"Мы готовы к публичному диалогу"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Открытое обращение к Президенту РФ Владимиру Путину и руководителям государственных телеканалов членов Оргкомитета Международной конференции "За прекращение войны и установление мира в Чеченской Республике":

Уважаемый господин Президент!
10 ноября, на встрече с рядом чеченских общественных, религиозных и политических деятелей Вы заявили, имея в виду сторонников мирного политического урегулирования в Чечне на основе прямых переговоров обеих враждующих сторон: "Тем же, кто по недомыслию или сознательно, от страха перед бандитами или следуя живучей традиции их умиротворения, будут и дальше призывать нас сесть за стол переговоров с убийцами - предлагаю им вступить в переговоры с бен Ладеном или муллой Омаром".

Говоря о политических сторонниках законно избранного президента Чеченской Республики Аслана Масхадова, подписавшего с первым президентом России Борисом Ельциным в 1997 г. мирный договор, решительно осудившего нападение экстремистов на Дагестан и многократно предлагавшего Вам начать мирные переговоры без предварительных условий, Вы сказали еще грубее: "...те, кто выбирает Масхадова, выбирают войну. Все эти люди, где бы они ни находились - на территории России или за ее пределами, - будут рассматриваться нами как пособники террористов".

Господин Президент, неужели Вы настолько пренебрегаете правом, что находите возможным публично огульно обвинять всех избирателей и сторонников президента Масхадова в таком тяжком уголовном преступлении, как "пособничество террористам"?! Как юрист по образованию, Вы хорошо знаете, что не всякий мятежник или партизан является "террористом", не всякий воюющий - "убийца". Впервые однозначно квалифицировав конфликт в Чечне так, как оно есть - "война", Вы, г-н Президент, заявили, что через 5-6 месяцев на территории, охваченной войной, нужно провести конституционный референдум!

У тех, кто слушал это Ваше заявление, невольно возникает вопрос: известно ли Вам, что международное право запрещает проводить выборы и референдумы на территории, где идет война, и поэтому результаты "конституционного референдума", проведенного федеральной стороной, будут заведомо юридически ничтожны? В политическом же плане проведение референдума по новой Конституции Чеченской республики также как и проведение выборов нового президента и/или Парламента Чеченской Республики до прекращения военных действий и вне рамок общего мирного процесса углубит и обострит существующий в чеченском обществе гражданский раскол и станет новым барьером на пути к прекращению войны.

Мы уверены, что Вы, г-н Президент, отлично понимаете, что мирные переговоры ведут с теми, кто способен отдать приказ о прекращении огня и обеспечить его выполнение, а не с теми кого приятно видеть за столом переговоров. Например, в 1988 году г-ну Шеварднадзе, который был в то время министром иностранных дел СССР, пришлось подписывать от имени советского руководства мирное соглашение с лидерами афганских партизан, не уступающими в свирепости и фанатизме самым радикальным представителям чеченских формирований.

Урегулирование вооруженного конфликта - это всегда компромисс. Блокируя возможность компромисса даже с самыми умеренными лидерами в рядах противников, Вы, г-н Президент, тем самым делаете ставку на бесконечное затягивание войны со всеми ее неизбежными последствиями: множеством новых жертв среди мирного населения и российских военных, гуманитарной катастрофой в регионе, деградацией российской армии и государства, ростом преступности в российском обществе, предельной радикализацией тактики чеченских сил, распространением боевых действий на другие регионы России и даже - за пределы нашей страны (что недавно чуть было не произошло между Россией и Грузией). При этом Вы часто и справедливо говорите о жестокости чеченских боевиков, но совершенно игнорируете в своих выступлениях совершаемые в Чечне федеральными силами грубейшие нарушения прав человека: зверства и мародерство при зачистках, массовые тайные расправы, ужасы секретных концлагерей, использование тяжелого оружия в населенных пунктах и т. п.

Как глава государства и главнокомандующий, Вы, уважаемый г-н Президент, уже около трех лет ведете необъявленную войну без введения военного или чрезвычайного положения, без положенных по закону санкций от палат Парламента. Тем самым Вы, господин Президент, к сожалению, давно вышли за пределы действующей Конституции, быть гарантом которой Вы присягали!

Ваше заявление об отказе вести переговоры с Масхадовым и другими влиятельными чеченскими командирами закрывает на неопределенный срок возможность перехода к мирному урегулированию в Чечне.

Поддержка Вашей непреклонности теми российскими военными и государственными деятелями, кто использует чеченскую войну как неисчерпаемый источник финансовых, политических и идеологических возможностей для себя лично разрушает российское государства и общество.

Несмотря на мнение множества авторитетных государственных деятелей и ученых в России и за рубежом, Вы старательно создаете впечатление, что война в Чечне - это исключительно борьба с международным терроризмом и экспансией радикального ислама, а Россия - авангард этой борьбы.

Государственные СМИ обеспечили Вашей позиции монополию на изложение ее Вами и сторонниками Вашей точки зрения и исключили возможность для публичного и демократического выражения несогласия с Вами для Ваших оппонентов.

Тем самым Вы, г-н Президент, невольно или намеренно превратили население всей Российской Федерации в безмолвных свидетелей войны в Чечне, испытывающих ее негативные последствия, но не имеющих возможности требовать изменения этой политики. Мы считаем, господин Президент, что Ваша политика в Чечне носит, к сожалению, противоправный и гибельный для России характер.

Поэтому мы предлагаем, г-н Президент, Вам или Вашим представителям, в ближайшее время в прямом телевизионном эфире открыто обсудить с Вашими оппонентами - каким образом можно прекратить войну в Чечне и к каким последствиям для России и для Чечни уже привело и ведет в будущем продолжение этой войны? Мы готовы участвовать в этом обсуждении.

Одновременно мы обращаемся к руководству государственных телеканалов с просьбой обеспечить прямую трансляцию такого обсуждения.

Рано или поздно ответственный политический лидер завершит миром войну, идущую в Чечне с 1994. Этим лидером могли бы быть Вы, г-н Президент, и значительная часть населения России готова поддержать Ваши усилия в этом направлении. Если это не сделаете Вы, это сделает Ваш преемник.

Члены Российского Общенационального комитета
"За прекращение войны и установление мира в Чеченской республике",
члены Оргкомитета Международной Конференции
"За прекращение войны и установление мира в Чеченской республике"

Светлана Ганнушкина,

Лев Гудков,

Сергей Ковалев,

Лев Пономарев,

Юрий Самодуров,

Александр Ткаченко,

Игорь Яковенко

18 ноября 2002 года

источник: Веб-сайт "Права человека в России"