Азербайджанский активист рассказал о беседе с полицейскими после поста в поддержку Мамедова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Активист движения Nida Гияс Ибрагимов был вызван в Главное управление полиции Баку после публикации поста в Facebook в поддержку арестованного активиста Байрама Мамедова. Силовики провели с ним профилактическую беседу и отпустили, посоветовав избегать подобных публикаций, рассказал активист. Вызов в полицию можно считать давлением на Ибрагимова за его публикацию, заявил директор Института свободы и безопасности репортеров Эмин Гусейнов.

Как писал "Кавказский узел",  апелляционный суд в Баку 2 апреля оставил без удовлетворения жалобу на арест активиста Байрама Мамедова. После его заявления о пытках суд обязал прокуратуру расследовать жалобы активиста. Защита сомневается, что будет проведено эффективное расследование.

Байрам Мамедов был задержан в Баку 30 марта, когда он шел вместе с отцом по улице. Отец активиста Фарман Мамедов сообщил, что его сына без всяких разъяснений задержали и увезли в отделение полиции. В тот же день стало известно, что молодого человека арестовали на 30 суток, признав виновным по статье 535.1 (неподчинение законным требованиям представителя полиции) КоАП Азербайджана.

Активист движения Nida Гияс Ибрагимов утром 3 апреля был вызван в Главное управление полиции города Баку (ГУПГБ). 

"Утром мы с матерью пошли в НИИ легочных заболеваний на обследование. Мне позвонил человек, представившийся высокопоставленным сотрудником Главного управления полиции города Баку, и пригласил нас с матерью на беседу. Я сказал, что без повестки не пойду", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Ибрагимов.

По словам активиста, затем ему позвонил участковый инспектор, а вслед за ним и представитель Низаминского районного управления полиции, они настаивали, что необходимо явиться в полицию.

"Им я ответил то же самое. После этого участковый и начальник 25-го отделения Низаминского районного управления полиции пришли к нам домой и стали говорить, что надо пойти в полицию, так как это всего лишь просьба генерала и потому повестка не нужна. Я вновь отказался идти. Они немного постояли... и потом ушли", - сказал Ибрагимов.

Он отметил, что был готов пойти в полицию, но при условии, что вызов будет оформлен в соответствии с законом.

Через 45 минут за ним вновь пришли сотрудники полиции, рассказал активист. На этот раз они принесли повестку о необходимости явится в Главное управление полиции Баку 3 апреля с 16.00 по 18.00 по местному времени (с 15.00 по 17.00 мск), сказал он. В повестке, подписанной начальником 25-го отделения Низаминского районного управления полиции, не были указаны причины вызова и какое должностное лицо его вызывает, пояснил активист.

По словам Ибрагимова, после этого он отправился в управление полиции вместе с матерью, адвокатом Зибейдой Садыговой и группой активистов. Адвоката поначалу не пропускали в здание, однако вскоре она все же вошла, сказал активист. 

Ибрагимов рассказал, что его с матерью повели к руководству ГУПГБ. Адвоката не пустили на встречу, заявив, что "это всего лишь профилактическая беседа", сказал активист.

"Мне показали распечатанный скриншот моего вчерашнего поста (2 апреля) в Facebook под сообщением об итогах рассмотрения апелляционной жалобы Байрама (Мамедова). Меня упрекнули в том, что я написал оскорбления в адрес президента, и это недопустимо", - рассказал он.

"В этом посте я написал, что арест Байрама свидетельствует о наивности ожиданий реформ в Азербайджане... Мне также указали, что я написал фамилию Алиев, употребив оскорбительное  выражение", - сказал Ибрагимов.

Алиевых много и невозможно доказать, что имелся в виду президент, однако полицейские ответили, что знают, кто имелся в виду, сказал активист.

"Они мне настоятельно советовали больше не допускать оскорблений в адрес президента Азербайджана, во избежание неприятностей", - сообщил Ибрагимов.

По словам активиста, полицейские сказали ему, что "у президента много сторонников, фанатов, и ктоо из них может остановить меня на улице и потребовать ответа за свои действия, и тогда полиция не сможет мне помочь".

Ибрагимов пояснил, что пост, из-за которого его вызывали в полицию, написал на странице своей матери Шуры Амираслановой и еще утром 3 апреля он его удалил.

Активист не исключил, что на него могут быть совершены нападения, и это потом будет представлено делом рук "фанатов президента".

Полицейские "сказали, что в отношении Гияса нет административного или уголовного производства, и в адвокате нет необходимости", прокомментировала корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Зибейда Садыгова отказ силовиков пускать ее на беседу с Ибрагимовым.

Директор Института свободы и безопасности репортеров Эмин Гусейнов считает, что действия полиции являются формой давления на Ибрагимова за его публикацию.

"Фактически молодому человеку дали понять, что если он и дальше будет критиковать президента, то его могут наказать по-иному, не арестовывать, а физически расправиться. С учетом того, что в Азербайджане уже были случаи физического насилия и убийства журналистов – Эльмара Гусейнова, Рафига Таги и других, угрозы могут быть весьма серьезны", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Гусейнов.

Главный редактор журнала "Монитор" Эльмар Гусейнов был убит 2 марта 2005 года на пороге своей квартиры. Он не раз получал угрозы, подвергался уголовному преследованию, сидел в тюрьме. Несмотря на предложения иностранных государств о предоставлении политического убежища, остался в Азербайджане и продолжал там свою профессиональную деятельность вплоть до гибели, отмечается в подготовленной "Кавказским узлом" биографии Эльмара Гусейнова. Президент Азербайджана Ильхам Алиев за 14 лет не выполнил свое обещание о быстром раскрытии убийства Гусейнова, констатировал в годовщину убийства журналиста Институт свободы и безопасности репортеров. 19 ноября 2011 года неизвестные напали на Таги и нанесли ему ножевые ранения в шею, живот и плечо. Писатель в тяжелом состоянии был госпитализирован в отделение реанимации и прооперирован. После операций состояние здоровья Таги несколько стабилизировалось, однако 23 ноября он скончался.

В пресс-службе МВД Азербайджана корреспонденту "Кавказского узла" подтвердили вызов Ибрагимова в полицию Баку.

"Каждого вышедшего на свободу в соответствии с распоряжением президента о помиловании приглашают в территориальные органы полиции, с ними ведут индивидуальные беседы, разъясняют закон", - сказал сотрудник пресс-службы.

Напомним, президент Азербайджана Ильхам Алиев 16 марта подписал распоряжение о помиловании 431 осужденного. Помилование коснулось 51 политзаключенного, в числе которых был активист движения Nida Гияс Ибрагимов. В тюрьмах остаются еще 74 человека, осужденных по политическим мотивам, констатировали правозащитники. Освобожденные активисты выразили намерение продолжить политическую и общественную деятельность.

Новости о преследованиях активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" собрал на тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"