День репатрианта в Адыгее напомнил об адаптации косовских черкесов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Репатриация косовских адыгов в 1998 году благоприятно сказалась на имидже России среди представителей диаспоры. Однако в последние десять лет проблема возвращения черкесов на родину стала трудноразрешимой и такая же репатриация из Сирии уже невозможна, рассказали участники операции по переселению семей из Косово. Косовские черкесы смогли интегрироваться в общество Адыгеи, однако сохраняют свои особенности, отметили репатрианты.

Как писал "Кавказский узел", 1 августа 1998 года в Адыгее учрежден День репатрианта. В этот день первый самолет с косовскими адыгами прибыл в республику и был основан аул Мафехабль, где поселились репатрианты. Сегодня исполняется 20 лет со дня переселения черкесов из Косово в Адыгею. 

Адыги (или черкесы) — общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Адыги проживают в России в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Северной Осетии и на Ставрополье. Общая численность адыгов в России, согласно итогам переписи 2010 года, составляет 718 727 человек. При этом большинство адыгов проживают за пределами России, говорится в справке "Адыги" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

Возвращение черкесов из Косово на родину - беспрецедентный случай

Решение о переселении косовских адыгов на уровне правительства России было подготовлено в ответ на обращение глав Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в считанные дни и стало беспрецедентной акцией, заявил участник репатриации косовских черкесов Газий Чемсо.

По его словам, в 1998 и 1999 годах он принимал участие в эвакуации косовских адыгов в качестве официального представителя первого президента республики Адыгея Аслана Джаримова. "3 июля 1998 правительством (Сергея) Кириенко по поручению президента РФ (Бориса) Ельцина было принято специальное постановление "О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из автономного края Косово (Союзная республика Югославия) в Республику Адыгея". Всем министерствам и ведомствам, в частности МИД, МЧС, Министерству национальной политики и другим, были даны поручения", - рассказал  корреспонденту "Кавказского узла" Газий Чемсо.

Он отметил, что решение было принято в считаные дни. "Это время вспоминаю с удовольствием. Столь согласованной и дружелюбной совместной деятельности субъекта федерации и центра не было ни до, ни после", - заявил Чемсо.

Чемсо рассказал, что в Адыгее был реконструирован бывший детсад, в котором поселили первую партию семей переселенцев. "Косовские адыги отказались от статуса беженцев и восприняли переезд в Адыгею как возвращение. Такое ощущение было у всех адыгов из Косово. В принципе, желание вновь вернуться на родину, на Кавказ, возникло у них гораздо раньше, и определенная подготовка к этому уже велась, а драматические события, обострение конфликта подстегнули переселение", - пояснил Чемсо.

По его словам, косовские черкесы и албанцы, рядом с которыми они жили, "прощались со слезами на глазах". "Были и совместные адыго-албанские семьи. Адыги в Косово проживали, в большинстве своём, в двух албанских населённых пунктах - Дони Становце и Милошево. В первом было 25 черкесских семей из 700 семей местных албанцев, во втором - 12", - рассказал он, отметив, что все черкесы свободно разговаривали на адыгском языке, даже в смешанных семьях.

По словам Чемсо, косовские адыги были более исламизированы, и было решено разместить их в отдельном селении, принимая во внимание их особый менталитет. "Аул рядом с городом расположен. Сейчас приверженность исламу в Адыгее немного выше, чем в 1998 году, и связано это с возрождением ислама во всем северо-кавказском регионе и России, но абсолютно не связано с косовским контингентом. Вообще среди репатриантов не замечено, во всяком случае, я такого не знаю, проявления религиозного экстремизма и радикализма", - подчеркнул Чемсо.

Он также отметил, что для лучшей адаптации косовских черкесов постарались перевезти их вещи в Адыгею. Вещи везли на семи КАМАЗах за счет общественных средств, собранных в Адыгее и диаспоре, и среди них были даже мини-трактора, рассказал Чемсо.

По словам Чемсо, первой партии переселенцев помогли обустроиться местные благотворители, свой вклад внесли и федеральный центр, власти Краснодарского края и соседних республик.  "Именно благодаря общественной поддержке началось возведение поселения для адыгов Косово - аула Мафехабль. Место было выбрано совместными усилиями в четырех километрах от Майкопа. В настоящее время Мафехабль строится и разрастается. Дома хорошие, сады и огороды, своя мечеть, а сейчас и своё кладбище, потому что некоторые из старшего поколения уже ушли в мир иной и их похоронили здесь. При этом рождаемость косовских адыгов во много раз превышает смертность. Теперь, в целом, косовские адыги мало чем отличаются от других адыгов, они хорошо интегрированы в общество", - заявил Чемсо, опровергнув данные о том, что многие из косовских адыгов уехали из Адыгеи.

По словам Газия Чемсо, всего три из 37 прибывших первоначально из Косово семьи уехали из Адыгеи. "Их родственники к тому времени жили в Европе, или в Косово остались, и позвали их туда. Более того, к косовским черкесам в Адыгее до сих пор иногда приезжают их родственники, которые на момент эвакуации сами жили вне Косово, где-то в европейских странах, в Турции, в Дубае. Они покупают квартиры в Майкопе или в Мафехабле дома строят. Всего около 70 семей косовских адыгов живёт или строится в Адыгее. Но в настоящее время они не держатся особняком. Многие женятся на других жителях Адыгеи, даже на русских и на армянках. Тем не менее, справедливости ради надо отметить, что среди женихов и невест у косовских адыгов преобладают такие же переселенцы как из Косово, так и, к примеру, из Турции, Сирии или Иордании", - разъяснил Чемсо.

В связи с активными боевыми действиями в Сирии в регионы Северного и Южного Кавказа стали приезжать сирийские черкесы. Активную поддержку репатриантам оказывают жители Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, так как помощь нуждающимся - часть культуры адыгов, отметили опрошенные "Кавказским узлом" ученые, общественные деятели и журналисты. При этом сирийские черкесы одной из проблем адаптации называют сложности с получением российского гражданства.

По его словам, когда встала проблема сирийских черкесов, он предполагал, что можно было бы эвакуировать их из охваченного войной региона. "Я тогда работал в правительстве Адыгеи и предполагал, что по этому пути эвакуации мы могли бы пойти. Но, к сожалению, ситуация изменилась. Законной опоры для начала процесса переселения адыгов из Сирии не было", - посетовал Чемсо.

По его словам, в итоге сирийские черкесы разбрелись по разным странам, но большинство так и осталось в Дамаске.

Косовские черкесы полностью интегрированы в общество Адыгеи

Вопрос о возвращении косовских черкесов был быстро решен благодаря президенту России Борису Ельцину. Второй волной косовские репатрианты были вывезены из Турции, куда переехали из-за военных действий, рассказал один из организаторов переселения косовских адыгов на Кавказ, писатель Асфар Куек.

"Вопрос возвращения адыгов, в том числе из Косово, впервые встал не в связи с войной в Югославии, а после того, как Ельцин в год 130-летия окончания Кавказской войны в 1994 году выпустил обращение к горским народам. Когда уже началась война в Югославии, главы Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии на основании этого обращения Ельцина попросили о переселении адыгов из Косово. Около двух лет это предложение муссировалось, начинали готовить платформу для репатриации и возможного предоставления гражданства России черкесам. В бывшую Югославию вылетали различные делегации... Когда же произошло обострение конфликта в Косово в 1998 году, то уже вопрос решили предельно быстро", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Кавказская война, длившаяся с 1763 по 1864 год, поставила адыгские народы на грань полного исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. Черкесские организации настаивают на том, что власти России должны принять решение о признании геноцида черкесов во время Кавказской войны.  Пресс-службой президента России 18 мая 1994 года было распространено обращение президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина к народам Кавказа. "Проблемы, доставшиеся нам в наследство от Кавказской войны, и в частности возвращение потомков кавказских переселенцев на историческую родину, должны решаться на международном уровне путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон", - заявил Борис Ельцин, чье обращение опубликовал 11 июля 2012 года "Коммерсант".

По его словам, в 1999 году он побывал в Турции, где представители диаспоры рассказали ему про находившихся в Стамбуле беженцев из Косово. "Их было около 50 человек. Узнав о них, я получил полномочия от президента Адыгеи Джаримова (...), собрал вторую группу переселенцев и через Трабзон привёз их в Адыгею. Потом уже были в основном одиночные переселения косовских адыгов. И все они вернулись осознанно", - пояснил Куек.

Куек отметил также, что мало кому из косовских адыгов удалось устроиться в России работать по профессии. "Среди косовских адыгов были и врачи, и электронщики, представители других интеллектуальных профессий. Многие работали на стройках, рабочими. Адаптироваться им помогло благожелательное отношение местных жителей и взаимопомощь", - рассказал он.

Он также подчеркнул, что косовские черкесы, как и черкесы из стран Ближнего Востока, более привержены исламу, но при этом придерживаются и Адыге хабзэ.

Адыгэ хабзэ - совокупность традиционных норм и правил обхождения и поведения (этикет) у черкесов (адыгов), говорится в справке "Кабардинцы" на "Кавказском узле".

"Это идёт у них рука об руку. Фанатизма среди них нет. И, даже если в Адыгее наряду с соблюдающими мусульманами появлялись радикалы, то к этому переселенцы не имеют никакого отношения... Наряду с этим косовские адыги склонны жить своим миром, своей общиной, со своей спецификой взаимоотношений. Они интегрированы в общество, но предпочитают всё же быть со своими", - заявил писатель.

По его словам, только единицы косовских переселенцев затем покинули Россию, причем сделали это вынужденно, к примеру, переехав к престарелым родственникам.

Куек полагает, что прецедент, когда Борис Ельцин разрешил эвакуацию косовских адыгов, признав их соотечественниками и дав по упрощённой схеме гражданство, сказался в то время положительно на имидже России среди представителей диаспоры. "Переселение, возвращение адыгов из Косово на Кавказ - весьма знаменательное событие, единственное в своем роде, и оно является результатом политического заявления Ельцина о возможности репатриации изгнанных народов. Но сейчас российские власти перестали воспринимать черкесов как соотечественников, и это при том, что адыгов около семи миллионов проживает в разных странах. Такое происходит последние десять лет и проблема репатриации черкесов стала трудноразрешимой", - рассказал он.

Косовские адыги сохранили черкесскую культуру и язык

Косовских черкесов встретили в Адыгее очень тепло, помогли с обустройством и обучением детей. Однако еще до начала конфликта в Косово часть адыгов начала перебираться на историческую родину, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" один из репатриантов, представившийся Махмудом и попросивший об анонимности из-за внимания российских силовиков.

"Мне было 15 лет, когда я приехал в Россию в составе первой партии переселенцев из Косово. Приехал я с дядей и его семьей, мои родители оставались в Косово. В тот момент конфликт ещё не вступил в острую стадию. Меня отправили раньше в первую очередь для того, чтобы я смог продолжить учёбу. В Косово уже было не до учебы. Приехали в Адыгею мы 1 августа, а уже 15 августа нас стали обучать русскому языку и 1 сентября, продолжая параллельно осваивать язык, мы начали учиться в общеобразовательной школе", - рассказал Махмуд.

По его словам, в Адыгеи их встретили очень тепло и гостеприимно. "Разместили нас на территории детского сада в Майкопе. Всего было три волны возвращения косовских адыгов. Среди переселенцев первой волны был и я. Спустя почти год приехала вторая волна - это были косовские черкесы, которые до этого выехали в Турцию и оттуда уже переселились в Адыгею. И, наконец, в конце 1999 года - третий поток, это были ещё остававшиеся в Косово адыги. Среди них были, в том числе, и мои родители. После этого мы стали осваиваться в новых условиях. Многие взрослые переселенцы, а среди них было немало строителей, стали работать на строительстве своих домов", - рассказал Махмуд.

По его словам, часть членов его семьи приехали в Адыгею до массового переселения адыгов из Косово. "Например, мой старший брат приехал в начале 1990-х годов. Он получил высшее медицинское образование в Нальчике. Другой мой брат сейчас в Майкопе владеет автосервисом. Третий брат - бригадир строителей. Мой отец, как и часть остальных черкесов в Косово, еще до обострения конфликта планировал возвращение на родину. Так что когда началось массовое переселение, люди из некоторых семей уже были трудоустроены, работали по разным специальностям. Среди косовских адыгов были и есть люди самых разнообразных профессий - врачи, учителя, инженеры, религиозные деятели, которые учились в арабских странах, предприниматели. И те, кто занимался торговлей, они тоже приобрели свои торговые точки на новом месте жительства", - рассказал репатриант.

В Адыгее, по его словам, он окончил среднюю школу и получил высшее образование. "Получил специальность лингвист-преподаватель со знанием английского и арабского языков. После завершения университета около года искал работу. Нашёл её в Москве, где в 2007-2013 годах трудился в иностранной компании, которая занималась импортом мебели. В 2013 году сам вместе со старшим братом в Майкопе открыли небольшой бизнес. Организовали торговую фирму по продаже турецкой мебели. Но вскоре бизнес пришлось свернуть. Во-первых, из-за скачка доллара, во-вторых, ввиду осложнения отношений России и Турции после сбитого самолёта", - продолжил рассказ Махмуд.

24 ноября 2015 года российский бомбардировщик Су-24 из состава авиагруппы в Сирии был атакован парой турецких истребителей F-16 и сбит ракетой "воздух-воздух". Это привело к обострению российско-турецких отношений. 27 июня 2016 года президент Турции принес президенту России извинения за инцидент со сбитым самолетом Су-24. 29 июня того же года состоялся разговор Путина и Эрдогана, в ходе которого удалось договориться об улучшении двусторонних отношений, заявила пресс-служба Кремля.

По его словам, сейчас он вновь работает в Москве. "Мои старшие братья и мама живут в Мафехабле. Отец ушёл из жизни в 2017 году и похоронен там. Моим родителям предоставили квартиру в Майкопе, но так как у нас была большая семья, то мы сами предложили вернуть квартиру государству и выкупить дом", - рассказал Махмуд.

По его словам, случаи отъезда косовских черкесов из России единичны. "Уехали из России всего три семьи косовских адыгов. Это те, которым уже было трудно за свой счёт обосноваться. К тому времени уже стихла волна пропаганды, призывавшая черкесов на Кавказ, и государство перестало оказывать помощь в обустройстве", - заявил переселенец.

Он подчеркнул, что косовские адыги гордятся своим аулом. "В нашем ауле практически не живут местные адыги и есть своя специфика, можно сказать, своя аура. У наших домов в Мафехабле нет заборов, все открыто и прозрачно. Большая благодарность (бывшему) президенту Адыгеи Аслану Джаримову и другим людям, которые поняли необходимость того, что косовских черкесов нужно поселить отдельно, учесть их ментальные особенности. Если бы нас расселили по различным селениям, то мы могли бы раствориться", - пояснил Махмуд.

По его мнению, косовские адыги сохранили адыгский язык. "В семьях мы разговаривали на чистом адыгском языке. И это при том, что на адыгском языке не было систематического образования в Косово. Мы учились в албанских или сербских школах. Лишь в 1990-е годы у нас в Косово были факультативные уроки адыгского языка, их проводила сербская школа села Прелужа... Нас воспитывали в уважении к языку и традициям черкесов. У нас было такое изречение: "Не делай так, это не принято у нас на родине, если вернёшься, то за такой поступок будешь опозорен", - рассказал Махмуд.

Вернувшись на Кавказ, по его словам, переселенцы были удивлены тем, что черкесы могут пить. "В нашем сознании не укладывалось такое явление, как "пьяный черкес". Не говоря уже о том, что не представляли себе нерелигиозного черкеса. С детства у нас было религиозное воспитание. Мы соблюдали установления ислама, посещали мечеть. А в Адыгее в конце 1990-х годов такого не было. И это разочаровывало", - констатировал Махмуд.

Он считает, что за 20 лет приверженность исламу у косовских адыгов ничуть не уменьшилась. "Попав в менее религиозную среду, они в большей степени держались за свою религию. Но сейчас в Адыгее ситуация изменилась. Если на рубеже 1990-2000-х годов в тогдашней маленькой мечети Майкопа на пятничный намаз порой лишь шесть человек собиралось, из них двое местных, а остальные - переселенцы, то в нынешнее время в мечетях Адыгеи многие мусульмане в пятницу совершают намаз", - сказал Махмуд.

Власти Адыгеи рассказали о помощи репатриантам

В Адыгее проживают около 2000 соотечественников, вернувшихся на историческую родину из Турции, Сирии, Иордании, Израиля, Европы, заявил в ответе на запрос "Кавказского узла" руководитель комитета Республики Адыгея по делам национальностей, СМИ и связям с соотечественниками Аскер Шхалахов.

Согласно ответу, по данным ГКУ РА "Центр адаптации репатриантов", "185 человек прибыло из бывшей Югославии, из них 139 сейчас проживает в Республике Адыгея". "Из числа косовских адыгов в Мафэхабле проживает 20 семей, в Майкопе - 10 семей, в Центре адаптации репатриантов - 2 семьи. Остались недостроенными два дома для многодетных семей: Имер Абая и Абдулаха Кавкази. 22 семьям косовским адыгам выделили в а. Мафэхабле по 3,1 га на вечное пользование, земля сдается ими в аренду", - подчеркивается в ответе.

По данным Шхалахова, в ауле есть поликлиника, дети учатся в Майкопе и ездят туда на муниципальном автобусе. "В настоящее время многие репатрианты из Сирии, Турции, других стран выражают желание обосноваться в ауле. По данным на июль 2018 года, в Мафэхабле проживает 178 репатриантов из разных стран (61 семей), из них – 21 соотечественник из Сирии", - говорится в ответе на запрос "Кавказского узла".

При этом в нем отмечается, что в ауле построили 61 дом, в стадии строительства находится 45 домов, а соотечественникам из из Сирии выделено 88 земельных участков.

Благодаря помощи властей Адыгеи, в ауле построены футбольное поле и детская площадка, сделан ремонт гравийного покрытия существующих улиц, налажена подача электроэнергии к новым участкам, завершено строительство водопровода, ведется работа по газификации аула, подчеркивается в ответе.

Материалы о влиянии конфликта на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Сирия в огне", а материалы о положении черкесских репатриантов в регионах юга России - на странице "Черкесский вопрос".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"