Участники поминок по Орхану Джемалю рассказали о его работе в горячих точках
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Работая в горячих точках, Орхан Джемаль не боялся задавать неудобные вопросы вооруженным людям и был готов к смерти, рассказали друзья убитого в Центральноафриканской Республике журналиста на его поминках. Они охарактеризовали Джемаля как человека действия, всегда готового прийти на помощь.
Как писал "Кавказский узел", сегодня в Московской соборной мечети прошла церемония прощания с журналистом Орханом Джемалем, который был убит в ЦАР вместе с оператором Кириллом Радченко и ростовским режиссером Александром Расторгуевым во время съемок документального фильма. Джемаля похоронили на Хованском кладбище российской столицы.
Один из основателей "Мусульманского союза журналистов России" Орхан Джемаль комментировал для "Кавказского узла" такие темы, как исчезновение певца Зелимхана Бакаева в Чечне и конфликт главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова с муфтиятом. Он является автором книги "Хроники пятидневной войны", посвященной грузино-российскому конфликту в Южной Осетии 2008 года. "Кавказский узел" подготовил биографию Орхана Джемаля, с ней можно ознакомиться в разделе "Персоналии".
По завершении похорон друзья и родственники Орхана Джемаля устроили угощение для людей, пришедших попрощаться с журналистом. Мероприятие, которое прошло 7 августа в банкетном зале в административном здании Совета муфтиев России, спонтанно переросло в вечер памяти Орхана Джемаля.
Один из близких родственников семьи Джемалей Александр Чубаров сравнил характеры Орхана Джемаля и его отца. "Гейдар был человеком размеренным, рассудительным, с ним можно было много и долго говорить, философствовать. Орхан при всей своей интеллектуальности и эрудиции имел взрывной характер и был человеком действия", - сказал он.
"Сейчас, после смерти Орхана, есть ощущение, что для многих из нас его уход сопряжен с тем, что некому будет решать наши проблемы, ухода последней надежды и опоры. Это в реальности было так. Он мог найти выход из самой сложной ситуации", - сказала журналист Надежда Кеворкова, также дружившая с Орханом Джемалем.
"В нем была такая дерзкая уверенность. Подходя к человеку с оружием, он не испытывал страха, как будто у него была какая-то анестезия от этого чувства. У находившихся рядом с ним людей порой сердце в пятки уходило от того, как он разговаривал с теми людьми, которые убивали других людей - к примеру, с ополченцами на Донбассе, - но с ним мы входили из разных ситуаций с наименьшими потерями", - рассказал журналист "Новой газеты" Павел Каныгин.
Журналист Марат Сайченко рассказал о своих поездках с Орханом Джемалем в Ливию. "Мы с ним были дважды в Ливии, в том числе, когда его ранили. И после этого мы тоже общались и дружили. Он человек честный и прямой. Он всегда мог задавать неудобные вопросы. Например, он долго беседовал с одним из моих друзей из Египта, насеристом, сторонником власти, и открыто заявлял о своей симпатии Мурси. При этом расставались они друзьями, несмотря на дискуссию. А в Ливии, находясь среди вооруженных людей, которые воплощали «политический ислам», он не боялся и им задавать неудобные вопросы, чем вызывал их желание схватиться за автоматы. Он никогда не хотел кому-то специально понравиться, но его обаяние было очень сильным. Он искренне переживал за то, что происходит в мусульманском мире", - отметил Сайченко.
Орхан Джемаль был готов взорвать себя, рассказал греческий фотокорреспондент Афанаси Аргеракис, также побывавший с ним в Ливии. "В его сумке я увидел гранату. Я спросил: зачем тебе она? Он ответил, что если что-то пойдет не так и не будет шанса выжить, то у него останется хотя бы один выход - выдернуть кольцо. Мне кажется, что Орхан сейчас там, в Африке, выдернул это кольцо от гранаты", - заключил Аргеракис.
"Он, как мусульманин, не искал смерти, но был всегда к ней готов. Он собирался в этом году поехать в хадж, но выпала возможность ехать в командировку в ЦАР - и он поехал", - добавил давний друг Орхана Джемаля из Дагестана Икрамутдин.
Вдова отца Орхана Джемаля Гульнар Джемаль рассказала о том, что умерший был бессребреником. "Все имеющиеся деньги он с охотой тратил на близких, на семью, на друзей, на помощь разным людям. Например, когда при смерти находился Илья Кормильцев и на его лечение от рака собирали деньги, Орхан пожертвовал сумму в много тысяч долларов, которую копил на машину", - сообщила она.
По завершении мероприятия муфтий Нафигулла Аширов прочитал молитву за упокой души Орхана Джемаля и пожелал, чтобы у его дела нашлись продолжатели, передает корреспондент "Кавказского узла".