Пресс-конференция Геннадия Гагулия
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
30 декабря премьер-министр Абхазии Геннадий Гагулия дал первую пресс-конференцию для средств массовой информации.
Корр.: Как Вы в целом оцениваете экономическую ситуацию в стране в канун Нового года?
Г. Гагулия: Если в канун Нового года - то хорошо, а если за прошедший период - плохо. За прошлые годы не было определенного развития промышленности. Бюджет 2003 года можно назвать социальным. В него заложено до 180 млн. рублей на заработную плату. Впервые в Государственном бюджете на развитие производства предусмотрено 15 млн. руб., и до 25 млн. рублей будет выделено на эти же цели из внебюджетных средств. За послевоенный период это первый бюджет, в котором присутствует инвестиционная программа. Надеемся на развитие определенных отраслей производства, в частности, перерабатывающей.
Корр.: Каковы перспективы российско-абхазского сотрудничества в области энергетики?
Г. Гагулия: Энергетика - одна из важных составляющих экономики. У нас с Россией сейчас устанавливаются неплохие экономические связи. Абхазия обладает избытком электроэнергии. Вероятно, российским коммерческим структурам мы сможем продавать электроэнергию.
Корр.: Сколько электроэнергии Абхазия намерена продавать России и по какой цене?
Г. Гагулия: О продаже электроэнергии будут договариваться "Черноморэнерго" и российские коммерческие структуры. Ориентировочная цена за 1 киловатт - 25-28 копеек. Объем продаваемой электроэнергии в денежном выражении может составить до 1 млн. долларов в год, из которых 600-700 тысяч долларов получит бюджет Абхазии.
Корр.: На днях Вы встречались с представителем президента России в Южном Федеральном округе Казанцевым. Какие вопросы поднимались при встрече?
Г. Гагулия: Мы встречались с Казанцевым три дня тому назад и обсуждали одну важную проблему - наведение должного порядка на российско-абхазской границе по реке Псоу. Очень много жалоб, как со стороны наших граждан, так и со стороны граждан России. Навести порядок должны структуры, работающие на границе. Состоялось совместное заседание представителей различных структур, включая пограничников, таможенников, милиции, карантинной, ветеринарной и других инспекций. Они доложили о своей работе. Виктор Казанцев выразил недовольство работой российских структур. Было предложено до 15 января навести должный порядок на границе. При пересечении границы не должны унижаться права и достоинства человека. Я надеюсь, что совместно с представителями российской стороны мы наведем соответствующий порядок на границе. В январе я должен встретиться с губернатором Краснодарского края, и там также будет подниматься проблема границы.
Корр.: Предыдущий премьер заявил о том, что государство не в состоянии содержать многие курортные объекты. Речь шла о продаже ряда санаториев и пансионатов, в том числе, объединения курорта Пицунда. Намерено ли государство продавать курортные объекты, которые не сможет поднять собственными силами?
Г. Гагулия: В Абхазии уже идет процесс приватизации. Курортные объекты относятся к числу тех, приватизация которых возможна в соответствии с решением Кабинета Министров и с согласия Парламента. На сегодняшний день закон о приватизации не позволяет правительству продавать что-либо. Если депутаты внесут изменения в закон, примут решение о том, что Кабинет Министров имеет право продавать такие объекты, то мы сможем это делать.
Корр.: Как Вы намерены выполнить бюджет 2003 года, который почти в два раза больше нынешнего? Как известно, бюджет 2002 года оказался невыполненным.
Г. Гагулия: Работать надо. Мы же не стоим на месте. Мы должны развиваться. Мы должны использовать все имеющиеся в стране резервы.
Корр.: Каковы планы правительства в области сельского хозяйства?
Г. Гагулия: Сельское хозяйство - это дотационная область даже в развитых странах. Необходимо реформировать сельское хозяйство, решить проблемы с колхозами, госхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами. У нас нет закона о фермерском хозяйстве. Я полагаю, что Парламент примет законы, необходимые для реформирования сельского хозяйства.
Корр.: Проект бюджета на 2003 год формировался при Джергения. Есть ли у Вас нарекания по нему, и способно ли новое правительство справиться с возложенными на него обязательствами?
Г. Гагулия: Проанализировав проект бюджета, я пришел к выводу, что в него заложены те идеи, реализация которых необходима государству. Совместно с парламентом нам пришлось внести некоторые изменения в бюджет. Мы кардинально поменяли расстановку финансовых потоков. Так, перед нами стоит серьезная проблема финансирования сельских школ. Многие из них почти не работают, а учителя не получают зарплату, т.к. главы администраций на местах не всегда обеспечивают их средствами. Мы заложили 50%-ое увеличение зарплаты учителям сельских школ помимо общего увеличения зарплаты работников госбюджетной сферы. Мы хотим решить проблему оказания материальной помощи роженицам. С нового года они будут получать по 2 тысячи рублей. На это планируется выделить 4 млн. рублей из внебюджетных средств. Кроме того, мы намерены выделить средства на материально-техническое обеспечение родильных домов и родильных отделений в городах и районах в размере до 2 млн. рублей.
Корр.: Когда будет решен вопрос с табачной фабрикой?
Г. Гагулия: Я полагаю, что после нового года. Пока что мы занимались формированием нового состава правительства.
Корр.: Предполагается ли ликвидация каких-либо государственных компаний?
Г. Гагулия: Пока нет. Однако, мы уже освободили с занимаемой должности некоторых руководителей, в частности, генерального директора "Абхазавтодора".
Корр.: Ваш предшественник, будучи специальным представителем Президента на грузино-абхазских переговорах, активно занимался вопросами политики. Намерены ли Вы заниматься решением политических проблем, участвовать в переговорном процессе или сосредоточитесь на вопросах экономики?
Г. Гагулия: Я бы не стал так строго разделять экономические и политические вопросы. Должность премьер-министра многофункциональна. Нужно будет участвовать в переговорном процессе? Будем. Нужно будет заниматься экономикой - будем заниматься ею. Все вопросы должны решаться коллективно. У нас есть МИД, представитель Президента по политическим вопросам.
Корр.: Планируется ли создать при МВД комитет по борьбе с коррупцией?
Г. Гагулия: Комитет - нет. При МВД будет создан отдел по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Как вы знаете, у нас есть проблемы в этой области, и в газетах нас критикуют за это. Я не думаю, что создание этого отдела сразу снимет все проблемы. В то же время, узконаправленная специализация этого отдела должна принести свои результаты. Этот отдел будет, в основном, заниматься "маленькими чиновниками", "большими чиновниками", всеми теми, кто работает в разрешительной системе. Люди жалуются на коррупцию. Поэтому будем решать этот вопрос.
Корр.: Как Вы относитесь к необходимости принятия Парламентом закона о банкротстве?
Г. Гагулия: У нас и так все обанкрочено. Примем закон о банкротстве, а потом за бесценок продадим все, что осталось. К этому нам не стоит стремиться. Надо развивать различные отрасли народного хозяйства. Мы будем оказывать помощь предприятиям, которые хотят работать. В следующем году мы намерены инвестировать в промышленность до 40 млн. рублей. Тем предприятиям, которые создадут продуманную инвестиционную программу, мы будем помогать. Те же предприятия, которые не знают, как и в каком направлении развиваться, в будущем попадут под банкротство.
Корр.: Государственные чиновники не очень любят отвечать на вопросы журналистов. А если и дают интервью, то предпочтительно - иностранным. Намерены ли Вы систематически общаться с прессой и ввести в практику пресс- конференции министров и руководителей государственных структур?
Г. Гагулия: Мне кажется, что вы не так поставили вопрос. У меня у самого претензии к журналистам, которые не тревожат меня, и только где-то встречаясь, задают вопросы. Пока я сам не изъявил желание встретиться с прессой, вы не беспокоили меня. Я открыт перед журналистами и готов ответить на любой, даже провокационный вопрос. Нам скрывать нечего - все на виду, все на поверхности.
Корр.: Как решается проблема с российскими загранпаспортами?
Г. Гагулия: Во время моей поездки в Москву этот вопрос поднимался. Получены анкеты. После праздников начнут собирать документы для получения паспортов. Будут открыты специальные пункты по приему документов. Процедура получения паспортов займет не меньше года. Люди получат общегражданские загранпаспорта, т.е. паспорта граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами.
Конечно же, по этому паспорту вы не сможете прописаться в Москве. Для этого необходимо жить на территории России.
Корр.: Грузинские власти выразили протест в связи с открытием железнодорожного сообщения между Россией и Абхазией. Министр путей сообщения России заявил о том, что никакого движения не будет. Что Вы могли бы сказать по этому поводу?
Г. Гагулия: У Шеварднадзе свои проблемы, пусть он занимается ими. У нас свои проблемы. Электропоезд "Адлер - Сухум - Адлер" приехал и сегодня, прибудет и завтра. Я не знаю проблем Шеварднадзе, я не общаюсь с ним.
Корр.: Можете ли вы назвать новый состав правительства "своей командой"?
Г. Гагулия: Многие министры были назначены еще тогда, когда я в прошлый раз был премьер-министром. Мне было приятно встретить вновь тех, с кем я когда-то начинал. Перед правительством стоит много задач. Их тяжело решить в одночасье. В правительстве есть новые министры, есть опытные люди. Я считаю, что правительство сформировано профессионально. Главное - поставить правительство на нужные рельсы, а это зависит и от меня, и от парламента. Можно иметь идеальное правительство, но если не иметь законов, по которым оно должно работать, ничего не получится. Сегодня у нас полное взаимопонимание с Парламентом. Правительство, в свою очередь, учитывает пожелания и предложения депутатов. Я думаю, мы будем работать рука об руку и добьемся неплохих результатов. Главное - сотрудничество всех ветвей власти.
Корр.: Анри Джергения не очень жаловал независимые средства массовой информации. Им было отказано в аккредитации при Кабинете Министров. Многие государственные чиновники отказываются отвечать на вопросы негосударственных СМИ. Будут ли независимые СМИ
иметь возможность получать информацию при новом составе Кабинета министров?
Г. Гагулия: Безусловно, не все желающие журналисты смогут попасть на заседания Кабинета Министров, но и я, и все члены правительства открыты для журналистов, и готовы ответить на их вопросы. Не хотят отвечать на вопросы журналистов те, кто чего-то боится. Мне же бояться нечего.
Опубликовано 30 декабря 2002 года