Доклад Совета Европы привлек внимание к тюрьмам Азербайджана
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Совет Европы отметил рост числа заключенных в Азербайджане в своем исследовании о тюрьмах в странах-членах организации. Ситуация с обеспечением прав заключенных и условия их содержания в последнее время ухудшились, заявили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
Совет Европы 4 декабря опубликовал на своем сайте доклад "Тюрьмы Европы в 2005-2015 годах". В исследовании отмечаются тенденции в европейских тюрьмах за десять лет.
Доклад подготовлен Лозаннским университетом и финансировался совместно Европейским Союзом и Советом Европы. В нем содержатся "профили 51 пенитенциарной администрации", а также приводится сравнительное положение 47 стран-членов Совета Европы, говорится в пресс-релизе на сайте организации.
По поводу Азербайджана в докладе отмечается, что, несмотря на сокращение числа вновь поступивших в места заключения в стране, общее число заключенных в тюрьмах страны за десятилетие возросло.
В 2015 году, по данным в докладе, в Азербайджане на 100 тысяч человек приходилось 249,3 заключенных, в то время как десять лет назад этот показатель составлял 203. Таким образом, прирост в Азербайджане за десять лет составил 23%.
Для сравнения, в Грузии на 100 тысяч человек приходится 274 заключенных, в Армении - 129 заключенных, в Российской Федерации - 440 заключенных.
Плотность размещения людей в тюрьмах выросла за десять лет на 25%, численность заключенных женщин - на 83%, иностранцев - на 12%. При этом, если в 2005 году женщинами были только 1,6% от общего числа заключенных, то в 2015 году - они составляли 2,9%. Что касается соотношения иностранцев к общему количеству осужденных, то оно практически не изменилось: в 2005 году 2,3% заключенных были иностранцами, тогда как в 2015 году они составляли 2,5% от общего числа осужденных.
Вместе с тем, как отмечается в докладе, в Азербайджане наблюдается снижение по некоторым показателям. Так, число вновь поступивших в места заключения сократилось на 24%, число смертей на 10 тысяч осужденных уменьшилось на 38%, самоубийств - на 70%.
В то же время с 2005 по 2015 год общее количество мест в пенитенциарных учреждениях в Азербайджане увеличилось на 7%: в 2005 году в стране их было 22 420, а в 2015 году - 25 492.
При этом абсолютное число заключенных возросло примерно наполовину. Так, в 2005 году в стране было 16 969 заключенных, а в 2015 году - 24 197 человек.
С 2005 по 2014 год общее число сотрудников пенитенциарной системы в Азербайджане увеличилось на 31%. В 2005 году в Азербайджане в общей сложности насчитывалось 4 646 работников пенитенциарной службы, а в 2014 году - 6 094 человека.
Бакинские эксперты заявили, что в тюрьмах страны сохранились плохие условия содержания
По мнению координатора «Союза за свободу политзаключенных» Эльшана Гасанова, некоторые статистические данные по работе пенитенциарной службы Азербайджана за период после 2015 года, "возможно, улучшились".
"Число заключенных, возможно, уменьшилось, поскольку за период с 2015 года была амнистия и ряд актов о помиловании. Однако в целом с обеспечением прав заключенных ситуация ухудшилась. Стало больше фактов пыток и бесчеловечного обращения с заключенными. В особенности это касается осужденных по нардаранским событиям 2015 года, молодежных активистов Гияса Ибрагимова, Байрама Мамедова. Несмотря на сокращение числа осужденных, количество политзаключенных стабильно находится в районе 150-160 человек. Многим политзаключенным систематически не дают встречаться с родными, звонить по телефону. Так что, к сожалению, уменьшение количества заключенных не способствует улучшению качества обращения с ними", - сказал Гасанов корреспонденту "Кавказского узла".
26 ноября 2015 года в Нардаране в ходе спецоперации были задержаны 14 человек, в том числе лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде. Это спровоцировало беспорядки, в ходе которых были убиты семь человек, в том числе двое силовиков. После этого в стране прошли массовые аресты сторонников "Мусульманского единства" и судебные процессы по их делам. В декабре 2017 года сторонники движения были приговорены к длительным срокам заключения: богослов Зульфугар Микаилов был осужден на 17 лет, еще 11 обвиняемых получили от 13 до 16 лет. "Кавказский узел" проследил историю конфликта в Нардаране, отмеченного протестами, арестами и кровавыми столкновениям, в статье "Нардаран", опубликованной в разделе "Справочник".
Координатор Центра защиты политзаключенных Огтай Гюльалыев также считает, что улучшение статистики не означает, что в стране наметились позитивные изменения условий содержания и обращения с заключенными.
"Большинство тюрем Азербайджана были построены в середине прошлого века, а то и раньше. Некоторые из них находятся в пустынных местах близ каменных карьеров, где все время пыль, суровая зима, очень жаркое лето. В тюрьмах не хватает санузлов. Качество медицинского обслуживания очень низкое. Серьезной проблемой является большое количество политзеков, около 150", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
1 сентября рабочая группа азербайджанских правозащитников, активистов НПО и юристов обнародовала обновленный список политзаключенных в стране из 128 фамилий. Дела еще двух заключенных находятся на мониторинге.
Кроме того, по его словам, в последнее время в Азербайджане "появилась опасная тенденция - под конец завершения срока наказания политзаключенных им выдвигают новые обвинения".
"В 2016 году эта практика была применена против бывшего министра здравоохранения Али Инсанова, когда за два месяца до завершения 11-летнего тюремного заключения пожилому ученому предъявили обвинения в незаконном хранении наркотиков, применении насилия против надзирателя и назначили ему еще семь лет лишения свободы. В конце сентября были выдвинуты новые обвинения в незаконном хранении запрещенных предметов в колонии советнику председателя партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Мамеду Ибрагиму. Религиозному активисту Тельману Ширалиеву под конец срока предъявили новое обвинение по статье 317-2.1 (изготовление, хранение, ношение в учреждении по отбыванию наказания или в СИЗО запрещенных предметов) УК Азербайджана, то есть ту же статью, что и Мамеду Ибрагиму", - сказал Гюльалыев.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей пенитенциарной службы Азербайджана относительно данных Совета Европы.
"Кавказский узел" размещает материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа на тематической странице "Преследование активистов". Кроме того, в разделе "Справочник" "Кавказским узлом" опубликована статья "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".