Грузия опровергла информацию об открытии таможенных постов в Абхазии и Южной Осетии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Процедуры, необходимые для выполнения на практике соглашения о торговле между Грузией и Россией, завершены. Обязательства по соглашению вынуждают Грузию признавать Абхазию и Южную Осетию как самостоятельные таможенные территории, заявил замминистра иностранных дел России Григорий Карасин. В свою очередь спецпредставитель премьер-министра Грузии на переговорах Зураб Абашидзе опроверг сведения об открытии таможенных постов в Абхазии и Южной Осетии.

Как писал "Кавказский узел", в 2011 году Россия и Грузия подписали двустороннее соглашение, касающееся таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами. В 2017 году в Праге представители властей Грузии и России договорились задействовать это соглашение, позволяющее двум странам развивать торгово-экономические и транспортные отношения через Абхазию и Южную Осетию, не касаясь при этом проблемы статуса этих территорий. На очередных переговорах 24 мая 2018 мая была достигнута договоренность о создании рабочей группы по реализации соглашения. Контролировать поток грузов через Абхазию и Южную Осетию между Грузией и Россией было поручено швейцарской компании SGS. Согласно контракту, заключенному 19 декабря 2017 года между Грузией и компанией SGS, альтернативные Военно-Грузинской дороге транспортные коридоры могут использоваться только при форс-мажорных обстоятельствах. В январе 2018 года официальный Тбилиси выступил против открытия таможенных пунктов в Абхазии и Южной Осетии.

После очередного раунда переговоров СМИ сообщили, что Москва и Тбилиси завершили процедуры, необходимые для выполнения на практике соглашения от 2011 года "Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами".

Соглашение предусматривает использование территорий Абхазии и Южной Осетии для торговли и транзита товаров, отметил, в частности, "Коммерсант".

По словам заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина, в соглашении нет речи о российско-грузинской границе. "Даже в названии соглашения опустили упоминание о том, кто с кем торгует. В российском понимании это торговля трех типов: во-первых, между РФ и Грузией, во-вторых, между РФ и Абхазией и РФ и Южной Осетией, а в-третьих, между Абхазией и Грузией и Южной Осетией и Грузией. По сути, обязательства по соглашению вынуждают Грузию признавать Абхазию и Южную Осетию как самостоятельные таможенные территории", - заявил он изданию.

Военные действия на территории Грузии, Абхазии и Южной Осетии, в которые вмешалась Россия, начались в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, говорится в материале "Кавказского узла" "Пятидневная война (8-12 августа 2008 года)", размещенном в разделе "Справочник". 26 августа 2008 года Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Грузия считает эти территории оккупированными РФ.

Не будет никаких таможенных пунктов

Грузия не собирается устанавливать таможенные посты на разделительных линиях с Абхазией и Южной Осетией, заявил 6 февраля корреспонденту "Кавказского узла" спецпредставитель премьер-министра на переговорах с Россией Зураб Абашидзе.

"Не будет никаких таможенных пунктов. На российской стороне будут установлены наблюдательные пункты швейцарской компании, которые будут досматривать грузы, идущие в Грузию транзитом через оккупированные территории. А на территории, подконтрольной Грузии, будут находиться таможенные терминалы, где можно будет растаможить грузы", - сказал он.

По его словам, эти терминалы не будут отличаться от обычных терминалов, расположенных на территории всей Грузии.

"Мы не собираемся политизировать вопрос, но речи ни о каких границах нет. Идет разговор только о регулировании потока грузов между Грузией и Россией", - заявил Абашидзе.

При этом он отметил, что потребуется еще время, чтобы коридор между Россией и Грузией начал работать. 

Три торговых коридора в документе обозначены только географическими координатами. Один из них начинается неподалеку от Адлера, проходит вдоль абхазского побережья и заканчивается у города Зугдиди. Второй начинается в районе села Верхний Зарамаг, проходит через Цхинвальский регион и завершается около города Гори. Третий коридор, самый короткий, ограничивается контрольно-пропускным пунктом Верхний Ларс на границе Грузии и России (Северная Осетия), пишет Sova.

Соглашение "размыло понятие статуса Абхазии и Южной Осетии"

"Соглашение 2011 года было продуктом компромисса с обеих сторон. Оно создает совершенное новое понятие "торговых коридоров" без обозначения, кому они конкретно принадлежат, или по чьей именно территории они проходят", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" представитель Международной кризисной группы Олеся Вартанян.

По ее словам, с одной стороны соглашение "размыло понятие статуса Абхазии и Южной Осетии, что может показаться радикальной мерой для части истеблишмента с обеих сторон".

"Но с другой стороны оно оставило возможность обеим сторонам толковать этот вопрос в их пользу, в том числе, и усиливая их претензии на правоту именно своей позиции в вопросе статуса", - также отметила она.

Соглашение несет для Грузии и пользу, и опасность

Депутат от оппозиционной партии "Европейская Грузия" Давид Дарчиашвили считает, что соглашение имеет двоякий характер и несет для Грузии, как пользу, так и опасность.

"Для Грузии будет польза, если она воспримет его как неловкость России в создавшейся ситуации и продолжит создавать ей такие неловкости на правовой основе на международном уровне. Если же это будет воспринято как благожелательность России, то ничего хорошего от этого не будет", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".

Опасности, по мнению Дарчиашвили, кроются и в том, что Россия может потребовать от Грузии отказаться от евроинтеграции.

"Если Россия сделала какие-то шаги навстречу Грузии, то наверняка с расчетом на то, что Грузия сделает ответные шаги в плане отдаления... намерений и пожеланий интеграции в Евроатлантические структуры безопасности", - заявил он.

Грузия неоднократно заявляла о своем намерении вступить в НАТО. Решение о предоставлении Грузии Плана действий по членству в НАТО ожидалось еще в 2008 году, но не было принято. 23 января генсек НАТО Йенс Столтенберг на встрече с грузинским президентом Саломе Зурабишвили заявил об усилении сотрудничества Североатлантического альянса с Грузией в Черном море. 

Грузия и Россия по-разному расценивают договор о транспортных коридорах

По словам вице-спикера парламента Грузии от оппозиционной партии "Европейская Грузия" Серги Капанадзе, который участвовал в переговорах в Швейцарии в 2011 году, в докладе Международной кризисной группы от 2018 года делается вывод, что России и Грузии нужно перейти к активным экономическим взаимоотношениям. При этом, по его словам, в том же докладе указывается, что Грузия и Россия по-разному расценивают договор о транспортных коридорах.

Задержка в имплементации соглашения была связана в первую очередь с позицией России, сказал Капанадзе корреспонденту "Кавказского узла".

"Россия не хотела, чтобы это соглашение было имплементировано, потому что оно ничего ей не дает", - заявил он. При этом он отметил, что и нынешнее правительство Грузии тоже сыграло свою роль в задержке реализации соглашения.

"Было потеряно время главным образом из-за особенностей нашей системы неформального правления, непрозрачности принятия решений и переговоров", - сказал Капанадзе.

Россия выполняет договор, чтобы сохранить дружественные отношения с Арменией

По словам экономиста Георгия Хухашвили, в 2018 году Россия первой заплатила швейцарской компании SGS за услуги по мониторингу границ.

Основная причина, побудившая Россию пойти на выполнение договора, это попытка сохранить дружественные отношения с Арменией, заявил он корреспонденту "Кавказского узла".

"Сегодня Армения все больше отдаляется от России. Общей границы у них нет, экономических рычагов давления на Армению у России также нет. Поэтому России приходится просто увеличить поставку грузов в Армению", - сказал Хухашвили.

Давид Дарчиашвили также считает, что Никол Пашинян больше ориентирован на Запад, а Россия пытается удержать Армению.

"Увеличив грузопоток, Россия пытается удержать Армению в сфере своих интересов", - сказал он.

При этом, по его словам, возникают опасения, что из Россию в Армению через Грузию пойдут военные грузы.

На торговле с Абхазией и Южной Осетией имплементация соглашения не скажется

Бывший государственный министр по вопросам гражданского равенства и примирения Паата Закареишвили отметил, что соглашение ничего не меняет в вопросе безопасности Грузии, так как досмотру будут подвергаться только грузовые автомобили, идущие через территории, неподконтрольные Грузии, в саму Грузию или в третьи страны (Турцию, Армению, Азербайджан).

"А вот то оружие, которое завозится в Абхазию или Южную Осетию, досматриваться не будет. Потому что, во-первых, досмотр будет проводиться только по желанию самого транспортировщика, и понятно, что оружие они точно не предъявят. А во-вторых, оружие пойдет на неконтролируемую территорию, где грузинских пограничников и таможенников нет", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По его мнению, на торговле с Абхазией и Южной Осетией имплементация соглашения никак не скажется.

"У Грузии и сегодня нет никаких препятствий, чтобы абхазы и осетины... продавали у себя наши товары. Но они сами выставили таможенные кордоны, которые не пускают товары ни туда, ни сюда", - сказал Закареишвили.

Однако, по его словам, на самом деле торговля ведется.

"Осенью 2018 года в мандариновый и ореховый сезоны очень много абхазов вывозили через (КПП) Псоу мандарины и орехи для их реализации в Грузии. И наоборот - некоторые перевозили в Абхазию и Россию мандарины из Самегрело. Но этим занимается очень узкий круг лиц", - рассказал Закареишвили.

Отметим, что сведений об имплементации соглашения между Грузией и Россией на сайте министерства иностранных дел Российской Федерации, по данным на 06.00 мск 7 февраля, нет.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"