Гуманитарная повинность
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Международное сообщество предоставит Чечне более 33 миллионов долларов.
Вчера ООН обратилась к странам-донорам с призывом от имени своих учреждений о предоставлении болев трех миллиардов долларов для оказания помощи странам и регионам, разоренным в результате различных конфликтов. Часть этих средств предназначена беженцам из Чечни.
Наряду с Афганистаном, Сомали, палестинскими территориями и другими точками международной напряженности в число пострадавших от конфликтов регионов по классификации ООН входят также "Чечня и сопредельные российские республики" (Дагестан, Ингушетия и Северная Осетия). В 2003 году на нужды их гражданского населения ООН намерена потратить $ 33,732 884 млн. Почти половина этой суммы пойдет на закупку продовольствия. поскольку его имеющиеся запасы в лагерях для временно перемещенных лиц на территории Чечни и Ингушетии международные чиновники считают недостаточными. "Но главной проблемой, порожденной чеченским конфликтом, представители гуманитарных учреждений Организации Объединенных Наций считают защиту прав временно перемещенных лиц (ВПЛ - так на дипломатическом языке именуют беженцев). Их число на территории Чечни и Ингушетии составляет 250 тысяч человек", - сообщила исполняющая обязанности координатора ООН по гуманитарным вопросам в России Розмари Маккрири. Эта цифра, по ее словам, не расходится с официальными российскими данными. Разница обнаруживается в деталях: например, власти Ингушетии утверждают, что в их республике находится 68 тысяч ВПЛ, а представители ООН считают, что их 110 тысяч. Несовпадение в оценках международные чиновники объясняют "чисто техническими трудностями": по словам Маккрири, "большая часть ВПЛ еженедельно перемещается между Чечней и Ингушетией", и такие перемещения не всегда фиксируются официально. Тем не менее, эти разночтения не станут препятствием для сотрудничества международных организаций с нашими чиновниками.
Другая сложность, с которой сталкиваются ооновцы, - стремление российских руководителей разного уровня вернуть всех беженцев на территорию Чечни к какому-то конкретному сроку. Сначала назывался конец октября, потом говорили о возвращении всех к концу 2002 года. В лагерях беженцев за пределами Чечни давление на ВПЛ возрастает, заявил представитель Управления Верховного комиссара ООН по вопросам беженцев Джозеф Гьорке. По его словам, местная администрация в последнее время препятствует даже замене старых палаток, принуждая, таким образом, людей к возвращению. Несмотря на то, что в ближайшее время в самой Чечне будут открыты 10 пунктов временного размещения, у Маккрири и ее коллег нет уверенности в том, что в них удастся разместить всех. За прошедший год домой вернулись только 30-40 тысяч ВПЛ, причем далеко не всегда при возвращении соблюдался важнейший для ООН принцип добровольности.
Тем не менее, в ООН не намерены опускать руки и, несмотря на всю критику, высоко оценивают усилия, которые сами россияне прилагают для решения своих проблем. На вопрос одного из западных журналистов, не могла бы сама Россия оплатить помощь своим гражданам, раз у нее так много леса и газа, Розмари Маккрири ответила: "Правительство России тратит на помощь беженцам гораздо больше, чем выделяет ООН. Как нам сообщили, в 2003 году на восстановление республики из бюджета будет направлено свыше $ 163 миллионов".
Опубликовано 8-10 января 2003 года