Защита Гугова решила обжаловать приговор в ЕСПЧ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Решение Верховного суда России, отказавшегося пересмотреть приговор добровольного вернувшемуся из Сирии жителю Кабардино-Балкарии Исламу Гугову, будет обжаловано. С родными Гугова достигнута договоренность обратиться в Европейский суд по правам человека, заявила его адвокат.
Как сообщал "Кавказский узел", Северо-Кавказский окружной военный суд 15 октября 2018 года признал жителя Кабардино-Балкарии Ислама Гугова причастным к боевикам и приговорил его к 16 годам колонии строгого режима. По версии обвинения, Гугов проходил обучение в Сирии в лагерях боевиков. Защита потребовала оправдать Гугова, однако сегодня Верховный суд отказался удовлетворить апелляцию. При этом Гугов отказался давать показания после того, как суд отказался дать ему более 40 минут для подготовки.
Суд отклонил оба ходатайства защиты
Дело Гугова рассматривала сегодня коллегия из трех судей. Подсудимый участвовал в заседании посредством видеоконференцсвязи. Адвокат, предоставленная Гугову Правозащитным центром "Мемориал", подала два ходатайства. В первом Ева Чаниева заявила, что Северо-кавказский окружной военный суд отказался выдать ей копию протокола заседания, на котором был вынесен приговор. Чаниева указала, что ей разрешили лишь сфотографировать документы, отказав сделать копию даже за свой счет. По мнению защитницы, была нарушена часть 8 статьи 259 УПК: "копия протокола изготавливается по письменному ходатайству участника судебного разбирательства и за его счет".
"Владеть копией протокола – мое право, оно нарушено... Данное обстоятельство мешает мне защищать Гугова", - заявила в суде Чаниева, попросив в связи с этим вернуть дело на повторное рассмотрение в Северо-Кавказский военный суд.
Второе ходатайство адвоката касалось приобщения к делу USB-накопителя со сделанными ею аудиозаписями заседаний Северо-Кавказского военного суда. По ее словам, в протоколах судебных заседаний содержатся серьезные искажения, которые могут быть исправлены с помощью записей. По мнению адвоката, это поможет более объективному рассмотрению дела.
Несмотря на то, что прокурор не стал возражать против приобщения документов к делу, судьи, посовещавшись, отказали в удовлетворении обоих ходатайств.
Гугов и его адвокат указали на процессуальные нарушения
Ислам Гугов указал суду на многочисленные процессуальные нарушения, допущенные в ходе процесса. По словам подсудимого, он долгое время не мог ознакомиться с делом и переговорить с адвокатом из-за мизерных временных сроков, выделенных для этого. Также Гугов указывал, что несколько раз подавал заявление об отказе от участия в процессе адвоката по назначению и многократно сообщал суду, что не хочет с этим защитником разговаривать. Также, по словам Гугова, одно из судебных заседаний прошло без адвоката Чаниевой. Неоднократно менялся и состав судей, заметил Гугов. "В связи с этим я прошу отменить приговор и прекратить уголовное дело", - сказал Гугов.
Процесс прошел в рамках закона, возразил на это представитель обвинения.
Адвокат Чаниева, в свою очередь, усомнилась в показаниях свидетелей стороны обвинения Наимова и Жамгуразова. "Наимов, таджик по национальности, сам в суде заявил, что не закончил школу, плохо понимает по-русски, и попросил переводчика с адвокатом… И если адвокат был предоставлен, то переводчик нет, что является нарушением УПК… Действительно, в суде Наумов очень плохо изъяснялся. Не надо быть знатоком русского языка, чтобы понять – свидетелю необходим переводчик. В этом убедился и судья, который постоянно спрашивал: вам понятны вопросы?" - рассказала Чаниева.
Жамгуразов, предположила Чаниева, мог давать показания под влиянием правоохранительных органов. Его допросом в качестве свидетеля занимался тот же следователь, у которого Жамгуразов проходит в качестве подозреваемого, отметила адвокат. Кроме того, в ходе судебного заседания Жамгуразов заявлял, что не помнит многих обстоятельств, а затем отказался отвечать на вопросы Гугова, добавила Чаниева. "Таким образом, Гугов был обделен, нарушена ст. 559 УПК РФ и Конвенция по правам человека в том смысле, что любой человек вправе задавать вопросы в свою защиту", - сказала Чаниева.
В ходе прений Гугов попросил отменить приговор. Адвокат Чаниева отметила, что вопреки ст. 242 УПК ("Неизменность состава суда"). "Замечу, что ЕСПЧ неоднократно указывал, что произвольная смена судей недопустима. Данная практика неприемлема", - сказала Чаниева.
Представитель стороны обвинения заявил, что выводы суда о виновности Гугова полностью подтверждены документально и по совокупности опровергают показания Гугова о том, что он не участвовал и не воевал в ИГИЛ, а только водил машину и готовил еду.
Защита Гугова намерена обратиться в ЕСПЧ
Отец Гугова отказался комментировать решение суда. "В последний раз я видел его (сына. - Прим. "Кавказского узла") в Нальчике. Это было наше последнее свидание. Сейчас он сидит в Ростове-на-Дону. Туда мы ему передавали чай, еду", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла". По его словам, мать Ислама Гугова заболела и не смогла приехать на суд.
Адвокат Ева Чаниева заявила корреспонденту "Кавказского узла", что будет подавать кассационную жалобу на судебное решение. "Сегодняшнее решение – не повод останавливаться и не верить в правосудие. Мы не добиваемся снижения срока, мы хотим отменить приговор", - подчеркнула Чаниева.
По словам адвоката, с родными Гугова есть договоренность о подаче заявления в ЕСПЧ. "Это решенный вопрос", - добавила она.
Гугов добровольно вернулся из Сирии в Россию, поверив обещаниям силовиков и представителей властей, что останется на свободе, но уже в аэропорту Нальчика был задержан. Заявление Гугова о явке с повинной было изъято и в деле не фигурировало. Дело Гугова стало прецедентом игнорирования силовиками гарантий добровольно вернувшимся участникам конфликта на Ближнем Востоке, считает член совета ПЦ "Мемориал" Олег Орлов.
Решение суда помешает не только возвращению людей из Сирии, но и из "леса", считает присутствовавший на заседании член ПЦ "Мемориал" Владимир Малыхин. "Без доверия к правоохранительным органам такое возвращение очень проблематично. Это дело подрывает доверие, что называется, в основе", - сказал Малыхин корреспонденту "Кавказского узла".
Решение суда частично ставит крест на работе комиссии по адаптации боевиков, полагает глава Правозащитного центра Кабардино-Балкарии Валерий Хатажуков. "Местные власти поддерживали Гугова, говорили, что берут его судьбу под своего крыло, обещали трудоустроить. Представитель власти ходил на суд… К сожалению, из-за того, что федеральные власти не согласованы с региональными, получается вот такое", - сказал Хатажуков.
"Кавказский узел" размещает материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на регионы Кавказа на тематических страницах "Дорога домой: на Кавказ после ИГ*", "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" также содержится справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ"*.
* "Исламское государство" (ИГ, ранее - ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещено в России решением суда.