Защита назвала дело Роберта Кочаряна политическим преследованием
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Защита второго президента Армении Роберта Кочаряна считает уголовное дело против него "политическим преследованием". Арест Кочаряна в качестве меры пресечения является необоснованным, а атмосфера нетерпимости в отношении его адвокатов свидетельствует о серьезных правовых проблемах в Армении, считает правозащитник Элинар Варданян. Процесс Кочаряна ознаменовался рядом нарушений, отметила первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян. Иного мнения придерживается политтехнолог Карен Кочарян, который считает, что политический подтекст в деле Кочаряна видят только те, кто выступает против премьер-министра Никола Пашиняна.
Как писал "Кавказский узел", 15 марта суд отклонил ходатайство защиты второго президента Армении Роберта Кочаряна об освобождении его под залог и продлил его арест на два месяца. 20 марта это решение было обжаловано в апелляционном суде. 23 марта адвокат Кочаряна Айк Алумян сообщил, что обращение в Европейский суд по правам человека связано с тем, что жалоба на отказ освободить его подзащитного с декабря 2018 года не принята к производству. По словам адвоката, это уже пятая жалоба защиты Кочаряна в ЕСПЧ.
Роберт Кочарян был взят под стражу 27 июля 2018 года. Ему предъявлены обвинения в финансовых преступлениях, свержении конституционного строя в связи с разгоном акций протеста в Ереване в марте 2008 года, а также во взяточничестве в особо крупном размере. Кассационный суд 15 ноября 2018 года аннулировал решение об освобождении Кочаряна, а 7 декабря апелляционная инстанция постановила арестовать его.
Защита Роберта Кочаряна завершила представление жалоб. Адвокат Арам Орбелян назвал необоснованным решение суда первой инстанции о продлении срока ареста второго президента в качестве меры пресечения еще на два месяца.
По его словам, в суде первой инстанции защита подняла ряд вопросов и привела ряд аргументов, однако суд не обратился к ним вовсе. "Это не дает возможности защищаться, потому что, если ты приводишь аргументы, а суд не обращается к ним, то в апелляционном суде ты лишаешься возможности их обсуждать", - сказал 6 апреля Орбелян корреспонденту "Кавказского узла".
В жалобе защита коснулась статуса Роберта Кочаряна. Адвокат отметил, что существует решение кассационного суда, согласно которому для того, чтобы человек считался обвиняемым, помимо самого документа с обвинением, нужно прояснить саму суть обвинения.
"Это один из краеугольных камней прав обвиняемого, который должен до конца понимать, в чем его обвиняют. Роберту Кочаряну должны не только представить номер статьи, по которой его обвиняют, ему должны детально объяснить, какие конкретные действия он совершил или не совершил в рамках данной статьи и дать каждому действию квалификацию", - отметил Орбелян.
По его словам, суд по делу Кочаряна будет продолжен 9 апреля в 14.30 мск по местному времени (13.30 мск).
Беспорядки 1-2 марта 2008 года в Ереване, вызванные несогласием с победой Сержа Саргсяна на выборах президента в Армении, привели к гибели десяти человек. Тогда Роберт Кочарян, занимавший пост президента, ввел в Армении чрезвычайное положение, говорится в подготовленной "Кавказским узлом" справке "Бунт в Армении".
Адвокат назвал дело против Кочаряна политическим преследованием
Адвокат Айк Алумян назвал дело против Роберта Кочаряна «явным политическим преследованием».
«Нынешние власти в лице Роберта Кочаряна видят серьезного оппонента, поэтому таким образом расправляются с ним», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Адвокат отметил, что материалы дела, с которым защита успела ознакомиться лишь на 60%, являются абсурдными, к примеру, слова свидетеля Аршака Карапетяна о том, что Кочарян ввел чрезвычайное положение 24 февраля.
«ЧП – это когда ограничивается работа СМИ, передвижение людей, право на митинги и т.д. До 29 февраля ни один из этих компонентов не имел место», - отметил Алумян.
Само обвинение, по словам адвоката, расписано на восьми страницах. Основные эпизоды, которые вменяются Роберту Кочаряну, это распоряжение о вовлечении армии в политический процесс и влияние на судей Конституционного суда Армении.
«В условиях, когда в общество впрыскивается негатив по отношению к Кочаряну, и у властей определенное отношение к нему, очень трудно работать в суде, особенно когда суд берет на себя функцию второго обвинителя», - отметил Алумян.
Адвокат надеется на объективность ЕСПЧ.
Элинар Варданян считает, что арест Кочаряна является мерой наказания
Член группы «Альтернативные проекты», бывший председатель постоянной комиссии Национального собрания Армении по государственно-правовым вопросам и защите прав человека Элинар Варданян считает необоснованным арест Роберта Кочаряна в качестве меры пресечения.
Арест в данном случае избран в качестве меры наказания, заявила она корреспонденту "Кавказского узла".
По ее мнению, оставлять без изменения решение о применении меры пресечения после завершения предварительного расследования означает, что в Армении неверно понимают понятие меры пресечения.
Еще одним правовым нарушением в деле Роберта Кочаряна Варданян считает своевольную трактовку неприкасаемости личности, отношение общества к адвокатам, что отрицательно влияет на справедливое расследование.
«Та атмосфера нетерпимости в обществе к людям, которые защищают права человека и представляют интересы Кочаряна, угрозы в адрес адвокатов в соцсетях говорят о серьезных правовых проблемах», - отметила Элинар Варданян, добавив, что Армения перешла на правосудие в соцсетях.
Лариса Алавердян считает, что Армения так и не стала правовым государством
Первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян в уголовном процессе по делу Роберта Кочаряна видит нарушение ряда прав человека, перечисленных, в частности, в Европейской конвенции по правам человека, в том числе права на свободу и личную неприкосновенность, права на справедливое судебное разбирательство и частично права на наказание исключительно на основании закона.
«Сам процесс страдает многими бросающимися в глаза нарушениями», - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Алавердян отметила также, что в общество внедряется новая антикультура в контексте уголовного процесса. По ее словам, сначала распространяются скандальные детали дела, создается общая атмосфера неприятия, затем выдвигаются обвинения, причем не все сразу, а частями.
«Это все вызывает сомнения по поводу четкой разработки всех этих процессов», - отметила Алавердян.
Она отметила, что Армения так и не поднялась на уровень правового государства.
Скандальная телефонная прослушка разговоров глав двух силовиков, по ее словам, бросает тень на весь уголовный процесс и вызывает убеждение, что вмешательство исполнительной власти и ее влияние на законодательную власть в Армении еще сохраняется.
Запись телефонного разговора директора Службы нацбезопасности Армении Артура Ванецяна с главой Специальной следственной службы Сасуном Хачатряном об аресте Роберта Кочаряна и Юрия Хачатурова по делу о разгоне демонстрантов опубликована на YouTube в сентябре 2018 года. В разговоре Ванецян заверяет Хачатряна в том, что "премьер (премьер-министр Армении Никол Пашинян) дал добро" на их арест, а "судья даст санкцию на арест". Защита второго президента Армении подала ходатайство в Следственный комитет страны о признании Кочаряна потерпевшим, но следователи отказали в удовлетворении жалобы, не выявив воздействия на суд. Апелляционный суд Армении также не признал Кочаряна потерпевшим по делу о прослушке.
Обвинение в свержении конституционного строя предъявлено Кочаряну по такой статье, которой не было в момент совершения этих действий, и это само по себе является нонсенсом, отметила Алавердян.
Рейтинг Кочаряна и без того низок
В уголовном деле Роберта Кочаряна политический контекст видят те, кто хочет его видеть, то есть те, кто выступает против Никола Пашиняна, считает политтехнолог Карен Кочарян.
«Я не думаю, что, если уж Роберт Кочарян совершил какие-то проступки, то надо было начинать с «дела 1 марта». А раз уж подняли вопрос «1 марта», то надо было начинать не с Кочаряна», - сказал он корреспонденту «Кавказского узла».
При этом, по его мнению, судебный процесса над Кочаряном едва ли стал для власти каким-то легитимизирующим символом, так как для власти Пашиняна вопрос легитимизации не стоит вообще.
«Но со временем, а это время уже на подходе, общество будет интересовать совершенно другие вопросы, более социальные», - считает политтехнолог.
Рейтинг Роберта Кочаряна, по его мнению, как был раньше, так и сейчас низок, и без чьей-либо помощи общество его не любит.
По мнению Кочаряна, его уголовное преследование, которое началось после прихода к власти в Армении Никола Пашиняна, имеет политическую подоплеку. "Кавказский узел" подготовил биографические справки о Роберте Кочаряне, Серже Саргсяне и Николе Пашиняне.