Политика советских властей в отношении ислама оставила след на Кавказе

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Уничтожение духовенства и разрушение мечетей в советские годы привело к появлению радикальных проповедников в постсоветский период, заявил ректор Московского исламского института Дамир Мухетдинов на конференции "История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее" в Госдуме. На Северном Кавказе в 1990-е годы были реанимированы споры между суфиями и салафитами, которые при советской власти загонялись в глубину, отметил заместитель директора Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов.

В малом зале Госдумы 4 марта состоялась научно-образовательная конференция "История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее", организаторами которой выступили фракция партии "Справедливая Россия" в нижней палате парламента, Духовное управление мусульман России, Московский исламский институт и секретариат Международного мусульманского форума. На встрече также присутствовали представители иных конфессий — иудеи, протестанты, католики, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на мероприятии.

Встреча была посвящена презентации комплексного исторического труда "История ислама в России", автором которого является первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России, ректор Московского исламского института, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Дамир Мухетдинов, а главным редактором — профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Вадим Трепавлов.

Как сказано во введении книги, в пособии предпринимается попытка взглянуть на историю мусульман нынешней России как на неразрывную часть истории российского государства. В труде есть отдельные подглавы, посвященные как распространению ислама на территории в том числе и Кавказа, так и проникновению российского государства в населенные мусульманами регионы Северного и Южного Кавказа.

Авторы книги уверены, что ислам на территории России имеет государствообразующий статус. "Датой начала проникновения ислама на территорию, ныне являющейся Российской Федерацией, стал 642 год, когда люди из окружения сахаба [сподвижников] пророка Мухаммада пришли в Баб эль Абваб [Дербент]", — сказал автор книги Дамир Мухетдинов в своем выступлении на конференции.

Причем, по мнению Мухетдинова, вплоть до укрепления Московского государства и захвата Казани большая часть Восточной Европы, входящей в современные границы РФ, была частью исламского мира. "Эти народы и территории — часть исламской истории", — отметил он.

Книга охватывает период от раннего Средневековья до наших дней, в ней содержится много фактологии официальной и неофициальной исламской религиозной жизни в советский период, в том числе на Кавказе. По данным Мухетдинова, к 1980-м годам на территории России было около 120 мечетей, в настоящее время около 8000. Но при этом в 1920-е годы количество мечетей намного превышало 11 тысяч, не считая мечетей на территории Средней Азии и Закавказья. Именно разрушение мечетей и медресе и физическое истребление абсолютного большинства представителей интеллектуального класса из среды мусульман привело, по мнению Мухетдинова, к тому, что пустоту заполнили в постсоветский период "радикальные проповедники". По его словам, радикализм пришел наряду с новыми возможностями для получения знаний и информации.

В отсутствие инфраструктуры, собственных шейхов, наставников вакуум был заполнен иными суждениями и направлениями

"И за это можно сказать "спасибо" Иосифу Виссарионовичу Сталину, который в свое время уничтожил мусульманское духовенство… И в отсутствие инфраструктуры, собственных шейхов, наставников вакуум был заполнен иными суждениями и направлениями", — сказал Мухетдинов.

При этом о современности в самой книге сказано совсем вкратце, например нет фактически рассказа о чеченских войнах и ситуации на Кавказе, нет их оценки. Автор труда Дамир Мухетдинов пояснил корреспонденту "Кавказского узла", что история мусульманского сообщества России за последние четверть века освещена весьма лаконично в книге в связи с тем, что это "история, которая ещё пишется". "Пока ещё живы ряд участников этих событий, я постарался обойти острые углы, чтобы никого не обидеть, не задеть, не давать какие-то оценочные суждения. Я констатирую лишь то, что признано как факт", — сказал он.

Такова же позиция автора и по событиям на Кавказе последних десятилетий. "Эти процессы я старался осветить максимально лаконично и осторожно, понимая также, что через 20-30 лет некоторым событиям будет дана совсем иная оценка", — считает Мухетдинов.

Профессор Вадим Трепавлов на конференции отметил, что работа Мухетдинова описывает трудную и интересную историю мусульман как части России. "Первая мечеть была воздвигнута в Дербенте на 300 лет [раньше] официального крещения Руси. И лишь в Крыму, который входил в Римскую империю, христианство появилось раньше — в IV веке", — сказал профессор.

По его словам, сентиментального отношения к религиозным чувствам иноверных подданных у российской власти не было, насущная задача обеспечить лояльность неправославных подданных достигалась разными методами, в том числе учитывая местные обычаи, но иногда это было нелепо и неудачно.

"Например, когда генерал-губернатор Туркестана Черняев проезжал со своей свитой по Ташкенту, то его адъютант разбрасывал деньги в толпу по местному обычаю. Люди радостно бросались поднимать монеты. Попробовали такой же способ применить на Кавказе. Есть воспоминания, что однажды русский отряд шел по селению в горном Дагестане и армейский казначей разбрасывал деньги в толпу. Ни один человек не сдвинулся с места собирать деньги. Современник записал: "Совершенно напрасная трата, которая не соответствовала духу горцев", — привел пример Трепавлов.

Споры между салафитами и суфиями были реанимированы на Северном Кавказе в 1990-е годы

Во все времена для российских властей определенные идейные, мазхабные и другие противоречия внутри исламской среды имели значение и использовались для обеспечения "лучшей управляемости", заявил "Кавказскому узлу" в  кулуарах конференции заместитель директора Института востоковедения РАН, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Аликбер Аликберов.

"Имел место поиск партнеров, на кого можно было положиться… Иногда были неожиданные решения… К примеру, в период имамата Шамиля появилось желание опереться на шиитов Азербайджана, потому что на Северном Кавказе шла война, в те времена суфии, мюриды Шамиля были антироссийски настроенными. Шииты же адаптировались к новым условиям при власти Российской империи не столь болезненно и были более лояльными к ней", — рассказал он.

Имам Шамиль — лидер горцев Дагестана и Чечни в борьбе за независимость против Российской империи во время Кавказской войны, третий имам имамата Нагорного Дагестана и Чечни. В 1859 году был осажден в Гунибе и 7 сентября (по новому стилю) сдался в плен, говорится в биографической справке о нем в разделе "Персоналии" на "Кавказском узле". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликованы статьи "Ислам в России", "Суфизм", "Суннизм", "Шиизм" и "Ваххабизм".

По его словам, определенные противоречиями между самими суфийскими тарикатами и между ними и салафитами, называвшимися "ваххабитами", имели место уже более ста лет назад, поэтому говорить о них только как о новом явлении, новом вызове не приходится.

"Эти проблемы были даже в годы гражданской войны в 1918-20 годах. Сейчас мы собираемся публиковать ряд открытых и ранее размещавшихся в спецхранах документов об имевших место внутримусульманских разногласий. Это удивительно, как будто ничего не изменилось, как будто 1990-е годы", — отметил Аликберов.

Советская власть нивелировала эти разногласия, но в начале своего установления на Кавказе вынуждена была заигрывать с мусульманами, усиливая политический компонент ислама. Большевики рассчитывали на его антиимпериалистический запал, пояснил он. "Например, впервые после завоевания царской Россией на Кавказе были введены шариатские суды. Действовали, правда, они всего несколько лет и затем были упразднены, — сообщил Аликберов. — В 1990-е годы возникло желание уже опираться на суфиев на Кавказе. И при том во многом произошла реанимация прежних воззрений и даже споров суфиев с ваххабитами. Полемика, которая при советской власти была загнана в глубину, вышла наружу. Хотя это не исключает и появления новых вызовов".

Миронов не связывает арест Арашуковых с кампанией антикоррупционных зачисток всего Кавказа

Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов в кулуарах конференции заявил "Кавказскому узлу", что не считает арест Арашуковых, допросы и аресты высокопоставленных чиновников газовой отрасли на Кавказе, а до этого аресты в Дагестане частью начавшейся большой кампании антикоррупционных зачисток всего Кавказа.

"Кавказ — это наша гордость, но это и наша боль… Там очень много проблем, но никогда, в том числе и сейчас, не стоит увязывать совершенно разновекторные, хотя, может, и совпадающие по времени ситуации… Просто, как говорилось в советском фильме, "вор должен сидеть в тюрьме". Если воруете, ребята, наше национальное достояние — газ, то… всё. А какая там вера, национальность или в каком регионе, не имеет значения", — сказал Миронов.

26 февраля Следком отчитался о 70 обысках в 22 городах и районах Ставрополья, Карачаево-Черкесии и Дагестана по делу советника гендиректора "Газпром межрегионгаза" Рауля Арашукова, арестованного по делу о хищении газа более чем на 30 миллиардов рублей. Под стражу также взяты его племянник, гендиректор "Газпром газораспределение Астрахань" Руслан Арашуков, исполнительный директор АО "Минераловодская газовая компания" Гузер Хашукаев, гендиректор "Газпром газораспределение Ставрополь" Игорь Травинов и его заместитель Николай Романов, руководитель "дочки" "Газпрома" в Ессентуках Алан Кятов. Сын Рауля Арашукова, сенатор от Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков, арестованный по обвинениям в убийствах, участии в организованном преступном сообществе и давлении на свидетеля, также причастен к хищениям, полагает следствие.

"Кавказский узел" подготовил биографические справки о Рауфе Арашукове и его отце Рауле Арашукове. Новости о резонансном расследовании "Кавказский узел" отслеживает на тематической странице "Опала Арашуковых".

Депутат посчитал Дагестан "жертвой коррупции"

На Кавказ в свете борьбы с коррупцией не случайно обращено внимание, однако бороться с ней следует в первую очередь в центре страны, считает депутат Госдумы Гаджимурад Омаров. "Но борьба с коррупцией в РФ не должна быть кампанейщиной... С коррупцией надо бороться и на юге страны, и на севере, но больше пристального внимания к тому, что в центре. Из центра зачастую и запускает свои щупальца коррупция в разные регионы", — полагает он.

Дагестан стал своего рода "жертвой коррупции", заявил в кулуарах конференции "Кавказскому узлу" Омаров. "Дагестан в прошлом самодостаточная республика, не знавшая ни о коррупции, ни о многих других проблемах... Сепаратизм никогда там не присутствовал", — сказал он.

На протяжении всего 2018 года наиболее обсуждаемыми событиями в Дагестане были масштабные "зачистки" чиновничьего аппарата. По подсчетам "Кавказского узла", в течение года были арестованы не менее 18 высокопоставленных руководителей министерств и ведомств. Задержаны были и родственники чиновников, говорится в статье "Итоги года в Дагестане: расстрел в Кизляре, аресты чиновников и гонения за нравственность" на "Кавказском узле". Ситуацию с кадровыми чистками в республике, которые там продолжаются с января 2018 года, собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Кадровые зачистки в Дагестане".

Но, по мнению депутата, в последние годы Дагестан "оказался на задворках цивилизации и прогресса", но республика может усилить свои позиции. "Я думаю, народ Дагестана придёт в себя и начнет восстанавливать свою экономическую жизнь", — полагает Омаров.

Просьбу прокомментировать расследование оппозиционера Алексея Навального, посвященное коррупции в Карачаево-Черкесии, и возможную реакцию силовиков на него участники конференции, к которым обратился корреспондент "Кавказского узла", оставили без ответа.

Напомним, что 21 февраля Фонд борьбы с коррупцией оппозиционного политика Алексея Навального опубликовал расследование о коррупции в Карачаево-Черкесии, напомнив о влиятельном клане Каитовых. "Кавказский узел" написал об этом расследовании в тот же день. Расследование Навального "Бентли, дворцы, убийства. Как устроен Северный Кавказ" за первые пять дней набрало более 4,2 миллиона просмотров и 330 тысяч лайков и вызвало острую реакцию пользователей соцсетей, призвавших власти разобраться в ситуации. Однако, как следует из анализа "Кавказского узла", это расследование осталось незамеченным местными СМИ.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"