"Мемориал" оспорил позицию правительства России по убийству Гасангусейновых

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Правительство России заявило о неприемлемости жалобы в ЕСПЧ по делу об убийстве в Дагестане братьев Гасангусейновых, сообщил сегодня Правозащитный центр "Мемориал". Представленные властями документы доказывают неэффективность расследования преступления, считают правозащитники.

Как писал "Кавказский узел", 13 ноября 2017 года Европейский суд по правам человека получил жалобу от имени отца убитых пастухов Муртазали Гасангусейнова. В жалобе юристы заявили о нарушении статей 2 (право на жизнь), 13 (право на эффективное средство правовой защиты) и 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Суд в июне 2018 года коммуницировал жалобу и запросил копии всех материалов следствия.

23 августа 2016 года в Шамильском районе были убиты 17-летний и 19-летний Наби и Гасангусейн Гасангусейновы из села Гоор-Хиндах. Силовики объявили убитых братьев боевиками "шамильской" группы, сообщив, что молодые люди стреляли по ним из автоматов Калашникова. Односельчане Гасангусейновых потребовали наказать виновных в их убийстве, заявив, что парни были чабанами и не имели отношения к боевикам, говорится в статье "Убийство чабанов в Дагестане" на "Кавказском узле".

Правительство России отправило свой ответ в ЕСПЧ 4 октября 2018 года, приложив все материалы уголовного дела по убийству Гасангусейновых, как того и требовал суд. А 4 декабря юрист Правозащитного центра «Мемориал» Дарья Бахарева направила в Евросуд свои ответы на вопросы суда по жалобе с учетом представленных властями материалов.

В меморандуме представители РФ утверждают, что расследование преступления продолжается, оно эффективное, а претензии заявителя необоснованные. «При этом правительство не подкрепляет свои утверждения никакими фактами, тогда как Гасангусейнов и его юристы свои выводы детально обосновывают. Вместо ответов на вопросы ЕСПЧ правительство РФ заявило о явной неприемлемости жалобы», - говорится в поступившем сегодня в "Кавказский узел" сообщении ПЦ "Мемориал". 

При этом применение «летальной силы» к Гасангусейновым не было необходимым, ведь они не оказывали никакого сопротивления - в этом сходятся и правительство Российской Федерации, и заявитель, указывают правозащитники.

По их мнению, расследование преступления нельзя назвать эффективным. «Уголовное дело об убийстве открыли только через год и два месяца после событий. Правительство в меморандуме никак не объяснило причины такой задержки. Гасангусейнов обжаловал бездействие следствия в суде, и, хотя суды всех инстанций принимали его сторону, это не приводило к изменению ситуации. Уголовное дело об убийстве было заведено более чем через полгода после соответствующего решения суда и не в связи с этим решением, а на основе рапорта следователя», - заявляет ПЦ "Мемориал". 

В его сообщении указывается, что следствие не проверило возможное участие сотрудников одной из силовых структур в убийстве Гасангусейновых, хотя они участвовали в спецмероприятиях, которые проводились 23-24 августа в Шамильском районе.

Следователь не нашел владельцев военных машин, которые свидетели заметили в районе накануне убийства братьев, а также не проверил все оружие силовиков, которые были на месте происшествия, не установил, из какого оружия вылетели найденные на месте пуля и гильзы, отмечают правозащитники.

«Таким образом, у заявителя и его представителей есть все основания полагать, что в деле Гасангусейновых были нарушены статьи 2 и 13 Конвенции. С того момента, как была подана жалоба, оснований утверждать это только прибавилось», - подчеркивает ПЦ "Мемориал". 

Напомним, в материалах нового дела об убийстве братьев Гасангусейновых говорится, что убийство совершили "неустановленные лица". Родителям убитых удалось добиться передачи дела об убийстве сыновей в центральный аппарат СК России. Об этом стало известно 2 октября, после серии пикетов отца и матери убитых чабанов. Дело передано следователю по особо важным делам при председателе СКР Льву Гуре.

Автор: