Защита Савостина подвергла сомнению показания свидетелей

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Понятой Василий Котов дал противоречивые показания на суде по делу главы "Народного вече Минеральных Вод" 14 марта и отказался от исследования на полиграфе. Допрошенный в суде оперативник изменил свои показания прямо на заседании.

Как сообщал "Кавказский узел", силовики задержали главу "Народного вече Минеральных Вод" Михаила Савостина 5 апреля 2018 года, через два дня он был заключен под стражу. Правозащитный центр "Мемориал" потребовал освободить активиста, признав его политическим заключенным. 28 декабря 2018 года суд отказался перевести Савостина под домашний арест. На заседании суда 28 февраля свидетель Сергей Диденко признался, что оговорил Савостина и себя самого из-за угроз. Диденко назвал имя угрожавшего ему силовика.

Савостин утверждает, что наркотики, в хранении которых он обвинен, подброшены. Защита считает, что он стал жертвой преследования по политическим мотивам. Экспертиза не нашла наркотиков в крови Савостина. Еще одна судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что при задержании активисту были нанесены телесные повреждения, когда силовики связали ему руки проволокой, уложив на пол автобуса.

На заседании по делу Савостина 14 марта суд допросил следователя Константина Леонова, бывшего сотрудника наркоконтроля Марата Кокова и понятого Василия Котова. Житель села Канглы Минераловодского района Марат Коков был доставлен в суд под конвоем - уже семь месяцев оперативник находится под стражей по уголовному делу о принуждении к даче взятки и превышении должностных полномочий. На заседание также пришел друг Михаила Савостина Сергей Диденко - свидетель по делу, признавшийся в оговоре активиста, передал присутствовавший на заседании корреспондент "Кавказского узла".

Следователь Константин Леонов заявил суду, что не проводил допрос Диденко. По словам следователя, он поручил допрос свидетеля оперативному сотруднику Марату Кокову, так как сам был занят. Коков в начале допроса взглянул на Диденко и заявил, что не допрашивал его.

Слова оперативника подтвердил и Сергей Диденко: увидев Кокова, свидетель заверил, что его допрашивал другой человек. "Это был другой сотрудник, он был выше ростом и другой внешности", - сказал он.

Адвокат Виталий Зубенко попросил Кокова уточнить, его ли подпись стоит на протоколе допроса Диденко. Взглянув на документ, Коков ответил утвердительно и изменил показания: оперативник заявил, что допрос Диденко проводил именно он. "Мне дали поручение, я провел допрос. О чем разговаривали, не помню. Мне это дело не было интересно", - сказал Марат Коков.

Понятой Василий Котов, житель Железноводска, рассказал суду, что 5 апреля он был в Минеральных Водах. По словам Котова, ему предложили быть понятым, и он в течение суток находился вместе с оперативниками - присутствовал при задержании Савостина, обысках и других мероприятиях.

На заседании были зачитаны показания Котова, которые он дал во время предварительного следствия. Адвокаты указали на значительные противоречия в его показаниях на следствии и суде: Котов сначала заявлял, что стоял на улице, когда Савостин выбросил из своего автомобиля пакет с наркотиками, а в суде утверждал, что находился в это время на заднем сиденье машины оперативников. "Это все произошло давно, и я не могу сейчас помнить все подробности", - объяснил понятой противоречия в показаниях.

На предложение адвокатов пройти исследование на полиграфе Котов ответил отказом. "Это мое право и желание – отказаться от этого исследования", - сказал он. "Зато Савостин готов пройти исследование на полиграфе, но ему в этом отказывают", - заметил адвокат Зубенко.

Судья Любовь Вильковская назначила следующее заседание по делу Савостина на 4 апреля. Допрос свидетелей обвинения на следующем заседании продолжится: суд планирует допросить второго понятого и попутчика Михаила Савостина, который в день задержания находился с ним в течение трех часов.

В суде находились более 20 активистов из Минеральных Вод, которые пришли поддержать Савостина. Подсудимый после заседания поблагодарил их.  "Я благодарен всем, кто поддерживает меня и верит в мою невиновность", – сказал Михаил Савостин.

Противоречия в показаниях свидетелей дали козырь защите Савостина

Бывший сотрудник наркоконтроля Коков подтвердил в суде показания Савостина о том, что его задерживали люди в масках, сотрудники СОБР.  Для защиты эти показания являются удачей, сообщил адвокат Виталий Зубенко после заседания.

"Это первый свидетель, который об этом сказал и подтвердил показания Савостина в этой части. Все свидетели, которые давали показания во время следствия, отвергали это. Савостин говорил, что его остановили сотрудники ГАИ, потом подъехали люди в масках, которые его засунули в автобус, минут 15 проводили манипуляции и потом его вывели. И потом, когда его вывели, уже в машине находился пакет с наркотиками. Опечатки пальцев Михаила не были обнаружены на пакете, не было в крови обнаружено и наркотиков. Следователь отказывал нам во всех ходатайствах – исследовании машины, где могут находиться следы наркотиков, и других", - рассказал адвокат корреспонденту "Кавказского узла".

По словам свидетеля Диденко, его допрашивал не следователь Леонов и не оперативник Коков, а третий человек, о котором ничего не сказано в материалах дела. "Диденко, видимо, запугали, он даже вынужден был обратиться к адвокату, чтобы его дальше не принуждали ни к чему. На заседании Коков сначала сказал, что не допрашивал Диденко, а потом, когда увидел свою подпись под объяснениями этого свидетеля, сказал: "Я вспомнил, я его допрашивал", - сказал Виталий Зубенко.

Адвокат напомнил, что "Коков сейчас под уголовным преследованием по другому делу". "Если оперативник подписывал то, чего не делал, то это образует состав преступления по делу о превышении должностных полномочий. Он понимает ответственность, стоит его подпись", - пояснил Зубенко.

Противоречия в показаниях понятого Василия Котова принципиальны, отметил защитник. "Он во время следствия сказал, что подошел к автомобилю, когда увидел, как сверток с наркотиками Савостин выкидывал из своей машины. А на суде сказал, что сидел на заднем сиденье автомобиля с оперативниками и увидел, как Савостин выкидывает пакет. На допросе во время следствия он точно указал место происшествия - улицу, номер дома, - а на суде сказал, что вообще не знает город Минеральные Воды и названия улиц", - сказал Зубенко.

Рассказ Котова о том, как он оказался понятым, защита Савостина тоже находит странным. Котов заявил, что "прогуливался по федеральной трассе, дышал свежим воздухом" и сразу согласился быть понятым, как только полицейские обратились к нему.

"Он житель Железноводска, после мероприятий попал домой только через сутки, находился все это время в распоряжении полиции. Обычно понятые – это люди, знакомые с полицейскими", - считает Зубенко.

Активисты выразили сомнения в обоснованности обвинения

Знакомые Михаила Савостина не верят в версию обвинения, заявил присутствовавший на заседании представитель Независимого общественного совета Минвод Герман Хлебников. "Мы не верим в обвинения. Я знаю Михаила, он порядочный человек. Все мы обеспокоены случившимся -  приходим на заседания, поддерживаем его", - сказал активист корреспонденту "Кавказского узла".

"Многие свидетели обвинения не отвечают на вопросы, говорят, что ничего не помнят, дают противоречивые показания. Савостин – известный в крае человек, его многие поддерживают", - пояснил глава Ставропольской краевой общественной организации по защите прав человека Виктор Круглов.корреспонденту "Кавказского узла".

Новости о преследовании активистов в регионах юга России и странах Южного Кавказа "Кавказский узел" собрал на тематической странице "Преследование активистов".

источник: корреспондент "Кавказского узла"