Политика "кнута и пряника" продолжается.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
9 января президент Азербайджана Гейдар Алиев подписал распоряжение об отсрочке на 3 года срока выплаты газетами своих долгов издательству "Азербайджан".
В распоряжении главы государства сказано, что подобное решение принято с учетом экономического положения СМИ и с целью улучшения их материально-технической базы и финансового положения. В соответствии с распоряжением долги газет, накопившиеся к 2001 году, должны быть выплачены к 31 декабря 2005 года. Кабинету министров дано поручение принять необходимые меры для выполнения данного распоряжения, которое вступает в силу со дня подписания. Согласно данным журналистских организаций Азербайджана, общий долг более чем 100 газет издательству "Азербайджан" составляет 1,5 млрд. манатов (около $300 тысяч).
Вчера же Г.Алиев подписал указ о помиловании Гейбуллы Адыля Абульфат оглу (этому указу "Зеркало" посвятило отдельный материал, - ред.). Интересно, что Г.Алиев подписал оба документа именно сейчас - накануне зимней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы, где будут рассмотрены состояние средств массовой информации в государствах-участниках СЕ.
Напомним, что генеральный секретарь СЕ Вальтер Швиммер уже решительно осудил расправу над журналистами и призвал власти уважать свои обязательства, принятые в момент вступления в Совет Европы, и положить конец притеснениям СМИ. В любом случае президент страны продолжает выступать в роли единоличного гаранта и практически обращается как к представителям "четвертой власти", так и к депутатам ПАСЕ с призывом "жить дружно".
Любопытно и то, что эти действия главы государства предшествуют новым президентским выборам. Напомним, что накануне президентских выборов 1998 года в Азербайджане произошло похожее событие - была отменена политическая цензура. Многим тогда казалось, что отменой цензуры навсегда будет положен конец попыткам властных структур контролировать деятельность независимых СМИ. Но, как показало дальнейшее развитие событий, этот оптимизм был преждевременным.
Эксперты полагают, что, на словах декларируя приверженность курсу демократии, на деле Г.Алиев не собирается мириться с существованием неподконтрольных СМИ. Вспомним, как сразу после выборов - 1998 власти стали активно формировать иные рычаги и формы обуздания независимых СМИ: судебные преследования; "неуплата налогов"; физические расправы и запугивания; финансово-экономический и пропагандистский прессинг, законодательные ограничения и т.д. В декабре 1999 года был принят закон "О СМИ". По мнению экспертов, он излишне декларативен и недостаточно проработан, что вызывает трудности с точки зрения его толкования. Наибольшее недовольство вызывает статья "О приостановке деятельности СМИ", в которой содержится следующая норма: соответствующий орган исполнительной власти при публикации (выходе в эфир) информации, наносящей серьезный удар по целостности и безопасности государства, может привлечь СМИ к суду.
Эксперты считают, что, поскольку трактовка данного положения будет осуществляться по усмотрению исполнительных властей, манипулирование этой статьей открывает для чиновников большие возможности для оказания давления на неугодные издания, радио и телеканалы. Кроме того, хотя закон и запрещает осуществление цензуры, он в то же время предполагает наличие некоторых моментов, которые ограничивают международно признанные права журналистов. В частности, таковым ограничением является необходимость регистрации СМИ в Минюсте. Согласно закону, исполнительному органу поручается выдача лицензий телерадиокомпаниям. Эта же структура получила право закрывать телерадиокомпании в случае нарушения ими правил вещания. Любопытно, что при этом телерадиокомпании лишаются права защищать свои права в судах. Закон позволяет государственным органам самим решать, кто из журналистов будет аккредитован для освещения официальных мероприятий, что не выдерживает никакой критики. Кроме того, в августе прошлого года Г.Алиев утвердил "Правила по предотвращению распространения государственной тайны в СМИ". Эти правила в соответствии с законом "О государственной тайне" определяют порядок, не допускающий распространения в СМИ сообщений, относящихся к гостайне. Как полагают эксперты, на основании этого закона госструктуры получают почти неограниченное право объявить "государственной тайной" даже информацию, связанную с нефтепродуктами, словом, журналистам будет не о чем писать.
А что касается полномочий Межведомственной комиссии по защите гостайны при президенте Азербайджана, то надо отметить, что даже во времена СССР, в период господства этой весьма авторитарной власти, главлит не имел столько прав, сколько их у этой вновь созданной структуры. С другой стороны, после отмены цензуры увеличился рост давления на независимые СМИ и журналистов. Наблюдатели уверены, что гонения обусловлены, в основном, политическими причинами: жесткой критикой в адрес правящей элиты, а также реализацией соответствующей установки властных структур, ростом популярности некоторых независимых СМИ и их превращением в рупор оппозиционных партий, - что, впрочем, также имеет политическую мотивацию. Несмотря на то, что в Азербайджане существует достаточно большое количество формально независимых СМИ, в последнее время все чаще звучат обвинения, что многие из них на деле лоббируют интересы тех или иных политических сил. При этом правящая элита заявляет о росте числа независимых СМИ, лоббирующих интересы оппозиции, а их политические оппоненты утверждают прямопротивоположное.
Как бы там ни было, власти осознают весь драматизм ситуации и пытаются сделать все, чтобы оппозиционные СМИ не стали помехой их планам. И "холодная война", начатая ПЕА, чуть было не трансформировалась в "горячую". Наряду с этим росло и беспокойство Запада, который резко осудил недемократичное поведение властных структур Баку и призвал их предпринять всенеобходимые меры для предотвращения подобных эксцессов. Потому Г.Алиев и был вынужден неоднократно заявлять о необоснованности опасений, подчеркивая, что по-прежнему является "гарантом свободы слова и прессы в Азербайджане, и оснований для беспокойства нет".
Но опыт прошлых лет, к сожалению, оснований для оптимизма не дает.
Опубликовано 10 января 2003 года