Главред сайта criminalaz назвал показания свидетелей обвинения надуманными
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На процессе по делу главреда сайта criminalaz.com Анара Мамедова, обвиняемого в публичных призывах против государства, выступили две свидетельницы обвинения. Они рассказали, что публикации на сайте вызвали у них тревогу и стресс. Журналист считает, что следствие использовало свидетелей с целью "усилить" обвинение.
Как сообщал "Кавказский узел", 30 ноября редактору сайта criminalaz.сom Анару Мамедову были предъявлены обвинения по статьям о публичных призывах, направленных против государства (ст.281.2), превышении должностных полномочий (ст.309.2) и должностном подлоге (ст.313) УК Азербайджана. 28 декабря Бакинский суд по тяжким преступлениям отказался удовлетворить ходатайство защиты о прекращении уголовного дела по оправдательным основаниям. 11 января был оглашен обвинительный акт. Журналист не признал себя виновным.
В ночь на 3 июля после аварии на электростанции в Мингячевире отключилось энергоснабжение Баку, Сумгаита, Ширвана, Гянджи, Агдаша и других районов Азербайджана. В тот же день произошло покушение на главу Гянджи Эльмара Велиева. За публикации в социальных сетях о сбоях в подаче электроэнергии и покушении на главу Гянджи в административном порядке были арестованы 14 пользователей социальных сетей, Генпрокуратура потребовала закрыть ряд сайтов. В связи с размещением этой информации на сайтах bastainfo.com и criminalaz.com было возбуждено уголовное дело о намеренной публикации ложных сведений.
30 января состоялось очередное заседание по делу редактора сайта criminalaz.com Анара Мамедова. Первоначально оно должно было состояться 22 января, но было отложено из-за неявки свидетелей. В ходе судебного заседания против журналиста свидетельствовали жительницы поселка Мардакян Хазарского района Баку Малахат Мамедова и ее дочь Самира Джаныева, передает из зала суда корреспондент "Кавказского узла".
На предварительном следствии они дали показания, что, прочитав две статьи на сайте criminalaz.com о событиях в Гяндже, почувствовали тревогу, и потому обратились в Бакинскую прокуратуру для принятия мер против издания.
В ходе заседания гособвинитель Орхан Кенгрели спросил у свидетеля Мамедовой, какие публикации она читала на сайте в связи с покушением на главу города Гянджи.
Ранее Анар Мамедов рассказал, что обвинения против него были выдвинуты на основании двух публикаций на сайте. Одна из них - "Скандальный путь расстрелянного главы Гянджи – закулисная сторона его поединка с генералом Расимом Мусаевым" - была размещена 4 июля. В статье речь шла о стиле управления Эльмара Велиева городом, о его конфликте с бывшим начальником полиции города, рассказал Мамедов. По его словам, записи, подтверждающие изложенные в статье факты, он представил суду, но они к делу приобщены не были. "Следствие сочло, что я распространил лживые сведения, дискредитирующие государственные органы", - рассказал Мамедов.
Второй публикацией, вызвавшей претензии следствия, стала аналитическая статья "Произошедшее в Гяндже - результат грубости Эльмара Велиева", она была написана с использованием материала информационного агентства, утверждает редактор сайта. В этом материале говорилось о жалобах местных жителей на мэра и власти, а также о вероятности повторения событий, произошедших в Исмаиллы и Губе, отметил он.
"О его (главы Гянджи) расстреле. Я не знаю ни Ордухана (Ордухан Темирхан - блогер, политэмигрант в Европе, критик властей Азербайджана. – Прим. "Кавказского узла"), ни кого-то другого. Но их действия жестокие…, не нужные. Он (Ордухан) ходит, призывает к митингам. Я ничего не хочу, хочу спокойствия", - заявила сбивчиво Малахат Мамедова.
Когда адвокат Эльчин Садыгов спросил у женщины, какое отношение Ордухан Темирхан имеет к делу, она ответила, что вообще плохо относится к призывам против государства.
Далее защитник спросил у Мамедовой, когда она написала жалобу в прокуратуру? Свидетель сказала, что в конце июля или начале августе.
На вопрос адвоката пользуется ли свидетель VPN, она продемонстрировала свое незнание системы сохранения конфиденциальности при доступе в Интернет.
В связи с этим Садыгов спросил, как же она могла прочитать статьи на сайте в конце июля-начале августа, если с 9 июля сайт criminal.az был блокирован на территории Азербайджана.
В ответ женщина стала настаивать, что заходила на сайт и читала публикации.
Защитник также спросил, какие конкретно отрывки и фразы вызвали у свидетеля тревогу и испуг, на что свидетель стала отвечать общими словами.
"Меня напугало то, что… Я не хочу противостояния. Я боялась, что будут митинги, насилие… Мои внуки ходят в школу, используют Интернет для занятий. Я не хочу, чтобы они в Интернете читали такие вещи. У меня нет каких-либо личных счетов к кому-либо. К этому человеку (показала на Анара Мамедова) у меня также нет личной вражды или неприязни. Я даже его не знаю. Я обратилась с жалобой только для того, чтобы этот канал (сайт) закрыли", - сказала Мамедова.
Адвокат также поинтересовался, почему свидетель решила ехать 30 километров в Баку, чтобы жаловаться в столичную прокуратуру, в то время как всего в 200 метрах от ее дома расположена Хазарская районная прокуратура.
"Куда захотела – туда и пожаловалась", - сказала в ответ женщина.
Ее дочь Самира Джаныева сначала сказала, что вообще не читала публикаций на сайте criminal.az. Она отметила, что тревогу у нее вызвало состояние матери.
"Прихожу с работы домой, вижу мать без настроения, взволнованной. Даю лекарства. Оказывается, она прочитала что-то… Несколько лет назад писали, что 21 декабря будет конец света, тогда люди тоже боялись… У меня нет ни к кому предвзятости, я хочу только спокойствия", - сказала Джаныева.
После выступления свидетеля судья Эльдар Микаилов объявил, что заседание будет продолжено 8 февраля.
Журналист считает, что версия обвинения рассыпается на глазах
Комментируя корреспонденту "Кавказского узла" итоги заседания, Анар Мамедов отметил, что "версия обвинения рассыпается на глазах".
"Свидетели не смогли внятно объяснить, что же их напугало в наших публикациях. Они даже не знали, о каких публикациях идет речь, не знали о содержании материалов. Джаныева даже призналась, что не читала материалов. Правда, позже "поправилась" и сказала, что читала "краем глаза". Однако однозначно она заявила, что у нее тревогу вызвали не сами публикации, а состояние матери после их прочтения. Очевидно, что этих людей следствие использовало против меня с целью "усилить" обвинение", - сказал Мамедов.
Претензии к СМИ о том, что их публикации стали причиной стресса, волнений, тревоги, не могут считаться правомерными, если эти содержания не касаются персонально самого данного жалобщика. Но и в таком случае жалобщик должен подавать иск в суд в порядке частного уголовного обвинения, а не обращаться в прокуратуру, сказал корреспонденту "Кавказского узла" эксперт в области права медиа Халид Агалиев.
"Есть прецедентное решение ЕСПЧ "Фатуллаев против Азербайджана", в котором указано, что журналист неправильно был осужден на основе утверждения о том, что его мнение о предполагаемых террористических атаках на Баку вызвало тревогу у неких иностранцев. За выдвижение предположений журналист не может быть привлечен к ответственности", - сказал Агалиев корреспонденту "Кавказского узла".
Фатуллаев 20 апреля 2007 года был приговорен к двум с половиной годам лишения свободы по обвинению в клевете. Позднее его обвинили в угрозе терроризмом, разжигании межнациональной розни и уклонении от уплаты налогов. В общей сложности журналист должен был провести за решеткой 8,5 года. Однако ЕСПЧ признал преследование Фатуллаева неправомерным и потребовал его освобождения и выплаты ему материальной компенсации. 26 мая он был помилован указом президента Ильхама Алиева и вышел на свободу
"Кавказский узел" также писал, что конце декабря 2018 года международная организация в защиту свободы журналистов "Репортеры без границ" в Азербайджане заявила, что в стране участились случаи преследования журналистов, выступающих с критикой властей. Правозащитники призвали международное сообщество не оставаться в стороне, чтобы остановить репрессии против представителей СМИ.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" собрал на странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".