Минкульт Армении признал право Орбеляна сохранить две должности в театре
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Увольнение Константина Орбеляна с поста директора не означает его ухода из Национального академического театра оперы и балета. Он останется художественным руководителем и главным дирижером, пояснила представитель Министерства культуры Армении Ануш Казарян после выступлений артистов в защиту своего руководителя. Увольнение Орбеляна с поста директора неминуемо скажется на деятельности театра, считают опрошенные "Кавказским узлом" представители театрального сообщества Армении.
"Кавказский узел" писал, что 28 марта Министерство культуры Армении уволило Константина Орбеляна с должности директора Национального академического театра оперы и балета. Артисты театра и деятели культуры возмутились увольнением Орбеляна и решили обратиться к Николу Пашиняну с требованием отменить приказ и.о. министра культуры Назени Гарибян и отправить ее в отставку. 1 апреля Пашинян после встречи с представителями армянских театров согласился не назначать нового директора оперного театра и предложил опровергнуть аргументы главы Минкульта.
Минкульт объяснил увольнение Орбеляна тем, что по закону "О государственных некоммерческих организациях" руководитель организации не может заниматься другой оплачиваемой работой, кроме научной, творческой и педагогической деятельности.
После изучения юридических документов мы пришли к выводу, что художественный руководитель театра – должность административная, заявила 3 апреля корреспонденту "Кавказского узла" начальник юридического отдела Минкульта Армении Ануш Казарян.
По ее словам, в полномочия худрука входят организационные, а не творческие вопросы. Но при этом она отметила, что закон не запрещает художественному руководителю параллельно заниматься творческой работой и получать гонорар.
"Сама должность худрука – не творческая работа. И в случае с Театром оперы и балета у худрука есть должностной паспорт, утвержденный директором. В паспорте прописаны полномочия худрука. Указано, что худрук организует и руководит творческими работами. Но сам не творит", - подчеркнула представитель Минкульта.
Должностные паспорта действуют во всех структурах государственных некоммерческих организаций (ГНКО), в число которых входят театры, музеи и иные культурные учреждения, пояснила она.
Казарян сослалась на закон "Об авторских правах", в котором прописано, что именно является творческим произведением и кто выступает его автором.
"Произведение – это продукт индивидуальной или в соавторстве с кем-либо творческой деятельности. Творческая работа прописана также в законе «О госслужащих», в котором сказано, что творчеством считается продукт в области литературы или науки", - сказала представитель Минкульта.
Константин Орбелян сохранил за собой должности худрука и главного дирижера Театра оперы и балета, напомнила Казарян.
"Закон не запрещает худруку быть одновременно и дирижером", - отметила юрист.
При этом она не исключила, что рабочая группа, разрабатывающая законопроект об исполнительном искусстве, обратится также к закону о ГНКО, учитывая общественный резонанс, связанный с увольнением Орбеляна.
На сайте Change.org деятели культуры разместили петицию, в которой потребовали от премьер-министра отменить приказ об увольнении Константина Орбеляна. По состоянию на 05.15 по местному времени (06.15 мск) под петицией стоит 4144 подписи.
В законе нет упоминаний о художественном руководителе
Закон не запрещает совмещать должности худрука и директора, заявила корреспонденту "Кавказского узла" секретарь Союза театральных деятелей Армении, театровед Сона Мелоян.
Она отметила, что нет законодательного акта, в котором была бы прописана должность худрука. По ее словам, в законе о ГНКО прописано лишь, кто такой директор.
"Такой персоны, как худрук, в природе не существует, если говорить, опираясь на закон о ГНКО. Этому закону подчиняются и библиотеки, и музеи, и галереи. В законе нет ни одного упоминания о худруке. Это придумала Назени Гарибян (и.о. министра культуры. – Прим. "Кавказского узла"), которая месяца три назад вместе с экспертами пришла к выводу, что худрук – не творческая должность. Кто эти эксперты? Покажите их нам", - возмутилась Мелоян.
Должность худрука прописана исключительно в уставах театров, которые не являются законодательными актами, отметила театровед.
"Если нет в законе такого понятия, как «худрук», о каком совмещении можно говорить? Минкульт придумал директиву, что худрук не является творческой должностью, чтобы сместить Орбеляна, так как директор театра не вправе заниматься другой деятельностью, за исключением творческой и преподавательской", - заявила она.
Мелоян считает, что Константин Орбелян согласится сохранить директорский пост, если стоит вопрос совмещения должностей, но с условием, чтобы в театр не привели худрука.
"Для него важно руководить театром. И у него это хорошо получается. Появление любого второго человека приведет к конфликту интересов, что отразится на деятельности театра", - уверена она.
При Константине Орбеляне артисты театра не только стали получать заработную плату, но и почувствовали себя реализованными, что очень важно для них, добавила театровед.
По ее словам, до прихода Орбеляна в театр новых спектаклей не ставили восемь лет. Он пришел на должность худрука в 2016 году, директором стал в 2017 году, и за это время были представлены шесть новых постановок.
"При этом на всех спектаклях - аншлаг", - заявила Мелоян.
Абсурдным она назвала и то, что одной из причин увольнения Орбеляна названо незнание им армянского языка.
"Что значит, Орбелян не знает армянского языка? Когда у директора немецкого театра Schaubuehne закончился контракт, с ним трижды продлили его, а потом пригласили директора британской галереи Tate, который слова не знал по-немецки. Для театра важен результат, важно, чтобы был культовый менеджер, а не уровень владения языком", - подчеркнула секретарь Союза театральных деятелей.
Константин Орбелян - американский дирижер, пианист, трижды номинант на премию "Грэмми". Родился в 1956 году в США. В июне 2016 года стал художественным руководителем, а в августе 2017 года - директором Национального академического театра оперы и балеты имени Александра Спендиаряна в Ереване, информирует news.am.
У театра должен быть один глава, а финансами может заниматься кто-то из замов
В законе о ГНКО не прописана должность худрука, отметил директор Ереванского Государственного кукольного театра Рубен Бабаян.
"Министерство юстиции утверждает, что в контракте Орбеляна есть нарушения, и закон запрещал назначать его худруком, так как это административная должность. В каждом театре есть штатный список, в котором прописан административный состав – директор, его замы, главный бухгалтер и художественно-творческий состав, который возглавляет худрук. Любая ссылка на закон необоснованная, потому что в законе о ГНКО нет понятия худрук", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
Закон о ГНКО был переписан с российского законодательства, однако в России поняли ущербность этого закона и приняли новый – о культурных учреждениях, куда вошли и театры, пояснил директор театра.
По его словам, согласно закону, директор театра отвечает за финансовые вопросы, а также несет ответственность за творческую составляющую.
"Он может назначить худрука или уволить. Может самостоятельно утверждать репертуар. И, если директор не пожелает, то все усилия худрука будут обречены. В советское время в театрах были две должности – директор и главный режиссер. Это становилось причиной конфликта между творческим и финансовым блоками. Когда началась реструктуризация советского театра, эти должности объединили и ввели должность директор-худрук. Люди поняли, что эта модель наиболее оптимальна для управления. У театра должен быть один глава. А финансовыми вопросами может спокойно заниматься кто-то из его замов", - рассказал Бабаян.
Орбелян согласился возглавить театр с условием, что его слово будет решающим, потому что большая ответственность подразумевает большие возможности, считает он.
"Дисбаланс помешает работе театра. Избежать этого можно единоличным управлением. Есть пример Валерия Гергиева, который занимает должность и гендиректора, и худрука Мариинского театра в Петербурге. Да и оценки деятельности Орбеляна положительные. Театр ставит интересные спектакли - как оперные, так и балетные. На спектаклях аншлаг. Театр стал выезжать на гастроли, что очень важно. Это позволяет развиваться искусству", - утверждает Бабаян.
Валерий Гергиев в 1988 года был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996 году - его художественным руководителем-директором (приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппами), сообщается на сайте театра.
При этом он выразил мнение, что, даже если предположить, что контракт с Орбеляном был заключен в нарушение закона, этот факт не должен стать проблемой.
"Орбелян со своей стороны соблюдает условия контракта. Если и было нарушение, то со стороны правительства. Смена правительства не освобождает кабмин от ответственности за заключенные договора. И нарушение условий договора может стать причиной судебных тяжб и выплаты крупного штрафа, так как, подписав контракт, Орбелян отказался от иных предложений, связав себя на три года с Театром оперы и балета", - подчеркнул он.
При Орбеляне театр стал популярным
До прихода Константина Орбеляна состояние театра было ниже среднего уровня, считает театральный критик, театровед Нвард Асатрян.
"Ни одному худруку не удалось за короткий срок поставить шесть премьер. Постановки были примечательны использованием современной техники, проекцией, компьютерной графикой и оформлением сцены. Потенциал у театра был, но Орбелян способствовал развитию творческому процессу", - заявила она корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, Театр оперы и балета собирал аншлаги не только на премьерных показах.
"Театр стал популярным, у него есть зритель. И это результат, в том числе, грамотного менеджмента. В Армении есть потребность в хороших менеджерах. Увольнение Орбеляна с должности директора скажется на деятельности театра", - отметила Асатрян.
Директор может обеспечить финансовую деятельность театра, но не может содействовать безупречной реализации планов худрука, уверена театровед.
"Изначально составить точную смету расходов сложно, так как по ходу процесса могут возникнуть новые творческие идеи. Орбелян должен остаться, даже если для этого надо будет изменить название его должностей. Могут назвать художественный директор", - считает она.
Асатрян считает, что Орбеляну оппонируют те, кто считает, их талант остается незамеченным худруком.
"Есть камерные певцы и певицы, которые обиделись, что Орбелян не привлекает их в спектакли. Хотя многие из них занимают призовые места на камерных фестивалях, но их возможности не для большой сцены", - отметила театральный критик.
По ее словам, наилучшей оценкой деятельности театра под руководством Орбеляна стали награды театральной премии "Артавазд".
"Опера «Тоска» постановки Наирэ Степаняна была признана лучшим музыкальным спектаклем, лучшим спектаклем был признан балет «Чиполлино» Карена Хачатуряна, исполнитель партии Хозе в «Кармен» Липарит Аветисян был признан лучшим актером. До этого какой-либо оценки оперного театра не было", - заключила Асатрян.
"Артавазд" - ежегодная театральная премия Армении, вручаемая по итогам театрального года в 13 номинациях. Учреждена в 2002 году Союзом театральных деятелей Армении, пишет "Голос Армении".