Система извинений перед Кадыровым сохранила актуальность для Чечни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Руководству Чечни не удалось распространить практику публичных извинений перед Рамзаном Кадыровым на Ингушетию, однако внутри Чечни эта практика остается эффективной и отходить от нее власти республики не собираются, указали опрошенные "Кавказским узлом" политологи Михаил Рощин, Вадим Муханов и ингушский активист Сараждин Султыгов.
Как писал "Кавказский узел", система извинений перед Кадыровым дала сбой в Ингушетии. Реакция ингушей на визиты Рамзана Кадырова к лидерам протеста в республике вынудила главу Чечни отказаться от тактики давления на критиков, после чего оппонентом чеченских властей стал даже лояльный к ним муфтий Ингушетии, сообщила 29 октября "Новая газета", сделав такой вывод после взаимных извинений Кадырова и ингушских активистов.
25 октября стало известно, что Магомед Даудов приезжал к муфтию Ингушетии Исе Хамхоеву, но их встреча не состоялась. По мнению Даудова, Хамхоев избегал встречи с ним. Позднее Иса Хамхоев заявил, что не отвечает за местную молодежь в случае повторного приезда к нему спикера чеченского парламента. Республиканское духовенство находилось "в острейшем конфликте" с главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым, и Иса Хамхоев был известен как активный лоббист интересов главы Чечни в Ингушетии, указывала "Новая газета". После критики в адрес властей Чечни Хамхоев рискует лишиться поддержки Кадырова на фоне ухудшения отношений с главой Ингушетии, считают опрошенные "Кавказским узлом" кавказоведы.
Реакция ингушей на поездки главы Чечни в соседнюю республику и инициированные им разбирательства действительно носила характер отпора, однако предпосылок для полной отмены практики насильственных унизительных извинений перед Рамзаном Кадыровым нет, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин.
Попытка распространить эту практику на территорию Ингушетии - свершившийся факт, но окружение Кадырова уже осознало опрометчивость этого шага, полагает кавказовед. "Ингуши дали понять, что к ним лезть не надо: у них своя республика и в ней нет места тем методам воздействия на жителей, какие практикуются в Чечне. Стоит отметить, что Кадыров быстро понял это. Но я не вижу причин, по которым Чечня может полностью отказаться от такой практики", - сказал Рощин корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Рощина, руководство Чечни "уже привыкло" к такому методу давления на неугодных ему людей, и в глазах окружения Кадырова эта практика выглядит эффективной. Принуждения к публичным извинениям перед главой Чечни дают "серьезный "педагогический" эффект", и при этом никто из руководителей республики не несет ответственности за давление на людей такого рода, указал он.
Формат публичных извинений укреплял имидж Рамзана Кадырова, и с точки зрения руководства Чечни "оснований для отказа от данного метода нет", согласился старший научный сотрудник Центра кавказский исследований МГИМО, политолог Вадим Муханов.
В Чечне распространена практика принуждения к извинениям, причем она затрагивает как критиков режима Кадырова, так и тех, чье поведение тем или иным образом раздражает власти. Один из первых случаев принуждения к извинениям произошел в декабре 2015 года, когда местный житель Адам Дикаев раскритиковал главу Чечни, а через неделю в соцсетях появилось видео, на котором Дикаев со снятыми штанами заявляет о своей неправоте и выражает поддержку властям республики. К публичным извинениям принуждают даже подростков. Так, в декабре 2017 года чеченские силовики принудили подростков из станицы Старогладовской извиниться на камеру перед жителями села Иласхан-Юрт, с которыми у молодых людей была ссора.
"Во-первых, все публичные извинения [ранее] носили персональный характер, во-вторых, так или иначе они касались чеченцев. История с ингушами – иной случай. На сегодняшний день можно сказать, что поставлена не точка, а запятая: сейчас Кадырова волнуют не публичные извинения, а вопрос с землями", - сказал Муханов корреспонденту "Кавказского узла".
Публицист: принуждения к извинениям - инициатива окружения Кадырова
Власти Чечни могли бы отказаться от практики публичных извинений перед Кадыровым, но противоречия с ингушскими активистами и их реакция на визиты главы соседней республики не являются основной причиной для этого, считает директор Центра исламских исследований Северного Кавказа, публицист Руслан Гереев.
По оценке Гереева, принуждения к извинениям перед Кадыровым еще до подписания соглашения о границах стали относительно редкими. Публицист полагает, что в большинстве случаев принуждения к извинениям бывали инициативой окружения или поклонников главы Чечни, стремившихся ему угодить, а не личной идеей Кадырова, который продолжает укреплять свое влияние на всем Северном Кавказе.
"Кадыров является опорой Путина на Северном Кавказе и с годами приобретает все больший политический вес в СКФО", - отметил Гереев корреспонденту "Кавказского узла".
В июне министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чечни Джамбулат Умаров потребовал от певца и продюсера Семена Слепакова извинений за сатирическую песню о Рамзане Кадырове, однако сам глава Чечни позднее похвалил чувство юмора Слепакова и написал несколько четверостиший в ответ на его песню. Вместе с тем до недавнего времени Кадыров продолжал регулярно принимать извинения от жителей Чечни: так, в сентябре несколько молодых людей извинились в эфире чеченского ТВ за драку и стрельбу во время свадьбы, а в октябре Кадыров сам потребовал публичных извинений от молодого выходца из Чечни, который позволил себе хамское поведение в метро. Турпал Хасиев дважды извинялся в телеэфире, а его отец выступил с резким осуждением поведения сына.
Рамзан Кадыров пытался заставить ингушей извиняться, и хотя ему не удалось добиться этой цели, в отношении чеченцев эта практика будет продолжена, полагает сопредседатель движения "Мехк Кхел" Сараждин Султыгов.
По словам активиста, приезжая в Ингушетию, Кадыров, скорее всего, рассчитывал на извинения со стороны ингушей, но его надежды не оправдались.
"Я не считаю, что ингуши осадили Кадырова и [из-за этого] практика публичных извинений применяться впоследствии не будет. У Кадырова получается запугивать именно чеченцев. Я связываю это с тем, что чеченский народ пережил две ужасные войны", - сказал Султыгов корреспонденту "Кавказского узла".
Поездки кадыровцев в Ингушетию
В конце октября Кадыров и его приближенные предприняли по меньшей мере четыре поездки в Ингушетию для встреч с местными активистами, чьи высказывания не понравились руководству Чечни. Эти визиты вызывали напряженность в Ингушетии, указывал правозащитник Магомед Муцольгов.
Первая из этих поездок состоялась 19 октября - глава Чечни приехал в ингушское селение Сурхахи и встретился со старейшиной Мухажиром Нальгиевым, который критиковал Кадырова на митинге в Магасе. По словам Кадырова, после беседы он и Нальгиев принесли друг другу извинения за возможные обиды. Днем позже в соцсетях было опубликовано видео, на котором ингушский активист Даут Яндиев, приехавший в Чечню, извиняется перед Кадыровым и чеченцами за свои выступления на митинге в Магасе.
Кроме того, в начале ноября чеченское ТВ показало сюжет об о визите "представителя тейпа Нальгиевых" в Грозный для встречи с главой республики Рамзаном Кадыровым. Согласно сюжету, мужчина, названный представителем ингушского рода, поблагодарил Кадырова за визит к старейшине рода Мухажиру Нальгиеву и оказанное ему уважение. Представители Нальгиевых назвали этот сюжет пропагандой, указав, что показанный в нем человек не был уполномочен тейпом на поездку в Грозный.
"Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне" материалы о преследовании критиков руководства Чечни. "Кавказский узел" также регулярно обновляет хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней".