Критика коллег в адрес муфтия Ингушетии обозначила позицию Кремля

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Заявление Координационного центра мусульман Северного Кавказа является предупреждением для ингушского муфтията, который может столкнуться с финансовыми ограничениями и давлением из-за своей политической активности, заявили опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.

Как писал "Кавказский узел", Совет тейпов Ингушетии 13 декабря вызвал депутатов парламента республики на шариатский суд, чтобы установить, как проголосовал каждый из парламентариев по вопросу соглашения о чечено-ингушской административной границе, подписанного главами двух республик.  Координационный центр мусульман Северного Кавказа обвинил активистов в запугивании ингушских депутатов, назвав заседание шариатского суда попыткой психологического давления на "неправильно голосовавших" парламентариев.

Суд планировал определить, было ли голосование сфальсифицировано, но на заседание 15 декабря пришли 10 из 30 депутатов республиканского парламента. Они рассказали, что голосовали против закона о границе с Чечней.

Заявление Координационного центра мусульман Северного Кавказа является предупреждением для муфтията Ингушетии, исходящим из Кремля, считает независимый политолог Дмитрий Орешкин.

"Координационный центр мусульман Северного Кавказа можно считать структурой Кремля, следовательно, их заявление является предупреждением Кремля для муфтията Ингушетии. Вообще довольно странно звучит позиция о том, что активисты запугивают депутатов, это лексика, типичная для кремлевских кругов. Что активисты делали для запугивания, использовали бейсбольные биты или наручники? Как правило, этими инструментами пользуются как раз те, кто борется с активистами и правозащитниками", - сказал Орешкин корреспонденту "Кавказского узла".

Действия КЦМ, по мнению политолога, сами по себе являются попыткой запугать муфтият Ингушетии, который "пользуется своим правом на свободные действия и выражение своего мнения".

"Это противоречит правилам власти, поэтому власти использует инструменты для давления. Возможно, в скором времени будет ограничение финансирования муфтията Ингушетии, но надо ждать не только этого. Гораздо большую роль будут играть обвинения активистов в каких-то экстремистских деяниях с одной лишь целью – заставить отказаться от активной деятельности", - отметил Дмитрий Орешкин.

Попытки властей надавить на ингушских активистов нерациональны, уверен он. Значительно разумнее искать компромиссы, поскольку ингушский муфтият  - "структура не беззубая", указал политолог. "Власти должны принять к сведению позицию муфтията Ингушетии и искать компромиссы, центральная власть должна уважать права муфтията и сторонников муфтия. Вертикальная власть этого не хочет, но не учитывается, что в мусульманских республиках религиозный фактор очень важен", - подчеркнул Орешкин.

Российский этнолог и историк, член-корреспондент РАН Сергей Арутюнов согласен с мнением, что Координационный центр мусульман Северного Кавказа своим заявлением передал муфтияту Ингушетии предупреждение Кремля.

"Но КЦМ и ряд других организаций забывают, что они должны быть вне политики. Они активно вмешиваются в политику, игнорируя то обстоятельство, что они являются религиозными организациями, а не политическими. Это заявление является предупреждением от имени властей для муфтията Ингушетии и призыв быть менее активным", - сказал Арутюнов корреспонденту "Кавказского узла".

Ранее ингушское духовенство поддержало политические требования ингушской оппозиции об отмене соглашения о границе с Чечней на фоне острого конфликта с Юнус-Беком Евкуровым. В свою очередь опрошенные "Кавказским узлом" кавказоведы назвали вынужденной позицию муфтията Ингушетии в борьбе за границы республики.

Он также считает, что ингушский муфтият в скором времени испытает на себе определенное давление, в том числе финансового характера. "В качестве наказания за активность [власти могут предпринять] некоторые шаги против муфтията Ингушетии, возможно, например, ограничение финансирования или другие действия. Муфтият Ингушетии в данном случае выступает с ингушских патриотических позиций. Абсолютно правых в таких спорах не бывает, но в этом случае правда больше на стороне Ингушетии и местного муфтията", - заключил он.

Муфтий Ингушетии не был приглашен на заседание КЦМ

Заявление было принято в результате совещания всех муфтиятов за исключением ингушского, сообщил председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Курбан Бердыев корреспонденту "Кавказского узла". Уточнение "Кавказского узла" от 11.30 мск 11.01.2019: Исмаил Бердыев.

"Все муфтии совещались и приняли это решение о заявлении, но под заявлением муфтии не ставили подписи. Это было необязательно, так как мы все вместе совещались и приняли это заявление, не было только муфтия Ингушетии", - сказал Бердыев.

По его словам, муфтий Ингушетии не был приглашен на совещание, хотя ингушский Духовный центр мусульман входит в Координационный центр мусульман Северного Кавказа.

"Кроме него входят также муфтияты Дагестана, Чечни, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Северной Осетии, Ставропольского края, Калмыкии и Краснодарского края. Мы едины в нашей позиции: давно говорят, что Координационный центр раскололся, но мы все вместе, никакого раскола нет", - заявил Бердыев.

Помощник муфтия Ингушетии Магомед Хаштыров отказался комментировать действия КЦМ.

"Если честно, у нас нет желания комментировать их действия. Наша позиции ясна всему миру, мы всем объясняем, что делаем и почему. А что касается их позиции, то пусть они сами ее комментируют", - сказал Хаштыров корреспонденту "Кавказского узла". 

Тоторкулов: шариатский суд с депутатами - внутреннее дело Ингушетии

Заявление КЦМ Северного Кавказа прозвучало странно, считает глава президиума Российского конгресса народов Кавказа, председатель попечительского совета Фонда содействия развитию карачаево-балкарской молодежи "Эльбрусоид" Алий Тортокулов.

"Для меня странно, что Координационный центр мусульман Северного Кавказа выступил против проведения шариатского суда в Ингушетии. Это нонсенс, но вряд ли это заявление приведет к расколам. К сожалению, мусульманский мир и так далеко не един, но дальнейшего раскола из-за этой позиции КЦМ не будет", - сказал Тортокулов корреспонденту "Кавказского узла".  

Любое мнение, в том числе критическое, имеет право на существование, однако происходящие в Ингушетии политические процессы являются внутренним делом республики, убежден он. 

"Люди должны высказывать свое мнение, но то, что происходит в Ингушетии – это внутреннее дело ингушей. Они должны сами решать свои вопросы, и я не думаю, что другие имеют право вмешаться в этот процесс. Вмешиваться можно только в одном случае, если стоит цель примирения сторон", - заключил Тоторкулов. При этом он выразил уверенность, что муфтият Ингушетии не выйдет из состава КЦМ Северного Кавказа.

На "Кавказском узле" размещен полный текст Соглашения с приложениями к нему (картой и геодезическим описанием). Анализ новой линии чечено-ингушской границы картографами приведен в размещенной на "Кавказском узле" справке "Неравноценный обмен Ингушетии с Чечней: анализ картографов". "Кавказский узел" также ведет регулярно обновляемую хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". Новости, касающиеся границы между Чечней и Ингушетией, публикуются на специальной тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"