Татарский тележурналист уволен за сочувствие террористам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В пятницу в Казани был обнародован указ президента Татарии Минтимера Шаймиева об увольнении председателя ГТРК "Татарстан" Ирека Муртазина. Отставка господина Муртазина связана с прозвучавшими в его адрес обвинениями в сочувствии чеченским террористам.
Указ президента Татарии Минтимера Шаймиева об увольнении председателя ГТРК "Татарстан" Ирека Муртазина подписан в четверг вечером. Господин Муртазин освобожден от занимаемой должности с формулировкой "по собственному желанию", что отчасти соответствует действительности.
Сложные взаимоотношения ГТРК "Татарстан" и федерального центра в лице Всероссийской ГТРК имеют давнюю историю. После того как два с половиной года назад председателем ВГТРК стал Олег Добродеев, в госхолдинг вошли 85 региональных ГТРК. И только татарская ГТРК с еще двумя государственными телерадиокомпаниями -- Якутии и Башкирии -- отказались войти в состав ВГТРК и оставались в подчинении у республиканских властей. Как говорят на ВГТРК, региональные руководители выдвигали совершенно неприемлемые для Москвы условия вхождения телерадиокомпаний этих республик в состав госхолдинга (правда, вопрос о вхождении башкирской ГТРК в состав ВГТРК уже решен).
Только в этом году власти Татарии пошли на некоторый компромисс. Они согласились отдать федеральному холдингу имущество, стоявшее на балансе ГТРК с советских времен. Одновременно по инициативе властей была создана новая республиканская телерадиокомпания "Новый век" (ТНВ), в которую перетекли основные силы татарской ГТРК. Главой ТНВ стал прежний председатель ГТРК Татарии Ильшат Аминов, а руководителем ГТРК был назначен Ирек Муртазин, до июня 2002 года занимавший должность пресс-секретаря президента Татарии. Кандидатура господина Муртазина по мысли местных властей должна была устроить и Москву, и Казань. После назначения Ирека Муртазина на должность председателя ГТРК Минтимер Шаймиев признался, что "не хотел отпускать пресс-секретаря, но он уж очень просил".
Однако работа господина Муртазина в должности председателя ГТРК складывалась непросто. Втрое был сокращен объем вещания ГТРК и в десятки раз - штат сотрудников телерадиокомпании. Уволенные сотрудники вскоре стали обращаться с жалобами на господина Муртазина в прокуратуру и аппараты президентов РФ и Татарии. Финансовое положение ГТРК "Татарстан" также было сложным: поскольку телерадиокомпания формально пока так и не вошла в состав ВГТРК, на деньги из госбюджета ей рассчитывать не приходилось. А республика, уже не считавшая канал своим, прекратила его финансирование. Выступая на парламентских слушаниях в госсовете Татарии, Ирек Муртазин заявил: "Я вообще никакого будущего у ГТРК "Татарстан" не вижу. Нет денег, нет кадров, нет техники, поэтому и работать нормально нельзя". По данным Ъ, в сентябре господин Муртазин подал господину Шаймиеву заявление об отставке, но президент республики якобы предложил бывшему пресс-секретарю не паниковать, а спокойно работать.
Спокойная работа для ГТРК "Татарстан" кончилась 24 октября. В тот день глава татарской госкомпании вел прямой эфир передачи, посвященной захвату заложников в театральном центре на Дубровке. Гостем передачи стал советник президента Татарии по политическим вопросам Рафаэль Хакимов, высказаться в эфире имели возможность и зрители. Большинство мнений, прозвучавших в прямом эфире, свелось к выражению сочувствия "чеченским повстанцам" и критике национальной политики России. В частности, писатель Зульфат Хаким заявил: "Сегодня в центре Москвы господину Путину предоставлена возможность мочить во всех сортирах отдельно взятого театра вот этих 50 боевиков. Но почему-то он их там не мочит, а благополучно мочится у себя в Кремле в своих нормальных туалетах". Господа Муртазин и Хакимов, в свою очередь, назвали захват заложников актом отчаяния и призвали власти страны к переговорам с Асланом Масхадовым.
Разразился скандал. Большинство республиканских СМИ выразили возмущение "прочеченской передачей" татарской ГТРК. По данным Ъ, кассету с записью программы затребовало руководство ВГТРК, с руководителем которой Олегом Добродеевым Иреку Муртазину пришлось объясняться лично. Впрочем, в ВГТРК эту информацию опровергают. Официальный представитель всероссийской телерадиокомпании заявил корреспонденту Ъ: "На сегодняшний день компания ГТРК "Татарстан" не имеет никакого отношения к ВГТРК, это одна из двух региональных компаний, до сих пор не вошедших в состав холдинга, переговоры ведутся более двух лет, но до сих пор вопросы назначения, смещения председателя ГТРК, а также редакционная политика телерадиокомпании лежит полностью на руководстве Татарии".
Минтимер Шаймиев не мог не отреагировать на скандал с прямым эфиром ГТРК "Татарстан". Через три недели после скандального эфира Ирек Муртазин был уволен.
Новым председателем ГТРК "Татарстан" стал первый заместитель гендиректора ТНВ Айрат Сибагатуллин (до перехода в ТНВ он работал заместителем председателя ГТРК "Татарстан"). Не исключено, что смена руководства на ГТРК может ускорить процесс вхождения татарской гостелерадиокомпании в ВГТРК. Как заявили Ъ на ВГТРК, "есть признаки, что теперь процесс вхождения татарской телерадиокомпании в состав ВГТРК пойдет значительно быстрее".
Опубликовано 18 ноября 2002 года