Специалисты скептически оценили перспективы милитари-туризма в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В России сфера милитари-туризма, который решили продвигать власти Чечни, развита слабо, отметили опрошенные "Кавказским узлом" представители туриндустрии. Для продвижения проекта чеченским специалистам по туризму нужно проделать кропотливую и тонкую работу, считает главред портала о туристическом бизнесе Дмитрий Даниленко. Туризм не исправит ситуации с нарушением прав человека в Чечне, заявил правозащитник Олег Орлов.
Как писал "Кавказский узел", 2 ноября в Чечню прибыла первая группа иностранных туристов по программе MilitaryTour. Для них была подготовлена двухнедельная программа.
В Чечне действуют 18 туристических маршрутов, два из которых – водный и велосипедный - были открыты в июне 2016 года. Водный - это рафтинг (спуск на надувных лодках) по реке Аргун в Итум-Калинском районе, а велосипедный - прогулка по живописному Аргунскому ущелью. Для туристов разработаны также пеший и конный маршруты в Веденском и Чеберлоевском районах и 14 автомобильных маршрутов. В конце 2017 года власти республики рапортовали о росте числа туристов. При этом, по словам жителей Грозного, на новогодней елке в столице Чечни было больше туристов, чем местных жителей.
Милитари-туризм в России не развит, считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
"Насколько я понимаю, это направление в России не развито. Всеобщего спроса на это нет. Есть разовые, сильно индивидуальные случаи. Кто-то любит на самолете летать и прочее, но массового спроса на это нет", - сказала Тюрина корреспонденту "Кавказского узла".
Туристическая компания "СВ-Астур" предоставляла услуги милитари-туризма 15 лет назад, но сейчас это направление туризма в России не востребовано.
"Такие туры были актуальны 15 лет назад. Тогда был спрос, а сейчас его нет, поэтому турфирмы не предоставляют таких услуг. Это сложное направление. Сейчас нет даже тех компаний, которые 15 лет назад предоставляли такие услуги", - сказал "Кавказскому узлу" сотрудник турфирмы.
По его словам, на юге России более востребованы "эталонные виды туризма", в основном пешие походы.
"Мы бы сейчас не смогли эту тему раскрутить. Даже не знаю, это направление перспективное или нет в России. Нужны большие ресурсы, необходимо изучать спрос, вложить много денег в рекламу. Но в любом случае спрос мизерный. Сейчас нет аналогий военных туров, проводимых в Чечне", - отметил он.
В туристической компании "Велес Тур" также отметили, что военные туры не пользуются популярностью.
"У нас никто не спрашивает о военных турах. Есть интерес к так называемым патриотическим турам: посещение исторических музеев и объектов. Ими интересуются в основном граждане России. О милитари-турах никто еще не спрашивал", - сказал сотрудник компании.
Для продвижения милитари-туризма нужно проделать кропотливую работу
Чечня во всем мире в первую очередь напоминает о войне, поэтому идея развивать милитари-туризма воспринимается неоднозначно, считает главный редактор портала о туристическом бизнесе TourDom.ru и журнала "Горячая линия. Туризм" Дмитрий Даниленко.
"Налицо некое интересное противоречие. Чечня всем известна как некогда горячая точка, где совсем недавно прошли две войны. И во всем мире Чечня ассоциируется с войнами, к сожалению. И было бы разумно, не использовать это для туризма. Я понимаю, что это звучит странно, но милитари-туризм принят во многих странах, и с его помощью страны привлекают туристов",- сказал корреспонденту "Кавказского узла" Даниленко.
Он уверен, что при должном подходе можно привлечь туристов, которым интересна военная тематика.
"В России нет аналогов подобных военных туров, как в Чечне. Есть что-то наподобие экскурсий с полетом на военном самолёте, с возможностью пострелять, с ездой на бронетехнике. Но это не туры, а единичные акции", - отметил он.
В качестве удачного примера милитари-туризма Даниленко привел Вьетнам.
"Для них основой милитари-туризма стала Вьетнамская война. Тоже больная и сложная тема. Но туристам интересно смотреть на военные лагеря вьетнамских повстанцев, проползти по траншее, причем ты сам выбираешь длину участка. Можешь осмотреть подбитую технику, неразорвавшиеся снаряды, советские и американские самолёты, потом можешь пострелять и много другое. Есть много туристов, кому это интересно. Они приезжают из разных стран. Я уверен, что то же самое можно сделать в Чечне. Вьетнамцы, например, используют войну, чтобы показать торжество своего духа. Это для них и идеологический вопрос также", - рассказал Даниленко.
Но для продвижения этого проекта чеченские специалисты по туризму должны проделать очень кропотливую и тонкую работу, подчеркнул главный редактор туристического портала. Он также посоветовал делать ставку не только на иностранных туристов, но и на граждан России, которые могут заинтересоваться военным туризмом.
Туризм не исправит ситуацию с нарушением прав человека в Чечне
Идея властей Чечни о милитари-туризме кажется странной, сказал руководитель программы "Горячие точки" ПЦ "Мемориал" Олег Орлов.
"Сама идея очень странная. Я не понимаю, какие цели у такого туризма. Если там будут проходить военное обучение, будут стрелять, то чем это отличается от лагерей подготовки боевиков? Милитари-туризм вызывает вопросы и сомнения. Каково руководство республики, таков и туризм", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Он уверен, что визиты туристов в Чечню не повлияют на ситуацию с нарушениями прав человека.
"Туризм никак не поможет. Это параллельные реальности, не влияющие друг на друга. Туризм не сможет повлиять на реальное положение дел в Чечне", - отметил Орлов.