Аналитики не увидели в атаке на полицейских в Нальчике политической мотивации
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Нападение на сотрудников ДПС в Нальчике, совершенное жителями Ингушетии, не похоже на подготовленное террористической организацией преступление, считают бывший военный комендант Ачхой-Мартановского района Чечни Ибрагим Сулейменов и полковник МВД в отставке Хамзат Исраилов. Причиной атаки могло стать негативное отношение в регионе к правоохранителям, уверен источник в силовых органах.
Как писал "Кавказский узел", вечером 24 января было совершено нападение на сотрудников ДПС в Нальчике. Трое из четверых нападавших были убиты, еще один скончался в больнице. В результате нападения был ранен ножом один полицейский. Убитых похоронили в родном селе Сагопши. Их родные заявили, что ничего не знают о причинах нападения.
В списке нападавших, распространенном 24 января Telegram-каналом "Опер слил", приводятся имена четырех человек: Мансура Бокова и трех Эсмурзиевых - Адама Исаевича, Амира Юсуповича и Альберта Ахмедовича. Самый старший из них - 1989 года рождения, самый младший - 2001-го. Все они, согласно списку, проживали в сельском поселении Сагопши. Рядом с именем Мансура Бокова сделана приписка: "Отец - пенсионер МВД".
Нет никаких четких признаков, которые позволили бы определить участие напавших на полицейских в Нальчике жителей Ингушетии в террористической деятельности, считает бывший военный комендант Ачхой-Мартановского района Чечни генерал-майор Ибрагим Сулейменов, указавший на развернувшуюся после инцидента в интернет-пространстве дискуссию, участники которой склонны считать это преступление терактом.
"Делать поспешные выводы ошибочно. Во-первых, нет четких признаков, которые позволили бы определить соучастие этих личностей в терроризме. Во-вторых, анализируя нападение на сотрудников ДПС в Нальчике, становится ясно, что если это и теракт, то готовили его недоучившиеся "стажеры", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ибрагим Сулейменов.
Если предположить, что существует какая-то радикальная ячейка, то без приказа руководителя парни не имели права совершать нападение, отметил он. "К тому же, каждый теракт готовится тщательно, участники проходят обучение и, собираясь совершить подобное преступление, имеют на руках огнестрельное оружие или взрывчатку, а не ножи", - высказал мнение Ибрагим Сулейменов.
Он заметил, что в селе, откуда родом эти парни, практические негде устроиться на работу, один из них трудился на строительстве своего дома, помогал отцу. "За эту работу ему, естественно, деньги не платили. Ни один из этой четверки не имел достаточно денег, чтобы купить оружие, необходимое для успешного завершения операции. Поэтому они и вооружились ножами. Я могу предположить, что, напав на полицейских, они надеялись забрать у сотрудников ДПС оружие и скрыться. Но сделать это на одном из самых оживленных перекрестков города было нереально", - подчеркнул Ибрагим Сулейменов.
Он уверен, что у этих молодых людей не было никакой связи ни с "Исламским государством"*, ни с какой-то иной религиозной террористической организацией. "То, что они совершили, подпадает под статью 317 УК РФ "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов", и наказывается это преступление лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы. Таким был бы результат этой глупой и трагической вылазки в Нальчик, если бы они остались живы", - подчеркнул генерал.
Полковник МВД в отставке Хамзат Исраилов согласен с тем, что нападение на полицейских в Нальчике принесло горе в несколько семей. При этом силовик теряется в догадках о том, что могло толкнуть этих жителей Ингушетии на преступление.
"Ингушские парни погибли по собственной глупости. А от их рук пострадал 33-летний сотрудник ДПС, ему было нанесено несколько ножевых ранений, он потерял много крови, его в тяжелом состоянии отправили в госпиталь в Москву. Он недавно женился, в его семье скоро должен родиться ребенок", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Хамзат Исраилов.
Он считает, что нападению не предшествовал какой-то конфликт. "Сказать, что они кинулись с ножами на полицейских после какого-то конфликта – нет, не было никакого контакта с полицейскими у них. Они рассчитывали на фактор неожиданности. Он сработал, полицейские не ожидали нападения, и первые удары ножом получил один из них. Когда полицейские стали стрелять в преступников, те бросились врассыпную. Двое погибли сразу, двое скончались в больнице. Никто из полицейских их не оскорблял, не обижал. Значит, месть за обиду исключена", - проанализировал Хамзат Исраилов.
Он задается вопросом о мотиве преступления, и почему оно было совершено в Нальчике, но не находит ответа. "Есть мнение, что, мол, дома, в своем селе или в Малгобеке убивать вроде рука не поднимется. Республика маленькая, копни поглубже - найдешь родственника. С другой стороны, и примеров тому много - ваххабитов не останавливало ни соседство, ни родство. Видно, психологически проще убивать там, где тебя не знают, и ты никого не знаешь. Были ли они приверженцами радикального ислама – неизвестно, хотя мы знаем, что в последнее время радикальный исламизм становится модным в молодежной среде", - отметил Хамзат Исраилов.
И, тем не менее, судя по тому, как было совершено преступление, этими парнями никто извне не руководил, уверен он. "Всех четверых родные и близкие характеризуют как спокойных, послушных сыновей. Молятся, регулярно ходят в мечеть - читаю я про них в Интернете. Ведь теперь в селе уже есть три мечети. Вот и задумываешься: с какими молитвами на устах они шли убивать совершенно незнакомых им людей", - добавил Хамзат Исраилов.
В нападении на полицейских в Нальчике нет политической мотивации, уверен и работающий в системе противодействия террору и курирующий Северный Кавказ источник, просивший назвать только его имя. При этом, по его убеждению, практически во всех республиках Северного Кавказа прослеживается резко негативное отношение к сотрудникам правоохранительных органов.
"Терактом здесь не пахнет. Парни решили конкретно отомстить не кому-то лично, а полицейским. Отомстить тем, кто, по их мнению, совершает преступления против населения", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алексей.
Также Алексей склонен считать, что похороны Юсупа Темирханова, который был осужден за убийство Буданова - тревожный сигнал, который показал готовность мусульман поддержать "нохчи къонах" (чеченец, живущий по чести), каким был Юсуп.
Юсуп Темирханов, осужденный за убийство экс-полковника Буданова, был похоронен 4 августа 2018 года, а траурные мероприятия в память о нем прошли не только в Чечне, но и за рубежом. После известия о смерти Темирханова в его родовое село Гелдаган съехались десятки тысяч людей. Чтобы принять участие в поминках, приезжали, в том числе из Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Грузии, говорится в материале "Итоги года в Чечне: новые земли, атаки подростков, похороны Темирханова", опубликованном на "Кавказском узле".
"На тезет, который продолжался больше, чем три положенных дня, приезжали десятки тысяч человек практически из всех республик Северного Кавказа. И подавляющее большинство – молодые люди", - отметил Алексей. По его мнению, героизация Юсупа Темирханова - это индикатор неверия в правовые методы борьбы с несправедливостью. "Так что первопричину кровавого рейда парней из Сагопши в Нальчик нужно искать также и в масштабных похоронах Юсупа Темирханова", - подчеркнул Алексей.
Он также сомневается, что на "сагопшинскую четверку" оказывали влияние с территории Сирии или Ирака. "Это нереально. А вот то, что на их сознание влияет Интернет – это факт. Есть такое понятие – взаимная экзальтация. Это когда люди проникаются какой-то идеей, подбадривая друг друга, что вместе можно сделать многое. И могут пойти на любое безрассудство, даже на троих полицейских с ножами", - отметил Алексей.
Он напомнил, что в Грозном, когда шли бои, боевики отступали только в крайнем случае и только когда был приказ от старшего. "Я не исключаю, что парни общались и получали соответствующие наставления и указания от кого-то. Среди них самих был старший, не по возрасту, а по духу – тот, кто был лидером и у кого зашкаливал градус экзальтации", - заключил Алексей.
Напомним, прокурор Кабардино-Балкарии Олег Жариков на сегодняшней пресс-конференции в Нальчике исключил иные мотивы нападавших, кроме экстремистского. "В настоящее время ведется следствие, устанавливаются все обстоятельства происшествия. Что касается мотива – это экстремизм. Никакого иного мотива не могло быть, так как нападавшие не были знакомы с сотрудниками ДПС, на которых напали. Они не являются жителями нашей республики", - заявил прокурор республики.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Кабардино-Балкарии и ведет хронику происходящих в республике спецопераций, вооруженных инцидентов и похищений людей.
*- По решению суда организация "Исламское государство” признана террористической, ее деятельность на территории России запрещена