Инициатива Кадырова на границе с Дагестаном грозит проблемами Кремлю

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Демаркация границ между регионами мало интересует федеральный центр, но действия властей Чечни на границах с соседними республиками создают Кремлю проблемы на Кавказе, считают опрошенные "Кавказским узлом" политологи.

Как писал "Кавказский узел", 16 марта Чечня в одностороннем порядке зарегистрировала за собой спорный участок земли на границе с Кизлярским районом Дагестана. Чеченская сторона ждала реакции дагестанской стороны, но не дождалась, пояснил представитель аппарата Рамзана Кадырова. По словам чеченского чиновника, все спорные вопросы и противоречия будут урегулированы позднее. Дагестанская сторона должна обратиться в прокуратуру и вернуть себе спорный участок земли на границе с Кизлярским районом через суд, заявили опрошенные "Кавказским узлом" юристы.

Комиссия по демаркации границы между Дагестаном и Чечней отметила земли в Кизлярском района вблизи села Новомонастырского как один из спорных участков, чтобы обсудить его раздел позднее, сообщил махачкалинский активист Микаил Микаилов. По его предположению, чеченская сторона "устала" ждать ответа от дагестанской комиссии и сделала кадастровый учет этого участка "так, как они посчитали нужным". Член дагестанской комиссии Шамиль Хадулаев подтвердил эту версию.

Власти Чечни поставили Кремль в неудобное положение, поторопившись зарегистрировать за собой спорный участок на границе с Дагестаном, считает координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков.

Он напомнил о напряженности, которая возникла осенью 2018 года между чеченскими властями и ингушским гражданским обществом на фоне протестов в Магасе. «Скандальная история между Грозным и Магасом была не так давно. Кремль, по большому счету, в эту ситуацию не вмешался, но все равно ситуация была некрасивой и неприятной как для местных властей, так и для федеральных. Сейчас вновь возникает подобная проблема, тем более все делается в таком спешном порядке, и это ставит Кремль в неудобное положение», -  сказал Скаков корреспонденту «Кавказского узла».

Соглашение о границе Чечни и Ингушетии осенью 2018 года вызвало массовые протесты в Магасе, "Кавказский узел" ведет хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". 

Действия Чечни на границе с Дагестаном обусловлены политическими амбициями Рамзана Кадырова, который стремится стать лидером всего Северного Кавказа.

«Глава Чечни продолжает гнать свою политическую линию для позиционирования себя главным политиком на всем Северном Кавказе. Это не нравится в первую очередь его соседям, которые не хотят видеть его в качестве главного человека Кавказа, и это тоже ставит Кремль в неудобное положение - федеральный центр должен реагировать, но не хочет», - пояснил Скаков.

Участок с кадастровым номером 20:15:0000000:8797, согласно открытой карте Росреестра, был поставлен на учет 16 марта 2019 года. Ему присвоен адрес: Чеченская Республика, Шелковской район, станица Бороздиновская. Участок находился в пользовании ГУП "Госхоз "Дубовское", следует из данных на сайте ведомства. В границах Чечни оказались примерно 18 гектаров соседней республики, подсчитали дагестанские активисты.

Вопрос демаркации границ регионов для Кремля не является первостепенным, но действия Рамзана Кадырова создают проблему. «Для федерального центра в целом не важно, где именно проходят административные границы субъектов. Главное - стабильность в регионе, но ввиду того, что стабильность нарушена, Кремлю все же придется отреагировать на последние события», - подытожил Александр Скаков.

Демаркация границ резко осложнила политическую ситуацию на Северном Кавказе, подтвердил замдиректора Института востоковедения РАН, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Аликбер Аликберов.

«Ситуация действительно сложная, в Ингушетии обстановка была накалена до предела, и проблема до сих пор не решена. В федеративном государстве подобные болезненные вопросы, касающиеся разных субъектов федерации, нельзя решать односторонне, без предварительной кропотливой работы. По идее, должна быть федеральная комиссия, в которую входят разные специалисты из разных регионов. Но в случае с Чечней ситуация особенная: чеченский и ингушский народы в ходе депортации (почти 500 тысяч чеченцев и ингушей в 1944 году были насильно высланы в Среднюю Азию - прим. "Кавказского узла") сильно пострадали и справедливость, безусловно надо восстанавливать. Но торопливость в вопросе демаркации границ может сыграть с родственными народами плохую шутку, посеять среди них семена раздора», - сказал Аликберов корреспонденту «Кавказского узла».

Он согласен с мнением, что вопрос установления границ между регионами не является для Кремля первостепенным. Обострение ситуации на Северном Кавказе в связи с границами в планы федерального центра не входило, уверен ученый.

«Я сомневаюсь, что Кремлю нужны были новые поводы для обострения ситуации, несущие в себе потенциальную угрозу. Кавказ - очень сложный регион, здесь далеко не везде сложились надежные балансы и противовесы. Обострение ситуации не выгодно ни одной из сторон, просто у ряда местных политиков есть уверенность в правильности своих действий с точки зрения восстановления справедливости. Это делается при негласной поддержке некоторых “понимающих регион” федеральных политиков», - подчеркнул историк.

Мирное и конструктивное разрешение проблемы границ требует серьезного и кропотливого труда. «Подход “мы так хотим, поэтому так делаем” - тоже путь, это способ не решения сложных проблем, а громкой заявки о проблемах. Но этот путь более конфронтационный и опасный. В такой спешке редко можно обойтись без ошибок. По моему глубокому убеждению, правильнее было бы торопиться не спеша», - заключил Аликберов.

Жители Гумбетовского района Дагестана опасаются, что их пастбища площадью 160 гектаров после пересмотра границ перейдут Чечне. В самой Чечне объясняют претензии на часть территории Дагестана тем, что эти земли были заняты, пока в Чечне шли боевые действия, сообщил 11 февраля "Кавказ. Реалии", опубликовав на YouTube-канале фрагмент видеозаписи встречи чеченских чиновников с делегацией из Дагестана. "Война закончилась, мы знаем, где наши земли, вы тоже знаете, где ваши земли. И эти... кто написал "что-то там замежевал" - это не пройдет", - заявил на видео Магомед Даудов.

Односторонняя регистрация спорного участка на чечено-дагестанской границе - "самодеятельность" властей Чечни, считает руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций Алексей Малашенко.

"Это больше всего похоже именно на самодеятельность, руководство Чечни становится все более [неуправляемым]. Если это делается с согласия федеральных властей, то непонятна цель, поскольку это раскачивает позиции [главы Дагестана Владимира] Васильева. Сам Васильев не делает резких движений, он пытается решить большие проблемы, которые есть в Дагестане, и лишние проблемы на границе ему абсолютно ни к чему", - заявил Малашенко корреспонденту "Кавказского узла".

Обострение конфликта на границе подорвет позиции Васильева, а если спор получит развитие, в Дагестане может реализоваться ингушский сценарий, предположил политолог. Он не исключил, что протестные акции в Дагестане могут даже превзойти по масштабу выступления ингушей, если политическое напряжение между двумя республиками достигнет критического максимума.

2 апреля парламент Дагестана на своем официальном сайте заявил "о недопустимости одностороннего определения границ" и сообщил, что спикер парламента Хизри Шихсаидов и премьер Дагестана Артем Здунов 28 марта направили соответствующие письма полпреду президента в СКФО, главе Росреестра и в парламент Чечни. Вечером 2 апреля это сообщение исчезло с сайта парламента. Оно не было официальным заявлением парламента и публиковалось только для информирования СМИ, пояснил глава пресс-службы Народного собрания.

Новости о территориальных спорах Чечни с соседними регионами "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет".

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"