"Мемориал" обвиняет российский телеканал РТР в манипулировании информацией

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Представители Правозащитного центра "Мемориал" обвинили программу "Вести" телеканала РТР в сознательном манипулировании информацией. 12 ноября в информационном выпуске "Вестей" сообщалось: "... общество "Мемориал" обвинило Усмана Фирзаули, представителя Аслана Масхадова в странах Скандинавии, в совершении тяжких преступлений.

В заявлении правозащитников говорится, что Фирзаули был начальником концлагеря на территории Чечни, того самого, где были узаконены массовые расстрелы и жестокие пытки".Ссылаясь на "факты, изложенные в заявление правозащитников", телеканал делает предположение, что они "несомненно, негативно отразятся на имидже сторонников Закаева, а соответственно и само дело Закаева приобретет уже более внятную окраску".

В связи с этим ПЦ "Мемориал" провел пресс-конференцию, чтобы разъяснить журналистам свою позицию в отношении Фирзаули, Закаева, а заодно и Генеральной прокуратуры РФ. Во-первых, "заявления", на которое ссылаются сотрудники канала, правозащитники вообще не делали. В действительности журналисты попытались получить комментарии к событиям по телефону у исполнительного директора правозащитного центра Светланы Касаткиной.

Представители "Мемориала" могут только догадываться об источниках "Вестей". 6 ноября ПЦ "Мемориал" письменно обратился к Министру юстиции Королевства Дания госпоже Лене Есперсен по вопросу выдачи Закаева. В обращении правозащитники просят госпожу Есперсен, принимая решение об экстрадиции, учитывать массовые нарушения в России прав заключенных, особенно лиц, заподозренных в связях с чеченскими террористами. Они напомнили, что ст.3 "Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" запрещает выдавать любых лиц, вне зависимости от их вины, государствам, где им угрожает "допрос с пристрастием". Для иллюстрации "Мемориал" приложил к обращению доклады представителей российских НПО и "Международной амнистии", отражающие меры воздействия на подозреваемых в РФ, список гражданских лиц, исчезнувших в Чечне после задержания федеральными силами, и другие документы.

Когда писалось послание г-же Есперсен, еще не были известны обвинения в адрес Закаева. Когда они были выдвинуты, представители "Мемориала" только укрепились в своем мнении и теперь обвиняют Генеральную прокуратуру в недобросовестности.

По словам Александра Черкасова, члена правления ПЦ "Мемориал", несколько из 8 пунктов обвинения несостоятельны. Например, Закаев обвиняется в руководстве вооруженными формированиями в первую Чеченскую войну. Однако для всех ее участников была объявлена амнистия.

Кроме того А.Черкасов отметил, что после завершения конфликта 1994-1996 годов Закаев неоднократно участвовал в переговорах с официальными лицами РФ, в том числе с Президентом РФ Борисом Ельциным. Обвинения в похищении и расстреле двух священников в 1996 году, по словам правозащитника, выглядит абсурдно. Он утверждает, что Закаев не участвовал в похищении, а что касается расстрела, то его просто не было. Один из священнослужителей скончался в СИЗО так называемого Департамента государственной безопасности республики Ичкерия, другой благополучно пережил плен и ныне здравствует. Причем уголовное дело о похищении духовных лиц за 6 лет так и не было возбуждено. Вспомнить о нем заставила "политическая необходимость", считает А.Черкасов. Обвинения в организации нападения на Дагестан тоже, по его мнению, весьма сомнительно. Что касается Фирзаули, о нем правозащитники упоминали даже не в обращении к датскому министру юстиции, а в книге Общества "Мемориал" "Россия - Чечня: цепь ошибок и преступлений", выпущенной 4 года назад. Фирзаули, начиная с декабря 1995 года, был начальником Депортамента исполнения наказаний ЧРИ, в его ведомстве находился тот самый злополучный СИЗО ДГБ. Условия содержания в следственном изоляторе были ужасные: голод, цинга, жестокое обращение со стороны охранников.

По мнению Олега Орлова, председателя совета ПЦ "Мемориал", Фирзаули, безусловно, несет ответственность за подобное обращение с пленными и гражданскими лицами. Но "Мемориалу" неизвестно о случаях его непосредственного участия в пытках, издевательствах или убийствах, а также о том, что он давал соответствующие приказы своим подчиненным. И естественно, "Мемориал" не обвинял Фирзаули "в совершении тяжких преступлений". О.Орлов считает, что журналисты "Вестей" построили свою версию о позиции организации, даже не держав в руках обращения к датскому министру юстиции и книги "Россия - Чечня...". Он предположил, что основным источником информации сотрудников телеканала были датские СМИ, которые писали о деятельности "Мемориала". Участники пресс-конференции уверены, что телевизионная "неточность" была политическим заказом, поэтому журналистов не слишком заботила проверка фактов.

источник: Агентство социальной информации