Осетинские мусульмане высказались против привлечения Кадырова к вопросу о мечети во Владикавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Во Владикавказе не хватает мечетей, сообщили в муфтияте Северной Осетии, комментируя петицию за передачу здания, где располагается планетарий, Духовному управлению мусульман. С этим согласны и власти республики. Верующие считают, что культовое сооружение должно использоваться по прямому назначению, однако решение этого вопроса не должно выходить за пределы республики.
Как писал "Кавказский узел", петиция "Верните Персидскую мечеть Владикавказа ДУМ РСО-Алании" была опубликована на сайте change.org 5 февраля. Петиция от имени Магаса Дедякова адресована главам Северной Осетии и Чечни - Вячеславу Битарову и Рамзану Кадырову.
Шиитская (персидская) мечеть была построена в начале 70-х годов XIX века (1870 г). Строительство мечети было связано с большим числом проживающих во Владикавказе купцов и рабочих строителей из Персии. Ее архитектор неизвестен. Здание мечети, как объект культурного наследия, выполнено в духе восточно-мусульманской архитектуры, редко встречающейся на территории Российской Федерации. В 1963 году в здании был открыт планетарий, говорится на сайте Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Северной Осетии.
В конце 2015 года здание бывшей шиитской мечети, в которой в советское время располагался планетарий, было передано в ведение министерства государственного имущества и земельных отношений Северной Осетии с последующей передачей министерству культуры. В 2016 году власти сообщили о начале ремонта в бывшей шиитской мечети Владикавказа. Эти работы ведутся без согласованного проекта и нарушают архитектурный облик здания, заявили тогда местные архитекторы.
На 18.52 мск 9 февраля петиция о восстановлении Персидской мечети во Владикавказе набрала 1101 подпись. На официальном портале "Республика Северная Осетия - Алания" и на сайте главы и правительства Чечни комментариев относительно требований петиции от Вячеслава Битарова и Рамзана Кадырова, по данным на 18.52 мск 9 февраля, нет.
Осетинский блогер Магас Дедяков, который значится инициатором петиции, заявил, что не имеет к ней отношения.
"Петицию я не составлял, на платформе Change.org не размещал. В разных соцсетях были и есть фальшивые аккаунты под именем Магаса Дедякова", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Магас Дедяков.
Он также отметил, что с администрацией платформы Change.org на предмет идентификации автора петиции он не связывался.
Судьба бывшей мечети остается в повестке мусульман региона
В Духовном управлении Северной Осетии также выразили недоумение относительно появления петиции.
"Нам неизвестно, кто и с какой целью именно сейчас запустил эту петицию. Человек, авторство которого там обозначено, к этой инициативе не имеет никакого отношения. В целом представители общины об этой петиции не слышали. Желания и чаяния осетинских мусульман всегда состояло в том, чтобы мечеть вернули в лоно ее религии, и когда-то это произойдет со всеми культовыми сооружениями в нашей стране, законодательная база для этого есть", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" муфтий Хаджимурат Гацалов.
Он не стал комментировать то, что одним из адресатов обращения является глава Чечни Рамзан Кадыров. "Здесь нечего комментировать. Достаточно того, что петиция составлена анонимом. Потому, с какой целью он это сделал и адресовал ее Рамзану Кадырову — остается гадать", - отметил Хаджимурат Гацалов.
На вопрос, обращалось ли официально Духовное управление к властям региона с предложением вернуть мечеть мусульманам, муфтий сообщил, что такие обращения всегда носили лишь устный характер. "Первые попытки найти компромиссное решение предпринимались нами еще в 2010 году, мы предлагали совместить мечеть с планетарием. В свое время эта инициатива нашла отклик у прежнего главы республики Таймураза Мамсурова. В последующем мы предлагали разместить в мечети офис Духовного управления, потому что для отправления пятничного культа мечеть не подходит. Предлагали сделать в мечети и музей всех религий Северной Осетии, научную лабораторию, религиозно-культурный центр", - рассказал Хаджимурат Гацалов.
Он отметил нехватку мечетей во Владикавказе. "Всего в Осетии 29 мечетей на 200 тысяч мусульман. Мы постепенно решаем проблему с восстановлением старых мечетей, власти нам не препятствуют в этой работе. Есть надежда решить проблемы с отправлением религиозного культа и во Владикавказе", - заключил Хаджимурат Гацалов.
У членов общины была инициатива сделать из персидской мечети национальный исламский центр, сообщил бывший имам мечети Владикавказа Эльбрус Дауев.
"Мечеть должна быть мечетью. Петицию я не читал. Взгляд на сегодняшний день говорит о том, что мечетей не хватает. Да, для повседневной пятикратной молитвы места более, чем достаточно, но для пятничной молитвы места нет. Еще несколько лет назад у меня была идея записать обращение старейшин осетинских сел, чтобы власти передали эту мечеть и чтобы в ней все проповеди читались на иронском и дигорском языках, помимо тех обязательных элементов, которые необходимо читать на арабском", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Эльбрус Дауев.
По его мнению, "для целей планетария необходимо современное здание большего масштаба, укомплектованное современным оборудованием", чтобы он стал "центром притяжения со всего Северного Кавказа, как сегодня такими центрами являются многие достопримечательности Грозного".
"Насчет обращения к Кадырову, если автор сделал это из добрых побуждений, то, скорее всего, потому что в нем видят гаранта строительства мечетей по Кавказу. Однако мы в первую очередь должны обращаться к главе своей республики, после этого к нашим авторитетным и уважаемым выходцам из мусульманских фамилий", - заключил Эльбрус Дауев.
Никаких рациональных доводов для того, чтобы размещать планетарий в здании мечети нет, но ее передача мусульманам не решит проблему нехватки мест для молитвы, считает главный редактор северо-осетинского портала "Hohag.com" Алихан Хоранов.
"Сегодня руководство решило пойти по пути времен воинствующего атеизма, и это не очень хороший сигнал. Если даже руководство республики посчитало необходимым разместить в этом здании какой-то общественный объект, то сделать это стоило после обсуждения с теми людьми, которые долгие годы в этом здании пытались поддерживать какой-то порядок. Никаких рациональных доводов для того, чтобы втиснуть планетарий в мечеть — нет. С инженерной точки зрения и экономически легче отстроить планетарий заново по специально сделанному для этого проекту", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алихан Хоранов.
Он не смог объяснить появление петиции, одним из адресатов которой является глава соседнего региона. "Считаю это неуместным, это внутренний вопрос республики. Петиция с двойным дном, смысл ее мне пока не понятен. И один из адресатов Кадыров, и фейковый аккаунт - у меня нет ответа на этот вопрос", - сказал Хоранов.
Несмотря на то, что во Владикавказе существует единственная действующая мечеть, которая не вмещает в себя всех прихожан на пятничную молитву, Хоранов полагает, что размещение Персидской мечети не позволило бы решить эту проблему в случае ее передачи на баланс ДУМ. "Во Владикавказе я хожу в Джума-мечеть на Коцоева, иногда бываю в Беслане или Зильги. Мест во Владикавказе в пятницу не хватает. Но когда говорили о мечети на Кирова [Персидская мечеть], сами мусульмане допускали, что это не самое удачное место для проведения пятничных молитв", - заключил Алихан Хоранов.
Мусульмане Владикавказа назвали вопрос по Персидской мечети внутренним
Прихожанин владикавказской мечети Рустам Козарев считает неправильным обращаться за решением вопроса о Персидской мечети к Кадырову. При этом он отметил, что новость о том, что бывшая Персидская мечеть станет планетарием, возмутила мусульман Осетии, которые ждали передачи этого здания на баланс Духовного управления мусульман РСО-Алания.
"Нами уже были разработаны планы по капитальному ремонту Персидской мечети. Также были люди, которые на добровольной основе готовы были пожертвовать денежные средства на ее восстановление. О петиции на имя нашего главы и на имя Рамзана Кадырова знал, но не считаю правильным писать ее на имя главы соседнего региона, так как все свои внутренние вопросы мы должны решать сами, между собой. Я думаю, Вячеслав Битаров с пониманием отнесется к нашей просьбе и в скорейшем времени передаст ее ДУМСО. Мусульмане Владикавказа посещают единственную в городе суннитскую мечеть, которая не в силах вместить столько людей, и поэтому приходится во время джума-намаза стелить ковры на улице", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" верующий.
По мнению некоторых мусульман Осетии, власти могли бы предложить взамен здания бывшей мечети альтернативное решение развития общины, считает представитель мусульманской общины Северной Осетии Алихан Гацалов. "Ничего против планетария я не имею, если он будет приносить пользу людям, если люди будут его посещать и просвещаться. И, может, все-таки, некоторые из них задумаются о том, кто сотворил все сущее. Но это все при одном условии, что власти взамен этого здания мечети построят мечеть как минимум в два раза большей площади и со всеми удобствами. Я считаю, что это будет справедливо, либо мечеть должна быть возвращена мусульманам", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алихан Гацалов.
Он отметил, что о петиции ничего не знал. "Нужно ли подключать Кадырова - мне трудно сказать", - добавил Гацалов.
Он также считает, что во Владикавказе не хватает мечетей. "Осенью-зимой в пятничный день люди молятся на улице, на снегу, так как места всем внутри не хватает, а в праздничные дни людей намного больше. Так что мечети Осетии нужны, их не хватает", - заключил прихожанин.
Здание давно не функционирует как планетарий, в связи с чем идея возвращения ему этого статуса поспешна, считает прихожанин владикавказской мечети, аудитор Заурбек Цориев.
"Можно выбрать для планетария более удобное место, "с нуля" подготовленное под это. А именно - подготовить строительный и архитектурный проект здания и более удобное месторасположение (не в центре города). Это что касается удобства, здравого смысла и рационализма. Второй и наиболее весомый аргумент, на мой взгляд, то, что эта историческая постройка является мечетью, и в связи с равенством прав верующих людей в республике и в стране, мусульмане Владикавказа имеют несомненное право на получение в пользование этого объекта и восстановление там мечети", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Заурбек Цориев.
Он также сообщил, что видел петицию о возвращении мечети и даже ее подписал. "Но приписывать в нее Кадырова считаю лишним, так как это наш внутренний вопрос. Во Владикавказе есть нехватка мечетей, на обязательные обряды, пятничную молитву, а также молитвы в дни двух праздников - это единственная действующая мечеть города, и она не вмещает всех желающих, люди молятся на улице", - заключил Заурбек Цориев.
Власти признали проблему нехватки мечетей во Владикавказе
Достоверных данных о численности мусульман в Северной Осетии нет, сообщил министр по вопросам национальных отношений Аслан Цуциев. При этом он подтвердил, что во Владикавказе не хватает мест для молитв мусульман.
"Социология разнится, даже по процентам. Когда проводили перепись, вопрос о вероисповедании не ставился", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Аслан Цуциев.
При этом, по его словам, число мусульман в Северной Осетии, оценивается разными источниками от 50 до 150 тысяч человек. "Цифры ориентировочные. Называются и 15%, и до 30% [численности населения республики]. Если мы возьмем условно жителей селения Кизляр Моздокского района, численность их составляет 12,5 тысячи человек, а реально мечеть посещают около 2,5-3 тысяч человек. Если исходить по национальному признаку, то они все мусульмане. Но практикующих мусульман намного меньше. На сайте Федерального агентства по делам национальностей приводятся сведения по субъектам по религиозному составу. Эта социология, которую проводила ФСО [Федеральная служба охраны Российской Федерации]. В этом исследовании приводятся цифры: 16,8% - исповедующих традиционную веру и 13,4% населения, исповедующего ислам", - сообщил Аслан Цуциев, подтвердив также, что в республике имеется 29 мечетей.
Согласно данным, приведенным на сайте Федерального агентства по делам национальностей, со ссылкой на опрос, проведенный в феврале 2015 года ФСО России, 46,4% населения Северной Осетии придерживаются православия, 16,8% населения названы носителями "своей веры", 16,4% - атеисты, 13,4% - мусульмане, 5,2% жителей республики исповедуют язычество, также выделены старообрядцы, буддисты и прочие течения в объеме 1,8%. Данных о методах проведения социологического исследования и выборке в опросе ФСО не предоставляется.
Министр также отметил недостаточность существующей мусульманской инфраструктуры в городе Владикавказе. "В пятницу при совершении молитвы люди в мечети не помещаются, в плохую погоду они вынуждены находиться на улице. Это, конечно, не нормальная ситуация. Но шиитская мечеть никак эту проблему не решает, она маленькая, там отсутствует необходимая инфраструктура, парковочные места", - рассказал Аслан Цуциев, отметив, что власти рассматривают вопрос разрешения проблемы северо-осетинских мусульман.
План реконструкции здания мечети-планетария дополнен строительством Школы космонавтики
Помимо реконструкции исторического здания бывшей Персидской мечети во Владикавказе, где размещался планетарий, в проекте комплекса заложено строительство Школы космонавтики, не имеющей аналогов в стране, сообщил ведущий специалист НПО им. Лавочкина Руслан Комаев.
"По срокам говорить преждевременно. Мы находимся на стадии экспертизы. Московскую экспертизу мы получили, это был основной этап, и мы получили добро на все наши предложения по поводу реконструкции и пристройки. Эта экспертиза длилась с апреля до конца 2018 года. Теперь мы ждем экспертизу от курирующих ведомств Северной Осетии. После получения последних документов это максимально откроет нам возможности для начала работы по реконструкции и строительству", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Комаев.
В настоящий момент, по его словам, идут работы по строительству нового здания Школы космонавтики. Это новое строительство, где нет проблем, связанных с объектом культурного наследия, потому здесь работы идут. Сейчас мы занимаемся огромным объемом по "начинке" Школы космонавтики. И этот объем зависит непосредственно от меня, так как связан с моей специальностью, и мы максимально производим эти работы. Они не требуют разрешительных документов. Это является определяющим во всей этой истории", - заявил Руслан Комаев.
Он пояснил, что Школа космонавтики разместится на 500 квадратных метрах. "В России нет нигде такого здания, специально отведенного [под эти цели]. Такая школа есть в Красноярске, и то, они приспособили под нее старое образовательное учреждение. У нас же все будет продумано и очень интересно. Сейчас мы занимаемся космической частью, и она является определяющей во всем этом проекте", - заключил Руслан Комаев.