Перезахоронение жителя Чечни указало на проблему поисков пропавших без вести
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сотни людей посетили похороны пропавшего в январе 1995 года Шарипа Исмаилова, рассказали родственники. Родные пропавших без вести во время военных кампаний в Чечне все еще надеются найти своих близких.
Как писал "Кавказский узел", с весны 2013 года в Чечне ведется выдача генетических паспортов родственникам пропавших и похищенных в ходе военных действий. К августу 2017 года, по данным представителя министерства по национальной политике, информации и печати Чечни, такие паспорта получили более 900 жителей Чечни.
"В Чечню были доставлены останки уроженца села Толстой-Юрт Грозненского района Шарипа Исмаилова. Он пропал без вести в январе 1995 года, и с тех пор никаких сведений о нем у родственников не было. Исмаилов был похоронен на кладбище Ростова-на-Дону, и опознать его останки удалось благодаря наличию генетического паспорта. Его похоронили на кладбище Толстой-юрта", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник министерстве по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чечни.
Родственники Исмаиловых рассказали о большом количестве посетивших поминки людей
Похороны Шарипа Исмаилова прошли 5 марта. По словам родственников Исмаиловых и жителей Толстой-Юрта, обряд тезета (поминок) посетили сотни людей, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
"Родственники, соседи, односельчане, знакомые и даже совершенно незнакомые люди приходят и приезжают выразить соболезнования. Трагедий, подобных нашей, в республике тысячи, и люди понимают наше состояние. Это и горечь от потери, и радость от того, что хотя бы одного из двоих удалось найти и предать земле, как полагается", - отметил один из родственников семьи, назвавшийся Исой.
"У Исмаиловых тезет. 24 года назад у них пропали отец и сын, останки последнего и были найдены на христианском кладбище в Ростове. То, что хотя бы у одного из них теперь есть могила на родине - это уже немало. За две войны у нас в республике пропали тысячи людей, и их близкие все еще надеются найти их и похоронить", - рассказал местный житель Ибрагим.
"Шарип и его отец Шама после январского штурма Грозного отправились туда из Гойты, где временно проживали у родственников. Доехали они туда или нет, или пропали по пути, неизвестно. Останки сына обнаружили в Ростове-на-Дону, об отце никаких сведений нет до сих пор", - заявил другой местный житель Бауди.
Близкие пропавших ищут своих родственников
По словам жителя Грозного Магомеда, родственники пропавших понимают, что их близких уже нет в живых.
"У меня пропал брат. Искали везде, где только можно, направляли запросы. Долгое время надеялись, что он вернется. Я понимаю, что его уже нет в живых, хочу найти его останки и похоронить по-человечески. Самое тяжелое - это неизвестность", - заявил он.
Близкие пропавших и похищенных также отметили, что решением вопроса должны заниматься власти. "Мне непонятно, почему этими вопросами (поисками пропавших), занимаются не государственные органы, а общественные организации? Дайте людям ответ, что стало с тысячами похищенных и пропавших. Раз в год одного-двух человек находят где-то, это считается большим достижением", - высказала свое возмущение жительница Грозного Зара.
При этом точных данных о количестве похищенных и пропавших в ходе военных кампаний жителей Чечни нет. "В нашей базе данных в числе пропавших в ходе военных действий жителей республики числятся 3 тысячи 16 человек", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" представитель республиканского МВД.
Минздрав Чечни напомнил о процедуре получения генпаспортов
Для получения генетического паспорта близкие пропавшего человека должны обратиться в Бюро судмедэкспертизы Минздрава республики, заявил представитель министерства.
"Процедура сдачи крови на анализ ДНК для родственников пропавших без вести бесплатная. Эти данные затем поступают в Москву, там же и изготавливаются генетические паспорта. Процедура в общем-то несложная, но занимает достаточно большой отрезок времени. Как правило, это несколько месяцев", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".
Точное число жертв первой чеченской войны неизвестно. По разным источникам, приведенным в размещенном на "Кавказском узле" материале "Как закончилась Первая чеченская: память и хроника", погибло от 4 до 14 тысяч российских военнослужащих, от 3 до 10 тысяч чеченских бойцов, от 50 до 100 тысяч человек из числа гражданского населения. После вторжения в начале августа 1999 года в Дагестан боевиков Басаева и Хаттаба было принято решение о военной операции. 30 сентября 1999 года российские войска вошли на территорию Чечни – началась вторая чеченская кампания.
К годовщине первой чеченской войны "Кавказский узел" подготовил подборку справочных материалов, объединенных в тематическую подшивку. В подшивке "Первая чеченская: 20 лет с вывода войск" собраны статьи о ключевых моментах войны и биографии главных действующих лиц. В подшивке можно ознакомиться с видеокадрами военной хроники и послушать песни о войне, в том числе произведения барда Тимура Муцураева, которые не включены в список экстремистских.