Олег Орлов рассказал о давлении на коллег и адвоката Титиева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
После задержания Оюба Титиева его чеченскому адвокату пришлось покинуть республику из-за угроз силовиков, а на сотрудницу грозненского офиса "Мемориала" оказывалось давление, заявил сегодня суду руководитель программы "Горячие точки" Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов. Преследование Титиева он связал с его работой над делом 27 казненных жителей Чечни и враждебным отношением руководства республики к "Мемориалу".
Как сообщал "Кавказский узел", на заседании суда по делу Оюба Титиева 9 октября опрошенный в открытом режиме сотрудник ДПС Данчаев признался, что не видел, как из машины Титиева достали пакет с наркотиками. На заседании 9 октября двое свидетелей защиты подтвердили здоровый образ жизни Титиева, подчеркнув, что он никогда не пил и не курил. Дело Оюба Титиева, поджог машины правозащитников в Дагестане и нападение на офис "Мемориала" в Ингушетии - звенья одной цепи, заявил сегодня суду глава дагестанского отделения "Мемориала" Сиражутдин Дациев.
Оюб Титиев, обвиняемый в хранении марихуаны, находится с 11 января под стражей. Он не признает свою вину и утверждает, что наркотики ему подбросили, говорится в справке "Кавказского узла" "Главное о деле Оюба Титиева". Оюб Титиев стал лауреатом премии Вацлава Гавела. На церемонии награждения 8 октября было зачитано письмо Титиева, где он назвал ложными обвинения, по которым его судят, и описал атмосферу страха в Чечне.
Вторым свидетелем защиты, допрошенным сегодня на суде по делу Оюба Титиева, стал руководитель программы "Горячие точки" Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов. Он подробно рассказал суду о том, что происходило в день задержания Оюба Титиева 9 января.
По словам Орлова, в этот день он узнал, что Титиев, который должен был приехать в офис "Мемориала", пропал по дороге на работу. Звонки на мобильный телефон Титиева в течение дня оставались без ответа, в дальнейшем стало известно, что правозащитник задержан.
Адвокат Тельхигов смог попасть в РОВД лишь после 19.00, обратил внимание Орлов. Он отметил, что правозащитники начали искать другого адвоката, живущего не в Чечне, поскольку для Тельхигова и его родных работа с делом Титиева была опасной. Впоследствии адвокат столкнулся с давлением - силовики вызывали его и пытались угрозами принудить к сотрудничеству. Тельхигов был вынужден покинуть республику, в Чечню он до сих пор не вернулся. О давлении сообщала также сотрудница грозненского офиса "Мемориала" - "ее машину несколько раз останавливали, советовали быть поосторожнее, поменьше ездить и побольше думать о своих детях", говорится в сегодняшнем сообщении Telegram-канала ПЦ "Мемориал".
Свидетель отметил, что сам был очевидцем демонстративной слежки за машиной адвоката Петра Заикина в Чечне. Он подтвердил слова своего коллеги Сиражутдина Дациева о том, что "Мемориал" считает действия против правозащитников в Чечне, Дагестане и Ингушетии звеньями одной цепи. Целью всех этих действий, по словам Орлова, было прекращение работы "Мемориала" на Северном Кавказе.
Правозащитник заявил о фабрикации доказательств чеченскими силовиками, говоря о найденных ими в марте на балконе грозненского офиса "Мемориала" самокрутках с марихуаной. Никто из сотрудников грозненского офиса никогда не курил и не курит - по словам Орлова, на этом балконе иногда курили только он сам и две журналистки, иногда бывавшие в офисе, но окурки всегда собирали в кулек и сразу выбрасывали. Подбросить на балкон две самокрутки с марихуаной было легко, поскольку там общий балкон на три квартиры, подчеркнул свидетель.
По словам Орлова, с Оюбом Титиевым он знаком 18 лет, знает его как надежного, дисциплинированного и ответственного человека, глубоко верующего, соблюдающего мусульманина. Титиев никогда не курил и не употреблял спиртное - не переносил табачный дым и отказывался сидеть за столом с людьми, которые выпивали, постоянно занимался спортом.
Руководство Правозащитного центра испытывало опасения за безопасность Титиева и других сотрудников "Мемориала" в Чечне с 2004 года, зная про, "безусловно, негативное отношение" руководства республики и лично Рамзана Кадырова к организации, отметил Орлов.
Отвечая на вопрос адвоката, Орлов рассказал, что в течение 2017 года Титиев участвовал в расследовании массовой казни жителей Чечни. Судья снял вопрос защиты, заявив, что "впервые слышит про это дело", и не позволил Орлову зачитать цитату из заявления Магомеда Даудова, сообщил Telegram-канал "Мемориала".
За неделю до задержания Титиева на официальном сайте парламента Чечни появилось заявление спикера Магомеда Даудова, более известного по позывному "Лорд". В своем заявлении Даудов напрямую связал санкции США и блокировку аккаунтов главы Чечни Кадырова в соцсетях (Instagram и Facebook) c деятельностью правозащитников в Чечне. В заключение Даудов открыто призвал к преследованию и расправе над "этими врагами народа", говорится в материале "Кавказского узла" "Главное о деле Оюба Титиева".
Не менее 27 задержанных были казнены в Чечне в ночь на 26 января 2017 года, сообщила журналистка Елена Милашина в материале, опубликованном 9 июля 2017 года в "Новой газете". Эти люди были задержаны силовиками в ходе масштабной спецоперации, которая проводилась в декабре 2016 года и январе 2017 года в Чечне. 14 задержанных в ходе этой операции, чьи имена не значились в опубликованном "Новой газетой" списке убитых, в сентябре были приговорены к длительным срокам заключения.
После допроса Орлова суд объявил перерыв.
Материалы о нарушениях прав человека и борьбе с инакомыслящими в Чечне отслеживаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".