Александр Аверин отказался признать вину

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Судебное следствие на проходящем в Ростовской области процессе по делу сопредседателя "Другой России" Александра Аверина завершилось допросом обвиняемого. Аверин категорически отказался признать вину, заявив о провокации в связи с журналистской и политической деятельностью.

Как писал "Кавказский узел", сопредседатель незарегистрированной российской партии "Другая Россия" Александр Аверин  был задержан 7 апреля во время перехода российско-украинской границы. Ему предъявлено обвинение в незаконном обороте оружия (ч. 1 ст.222 УК РФ) и покушении на контрабанду огнестрельного оружия и боеприпасов (ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 226.1 УК РФ). 18 сентября Матвеево-Курганский суд Ростовской области приступил к рассмотрению дела Аверина. На заседании суда 2 ноября свидетель поставил под сомнение показания пограничников о том, что у Аверина была возможность пронести на КПП оружие.

Обвинение утверждает, что Аверин "в не установленное следствием время на территорРеспублики Украина приобрел пистолет Макарова и семь патронов калибра 9 мм к нему, которые впоследствии положил себе в сумку". По версии обвинения, 7 апреля Аверин на пункте пропуска "Матвеев Курган" скрыл огнестрельное оружие и боеприпасы от пограничного и таможенного контроля и пытался их незаконно переместить с территории Украины в Россию, но был задержан. Аверин в суде отказался признать вину, заявил о "провокации" и связал дело со своей политической деятельностью.

13 ноября судебное следствие по делу сопредседателя незарегистрированной партии "Другая Россия" Александра Аверина было завершено, на следующем заседании стороны перейдут к прениям, передает из зала суда корреспондент "Кавказского узла", который был единственным представителем СМИ на заседании.

Первым выступил старший оперуполномоченный оперативного отделения КПП "Матвеев Курган" Максим Борисов.

"Это был апрель. Я тогда находился в составе фильтрационной группы. В наше помещение привели гражданина, в отношении него надо было провести ряд мероприятий. В отношении него было проведено ОРМ (оперативно-разыскное мероприятие), и был выявлен факт того, что у него в сумке был пистолет и магазин с патронами. Он говорил, что это не его", - рассказал Борисов, указав на Александра Аверина.

Оперативник сообщил, что мероприятие проводилось в присутствии понятых, подтвердив, что один из них, Анатолий Снида, отказался подписывать протокол.

На заседании 2 ноября Анатолий Снида рассказал, что отказался подписывать документы, заявив, что не хочет "в этом участвовать".

"Причину конкретную он не сказал, может, боялся давления какого-то на него", - добавил Борисов.

По словам свидетеля, Аверина привёл в помещение оперативников пограничник Михаил Демьянов "вроде бы потому, что он отказался от прохождения паспортного контроля".

В ходе ответов на вопросы адвоката Владимира Осеннего оперативник сказал, что не знает, был ли задержан Аверин на момент сопровождения к нему "на беседу".

"Он шёл со стороны ДНР (самопровозглашенной Донецкой народной республики, - прим. "Кавказского узла"). Сами знаете, какая там сейчас обстановка... В отношении всех лиц, следующих оттуда, мы проводим беседу. Может, они и воевали там ещё", - пояснил Борисов.

О том, что в отношении Аверина необходимо провести оперативное мероприятие, Борисову, по его словам, сказал исполняющий на тот момент обязанности начальника КПП Константин Сквира. При этом, по словам свидетеля, копию паспорта Аверина ему принёс Демьянов.

Максим Борисов также заявил, что пронести оружие и боеприпасы в здание контрольно-пропускного пункта можно.

"Всё возможно. В том году проносили и оружие, и патроны, и другие боеприпасы. Задерживали, конечно. Некоторые люди специально несут, кто-то для продажи", - заявил он.

Оперативник подтвердил визит на пропускной пункт в тот день вышестоящих лиц, однако сказал, что это было после задержания Аверина.

Ранее Аверина уже задерживали "в связи с политической деятельностью"

Гособвинитель продемонстрировал суду вещдоки — пистолет Макарова, обойму и семь гильз, которые были извлечены из целлофановых пакетов.

После этого в зал был приглашён свидетель защиты Алексей Волынец, журналист из Московской области. Волынец рассказал, что с Авериным они знакомы с сентября 1999 года и он может охарактеризовать его как "адекватного, грамотного человека со значительным жизненным опытом, в том числе юридическим".

"Аверин талантливый журналист, с которым я давно сотрудничаю. Есть известный сайт, на котором Аверин печатался по истории нашего Отечества и политическим темам. Он патриот нашей Родины, не склонный к необдуманным поступкам, криминалу. Аверин бывал на территории народных республик, помогал им в соответствии с политикой Российской Федерации", - заявил Волынец.

Он добавил, что в связи с политической деятельностью Аверина ранее "случались его задержания".

"Как публичному человеку ему просто глупо совершать те преступления, которые ему пытаются инкриминировать", - резюмировал свидетель защиты.

По просьбе адвоката Аверина судья приобщил к делу рецензию на заключение дактилоскопической экспертизы, согласно которой "след пальца руки, изображенный на фото... был откопирован на дактоплёнку с плоской поверхности иного предмета (вероятно, стеклянной или полимерной поверхности), а не с поверхности кожуха-затвора пистолета ПМ", так как "максимальный размер следа (пальца) не соответствует размеру поверхности, с которой он был откопирован". Исключать из дела саму экспертизу судья не стал, пообещав оценить её при вынесении приговора.  

Аверин назвал произошедшее провокацией

В ходе последующего допроса Александр Аверин заявил, что не признаёт свою вину полностью.

"В моём отношении была совершена провокация. Я много лет занимаюсь журналистской и политической деятельностью. У меня есть враги, в том числе высокопоставленные. Буквально за две недели до задержания я узнал, что была осуществлена провокация в отношении моего товарища... Я написал пост на своей странице "ВКонтакте" о том, что я "к оружию, наркотикам или иным запрещенным веществам отношения не имею. Улицу перехожу на зелёный цвет светофора", - отметил подсудимый.

По словам Аверина, утром 7 апреля он выехал из Донецка в Ростов-на-Дону на автобусе, у него была сумка, которую он оставлял в салоне во время остановок.

"При пересечении границы никаких вопросов у пограничников ДНР не возникло. На паспортном контроле я предъявил паспорт. Пограничник провёл меня внутрь КПП, где ждал сотрудник в штатском Максим Борисов, который начал вести беседу о моей политической деятельности и целях партии", - сказал подсудимый.

Он добавил, что ранее его задерживали в других городах, в частности, "в Калининграде и Владивостоке встречали у трапа самолёта сотрудники правоохранительных органов".

Аверин также рассказал, что ранее бывал за границей, в частности, в Алма-Ате и, "конечно, знает о металлодетекторах". На пункте пропуска "Матвеев Курган" Аверин ранее не был, но пересекал границу через переход "Донецк-Изварино" и понимает "повышенное внимание в связи с боевыми действиями".

Подсудимый подчеркнул, что его несколько раз препровождали из помещения для временно непропущенных граждан в кабинет оперативников и обратно, позднее у него отобрали мобильный телефон, ремень, шнурки и сумку.

"Спустя некоторое время, около 15.00 меня опять проводили в кабинет, где были понятые… Я сообщил понятым, что мои вещи были вне зоны видимости и я не знаю, что с ними было. Когда достали пистолет, я воскликнул: "Зачем вы это сделали!", но мой возглас был подобен гласу вопиющего в пустыне", - рассказал Аверин.

Он добавил, что на пункт пропуска приехали "три-четыре человека из ростовского погрануправления ФСБ, которые помогали Борисову составлять документы". При этом, по его словам, ему отказали в требованиях адвоката и телефонного звонка.

"Проводились манипуляции, являющиеся гротеском на юриспруденцию… Я был без сумки как минимум более часа в разных помещениях, расположенных на отдалении нескольких десятков метров друг от друга"», - также сказал Аверин.

Появлению на пистолете отпечатка пальца, по мнению подсудимого, "поспособствовал кто-то из правоохранительных органов".

"Пистолет я впервые увидел 7 апреля. Я никогда ранее его не видел, он мне не принадлежал, и мне в голову не пришла бы безумная мысль пронести его через КПП", - сказал подсудимый.

Отвечая на вопросы гособвинителя, Аверин уточнил, что 7 апреля он выехал в 08.00 мск из автовокзала Донецка, в пути было не менее трёх остановок. От Донецка до Матвеева Кургана около 100 километров, и около 11.00 мск автобус прибыл на КПП со стороны самопровозглашенной ДНР, около 12.00 мск - на сторону КПП "Матвеев Курган".

"По версии обвинения, я, имея оружие, умышленно привлёк к себе внимание, не проходя паспортный контроль. Я знаю, что, не предъявив паспорт, границу не пройдёшь в любой стране. Я сразу предъявил паспорт, - заверил судью Аверин.

Последнее ходатайство защиты о получении телефонных соединений всех участников досмотра Аверина судья отклонил и назначил дату прений на 14.00 20 ноября.

"Защита привела доказательства того, что след, который фигурирует в деле как отпечаток пальца, обнаруженный на пистолете, невозможно было изъять с данной поверхности, так как геометрические поверхности пистолета меньше, чем сам след. Защита представила документы - рецензию эксперта, в которой указано, что данный след мог быть изъят с гладкой поверхности, возможно, со стекла или аналогичной гладкой поверхности", - прокомментировал заседание корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Аверина Владимир Осенний.

"Сторона защиты собиралась представить еще одного свидетеля, который мог подтвердить, что Аверина незаконно задержали. (Свидетель) видел, что он предъявил паспорт и активных действий не проявлял. Из показаний Аверина следует, что паспорт он дал, потому что глупо было бы прибыть на паспортный контроль и отказаться предъявлять паспорт. К сожалению, прибыть свидетель не смог по независящим от него причинам", - сказал Осенний.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"