Около тысячи человек посетили молебен в честь праздника Зул в Элисте

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Жители Калмыкии отметили священный праздник Зул – калмыцкий Новый год и день ухода в нирвану основателя буддийской школы Гелуг ламы Цонкапы. Опрошенные "Кавказским узлом" жители Элисты считают, что республиканские и городские власти должны "с большим почтением" относиться к одному из главных национальных праздников.

Как писал "Кавказский узел", в 2017 году в честь праздника Зул помимо традиционных молебнов и угощений национальными блюдами прошла фотовыставка "Как это было", посвященная 25-летию деятельности Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Кроме того, состоялась книжная выставка "660 лет со дня рождения Чже Цонкапы" и презентация аудиокниги "Мой сын Далай-лама. Рассказ матери".

Зул отмечается 25-го числа месяца Быка по лунному календарю и знаменует начало Нового года. Название праздника происходит от обычая зажигать лампады - "зул". По мнению историков, эта традиция символизирует поклонение солнцу, звездам. В праздник Зул калмыки приходят в буддийские храмы, чтобы совершить обряд продления лет, сделать подношения ламе Цонкапе и своим предкам. В буддизме Зул отмечается и как очередная годовщина со дня ухода в нирвану ламы Цонкапы (1357-1419). Именно он в начале XV века стал основателем желтошапочной школы Гелугпа, им же разработано учение "Большое руководство по этапам пути к пробуждению" – "Ламрим Ченмо".

По сложившейся традиции почти за месяц до наступления Зул в центральном хуруле каждые выходные проводились обряды продления жизни, передает корреспондент "Кавказского узла".

"Участвовать в предзуловских молебнах могут все желающие, но особенно значимы эти ритуалы для тех, кто родился в год Свиньи (наступающий год) и в год Змеи – противоположный году Свиньи (на "циферблате" 12-летнего цикла, – прим. ред.)", - говорится в сообщении на сайте "Золотой обители Будды Шакьямуни".

Указом главы Калмыкии 2 декабря было объявлено Днем национального праздника Зул. В столице республике основные мероприятия в этот день прошли в хуруле и на центральной площади Элисты, где можно было посмотреть концерт фольклорных коллективов и попробовать национальные угощения.  

Праздничный молебен "Тысяча подношений ламе Цонкапе" собрал около тысячи человек, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь центрального хурула Дорджи Басаев.

"Сегодня (2 декабря) – праздник, многие предпочли остаться дома. При этом каждый из семи предпраздничных молебнов, которые проводились с 10 ноября по выходным, собирал гораздо больше людей – где-то до двух тысяч", - добавил Басаев.

Предваряя праздничную службу, администратор центрального хурула гелюнг Йонтент Лодой заявил, что впервые проводится онлайн-трансляция молебна, благодаря чему к коллективной молитве могут присоединиться уроженцы Калмыкии из других регионов.

"Для калмыков это священный день, когда мы чтим память о Зунква-гегяне (лама Цонка

па в калмыцкой традиции, – прим. ред.), и когда мы встречаем Новый год. Где бы мы ни находились, в этот день мы молимся о благе всех живых существ и процветании нашей Калмыкии", - сказал Йонтен Лодой.

На брифинге накануне Зула администратор "Золотой обители Будды Шакьямуни" уточнил, что "по-настоящему новый год наступает через пять дней после Зул – первого числа месяца Тигра".

Йонтен Лодой пояснил также, что в период с 25-го по 30-е в лунные дни месяца Быка происходит "смена хозяина года".  

"Калмыки считают возраст не по количеству прожитых лет, а по количеству хозяев года, под влиянием которых прожил человек, поэтому в эти дни мы прибавляем год к своему возрасту", - добавил священнослужитель.

Этнограф, доктор исторических наук Эльза Бакаева пояснила корреспонденту "Кавказского узла", что калмыцкая традиция отмечать Новый год поздней осенью или ранней зимой связана с происхождением этноса. По ее словам, древние ойраты жили в лесу, занимались охотой и земледелием, "поэтому у них годичный цикл отсчитывался не от весны до весны, как у скотоводов, а от осени до осени".

Зул тенгрианский и буддистский

Смысл праздника Зул в понимании тенгрианцев и буддистов "серьезно отличается", сказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель Центра развития современной ойратской культуры "Тенгрин уйдл" (Небесный путь) и основатель музея "Уникальная Калмыкия" Басан Захаров.

"Зул в понимании тенгрианцев – это день рождения Вселенной. Отсюда и предновогодняя неделя, и традиция прибавлять год. Это древний, добуддийский праздник. Ойраты, по-моему, единственный народ, который сохранил память о рождении Вселенной", - рассказал Захаров.

Тенгрианство - название доисламской и добуддийской религии тюрко-монгольских кочевников евразийских степей, пишет abai.kz.

По его словам, Зул – это "энергетически насыщенный праздник".

"Важно в период между Зул и Жилин Эзн (дословно "Хозяин года", практически забытый праздник, знаменующий наступление нового года в первый день месяца Тигра, – прим. ред.) обойтись без негативных эмоций, чтобы следующий год был хорошим. То, что люди ходят в хурул на обряды, это неплохо, конечно. Но я считаю, что по-настоящему продлевает годы собственное поведение человека – особенно в эти дни", - подчеркнул Захаров.

Директор "Центра по развитию калмыцкого языка" Арсланг Санджиев полагает, что обособляющая калмыков в буддийском мире традиция отмечать Новый год в день памяти ламы Цонкапы была продиктована политической целесообразностью во времена Джунгарского ханства.

Джунгарское ханство - ойрат-монгольское государство в XVII-XVIII веках на территории, которая в настоящее время относится к России, Казахстану, Киргизии, Китаю и Монголии, пишет history-doc.ru.

"Видимо, когда-то ойратские ламы решили таким образом показать свое особое отношение к коренному учителю Зунква-гегяну и объявили день его ухода в нирвану Новым годом. Возможно, в тот момент Джунгарскому ханству нужна была своя мощная государственная идеология, и поэтому культивировалось представление об избранности ойратов. Как красная кисточка на шапке выделяла нас в монгольском мире, так и свой Новый год стал выделять калмыков среди других буддийских народов", - заявил Санджиев.

При этом, добавил он, Зул "никогда не отмечался широко", хотя и является одним из главных праздников.

"Это всегда был семейный праздник. В советское время праздник с религиозным содержанием и не мог отмечаться с размахом. Но и в постсоветский период Зул остается в большей степени домашним событием", - сказал Санджиев.

"День, который связывает всех калмыков"

Сорокапятилетний строитель Анатолий Наранов "специально планировал отпуск", чтобы приехать на Зул домой из Москвы.

"Конечно, для меня важно этот день встретить дома, сходить в хурул, провести обряд и так далее. Но я уже третий год работаю в Москве – и впервые Зул встречаю дома. До этого получалось вырваться лишь за день-два до Нового года", - рассказал Наранов корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, Зул для него имеет значение и как религиозный праздник, и как дань традиции.

"Я помню, как мать лепила угощения,

 как зажигали ночью лампады. Конечно, хочется, чтобы у моих детей остались такие же теплые воспоминания, ощущение сказки. К сожалению, не всегда получается бывать дома. Хранителем традиций в основном выступает жена. А я больше забочусь о религиозной составляющей – хожу на молебны, даже когда бываю в Москве", - добавил Наранов.

Студенту Калмыцкого государственного университета Арслану, по его словам, "все равно", в какой день наступит Новый год по лунному календарю.

"По-моему, эта тема сильно раздута. Для меня Зул – это, скорее, традиция. Я не сильно религиозен. Зул – это особый день. Не важно, наступает ли новый год сегодня или наступит весной. Это день, который связывает всех калмыков", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".

Праздничная программа в честь Зул на площади "могла быть и более интересной", считает местная жительница Анна Манджиева.

"Я давно не была на площади на Зул. То, что увидела, меня разочаровало. Организаторы решили выехать за счет стариков и детей, выступавших за гроши, а может, и бесплатно – в холодную и сырую погоду. Людей мало, видимо, все уже знают, что ничего интересного на Зул не бывает. При этом встречались журналисты из федеральных телеканалов. Думаю, тоже были разочарованы. Будь я иногородней, после сегодняшнего праздника сказала бы знакомым, что в Калмыкии можно не задерживаться, достаточно посетить хурул. Как мы собираемся туризм развивать?" - сказала Манджиева корреспонденту "Кавказского узла".

"Республиканские и городские власти могли бы с большим почтением отнестись к одному из главных наших праздников", - также отметила она.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"