногайского народа призвали врио главы Дагестана Владимира Васильева отменить закон "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан" и передать земли в собственность Ногайского района. Проблема не решена до сих пор. 24 марта 70 ногайских старейшин из регионов России посетили бывшее кладбище на землях отгонного животноводства в Ногайском районе и перезахоронили оголившиеся из-за опустынивания останки предков. Затем в ауле Терекли-Мектеб состоялось собрание, участники которого заявили, что Ногайская степь превращается в зону экологической катастрофы, и потребовали провести ее обследование. Ногайцы считают, что земли, где находятся поселения дагестанских горцев, используются не по назначению и должны быть возвращены органам местного самоуправления Ногайского района, говорится в справочном материале "Ногайский район: борьба за землю", опубликованном на "Кавказском узле".
Картакаев пояснил, что земли отгонного животноводства площадью почти 600 тысяч гектаров - это пастбища отгонного животноводства, которые находятся на территории Ногайского района, но в собственности у правительства Дагестана и в аренде у фермеров из других районов. "Проблема ЗОЖ с его анклавным распределением этих пастбищ для других районов республики порождает неконтролируемую внутреннюю миграцию, осложняет межэтнические отношения, приводит к экологической катастрофе. Поскольку собственником ЗОЖ является республика, то арендные платежи выплачиваются, минуя муниципалитет", - сообщил Темирлан Картакаева.
Он напомнил, что ногайцы просят передать ЗОЖ в собственность муниципалитета. "Непрозрачная система предоставления этих земель вкупе с минимальными ставками аренды по сравнению с муниципальными землями, их варварское использование порождают то недовольство жителей муниципалитета, в границах которого находятся эти пастбища отгонного животноводства", - сказал Картакаев.