Героизация Юсупа Темирханова в Чечне подала тревожный сигнал для Кремля

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Героизация Юсупа Темирханова - тревожный сигнал, который показывает готовность жителей республики поддержать "мстителей", полагают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. Отношение к Темирханову - это индикатор неверия в правовые методы борьбы с несправедливостью, считает Екатерина Сокирянская. Убийство Буданова стало уникальным для Чечни актом мести, и героизация Темирханова - следствие "ненависти к военным преступникам", отметил Александр Черкасов. Люди готовы расценить мщение как справедливый акт, если госмонополия на насилие рассматривается ими как нелегитимная, полагает Ирина Стародубровская.

Как писал "Кавказский узел", 3 августа ФСИН сообщила о смерти Юсупа Темирханова в омской колонии, где он отбывал наказание за убийство Юрия Буданова. По данным ведомства, Темирханов умер из-за хронических заболеваний. В село Гелдаган в Чечне съехались десятки тысяч людей, чтобы выразить соболезнования близким Темирханова и принять участие в поминках. 48-летний Юсуп Темирханов был похоронен 4 августа на кладбище в родовом селе. 

В день похорон глава Чечни Рамзан Кадыров заявил о непричастности Темирханова к убийству Буданова. При этом Кадыров признал, что обвинительный приговор сделал Темирханова народным героем. Жители Чечни сочли пиаром властей посещение траура по Темирханову.

По мнению директора Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерины Сокирянской, героизация Юсупа Темирханова связана с "чувством глубокой несправедливости, бессилия, невозможности защитить невинных жертв".

"Героизация Темирханова - это и индикатор неверия в другие методы борьбы с несправедливостью. Это выплеск народного гнева. Люди не верят, что в России и в Чечне возможны правовые методы достижения справедливости... Поступок Темирханова - по сути, убийство, самосуд - кажется (людям) единственно возможным действием в защиту поруганной чести при существующих обстоятельствах", - сказала Сокирянская корреспонденту "Кавказского узла".

Юрий Буданов - бывший полковник российской армии и командир 160-го танкового полка. В июле 2003 года суд назначил Буданову десять лет заключения по делу о похищении и убийстве 18-летней чеченки Эльзы Кунгаевой. Буданов вышел условно-досрочно в январе 2009 года, а 10 июня 2011 года был застрелен. 7 мая 2013 года Мосгорсуд признал виновным в убийстве Буданова Юсупа Темирханова, приговорив его к 15 годам строгого режима, говорится в материале "Убийство Юрия Буданова", опубликованном в "Справочнике" "Кавказского узла".

В Чечне отсутствуют механизмы, которые можно было бы использовать для защиты жертв произвола и насилия силовиков, нет инстанций, к которым можно было бы апеллировать, считает она.

При этом Буданов - один из немногих, кто был осужден за такого рода преступление, тогда как остальные преступники в погонах "продолжают спокойно жить либо воевать в других горячих точках", отметила Сокирянская.

При этом она отметила, что Буданов получил меньший срок, чем Темирханов, отбывал наказание с комфортом, вышел по УДО и был похоронен с воинскими почестями.

"Кадыров сказал, что толпа собралась потому, что Темирханов был несправедливо осужден, но это не так. Темирханов - герой именно потому, что отомстил, убил нанёсшего смертельное оскорбление народу", - сказала Сокирянская.

Героизацию Темирханова она назвала опасным сигналом.

«Мы получили очень тревожный сигнал. Я бы на месте людей в Кремле сильно забеспокоилась... Такие дерзкие люди, как Темирханов, способны мобилизовать и объединить массы. Тихая и монотонная работа правозащитников, таких как (Оюб) Титиев, (Анна) Политковская или (Наталья) Эстемирова, вряд ли кого-то вдохновит. То, что мы видели в эти дни, - результат накопленного в обществе напряжения", - сказала Екатерина Сокирянская.

В Чечне "испокон веков" практикуется кровная месть, отметила она.

Традиция кровной мести не стала на Северном Кавказе частью истории, а по-прежнему действует как актуальный социальный механизм. Этот обычай, сложившийся при родовом строе как способ защиты чести и имущества рода, состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным, отмечается в справке "Кровная месть - как теперь убивают на Кавказе", опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

По словам Сокирянской, кровная месть - часть адатного права, она никогда не была закреплена как официальный правовой механизм и действует как неформальный правовой институт.

"Однако, месть может быть отложена не неопределенное время - хоть на 30 лет... Темирханов совершил акт кровной мести, но сотни других семей пока этого сделать не могут, слишком сильны их обидчики. Но в этом акте возмездия они тоже идентифицируют себя с Темирхановым", - сказала Сокирянская.

Досрочное освобождение Буданова спровоцировало его убийство

Героизация Темирханова стала следствием "ненависти к военным преступникам", считает председатель ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов.

"Скоро как 19 лет второй чеченской войне, и помимо Темирханова нет никаких примеров, когда осуществлялся подобный акт мести. Он вызвал поддержку многих, так как до убийства Буданова преступники почти всегда оставались безнаказанными", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Черкасов.

Как исключения он назвал приговоры Сергею Лапину и Эдуарду Ульману.

Сергей Лапин по кличке "Кадет" осужден в январе 2007 года к 11 годам лишения свободы по обвинению в пытках жителя Чечни Зелимхана Мурдалова. Эдуард Ульман в 2007 году был признан виновным в убийстве мирных жителей Чечни и приговорен заочно к 14 годам лишения свободы, говорится в его биографии на "Кавказском узле".

По делу Эльзы Кунгаевой Буданов вышел условно-досрочно, напомнил Черкасов, что спровоцировало его убийство.

"Станислав Маркелов за несколько недель до гибели говорил, зачем вы его освобождаете, досидел бы тихо до конца, живой будет. Но демонстративность, с которой полковник был отпущен, спровоцировала убийство", - сказал Черкасов.

Адвокат Станислав Маркелов был убит 19 января 2009 года, когда возвращался с пресс-конференции в "Независимом пресс-центре", посвященной досрочному освобождению Юрия Буданова. Студентка журфака МГУ и журналистка "Новой газеты" Анастасия Бабурова сопровождала его. Она была ранена и позднее скончалась в больнице.

Однако он не разделил мнение Сокирянской о том, что убийство Буданова можно считать кровной местью. "Это не кровная месть, потому что Темирханов сам от Буданова не пострадал", - сказал Черкасов.

Многие из молодых людей одобряют восстановление справедливости насильственными методами

Руководитель направления "Политическая экономия и региональное развитие" Института экономической политики имени Егора Гайдара Ирина Стародубровская не стала связывать героизацию Юсупа Темирханова с обычаем кровной мести, так как "он вообще не был знаком с убитой девушкой".

"В опросе, который мы проводили среди дагестанцев, возможность восстановления справедливости насильственными методами также получила достаточно высокую поддержку. Более 40 процентов опрошенных высказались "за", лишь около 16 процентов оказались категорически против", - прокомментировала Стародубровская.

Объединенная исследовательская группа Института экономической политики имени Егора Гайдара и Центра региональных исследований и урбанистики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России в 2016 году изучила ценности дагестанского общества и подготовила исследование "Ценности дагестанских мусульман: что показал опрос" специально для "Кавказского узла".

"С одной стороны, такое может происходить, если государственная монополия на насилие рассматривается людьми как нелегитимная, поскольку, по их мнению, она используется не в их интересах, не для поддержания справедливости. Тогда ее нарушение может трактоваться не как акт беззакония, а как доблесть, как возможность хоть как-то противостоять Левиафану, когда другие варианты воспринимаются как неработающие. С другой стороны, насилие для этого должно рассматриваться как приемлемый способ восстановления справедливости. И здесь можно перечислять разные причины, почему на Северном Кавказе для многих это именно так, начиная от традиционной культуры, где определенные формы децентрализованного насилия считаются легитимными, заканчивая чеченскими войнами и силовым давлением на нетрадиционных мусульман, что порождало и продолжает порождать спираль насилия", - заключила Стародубровская.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"