Суд отказал защите Албагачиева в допросе силовиков
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Суд по делу жителя Ингушетии Абдулмалика Албагачиева, обвиненного в причастности к сирийским боевикам, отказался допросить задерживавших его оперативников и провести экспертизу их рапортов, которые защита считает подложными.
Как писал "Кавказский узел", житель Ингушетии Абдулмалик Албагачиев, согласно версии следствия, с января 2015 года воевал в Сирии против правительственных войск, а в марте того же года вернулся в Россию. Обвинение считает, что он хранил и носил с собой самодельное взрывное устройство "хаттабку", которую в феврале 2017 года обнаружили полицейские. Адвокат назвал обвинение "плодом фантазии", а дядя обвиняемого заявил о применении к нему физического насилия.
Подсудимый заявил, что в ходе предварительного следствия он подвергался пыткам. По версии защиты, пытками силовики добивались от Албагачиева признания, что он воевал в Сирии за запрещенную в России судом террористическую организацию ИГ. 11 мая родственники Албагачиева добились возбуждения дела в отношении сотрудников ингушского центра "Э" после заявления о пытках Албагачиева, а 12 июля прокурорская проверка подтвердила факт пыток Албагачиева.
19 июля в Северо-Кавказском окружном военном суде продолжился процесс над жителем Ингушетии Абдулмаликом Албагачиевым. Адвокат подсудимого Муса Тхаматханов заявил ряд ходатайств, потребовав, в частности, признать недопустимым доказательством протокол опознания Албагачиева 25 апреля 2017 года Юсупом Гамаевым, осужденным за участие в деятельности ИГ*, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
Адвокат указал, что опознание Албагачиева производилось Гамаевым по фото, хотя у следователя была возможность провести опознание с помощью очной ставки. Защита считает, что тем самым следствие нарушило статью 193 УПК РФ (предъявление для опознания).
По словам Гамаева, в марте 2015 года на окраине сирийского города Ракка он увидел группу из нескольких человек ингушской и чеченской национальности. Один из членов группы окликнул другого по имени: "Абдулмалик!". Гамаев по его словам, смог запомнить лицо человека, которого окликнули, а впоследствии в колонии узнал его на предъявленном следователем фото Албагачиева.
Второе ходатайство защиты касалось рапортов оперативных сотрудников которые задержали Албагачиева 4 февраля 2017 года в Назрани с самодельной гранатой-«хаттабкой». Адвокат Тхаматханов указал, что семь рапортов оперативников о проведении личного досмотра Албагачиева написаны «под копирку», их содержание полностью совпадает. Защитник потребовал провести лингвистическую экспертизу, чтобы установить, мог ли все рапорты написать один человек. Кроме того, адвокат отметил отсутствие подписей понятых на упаковках изъятых у подсудимого предметов, в том числе "хаттабки".
В третьем ходатайстве Муса Тхаматханов потребовал допросить в суде оперативников, задерживавших Албагачиева, с целью выяснения подробностей задержания, после которого подсудимый подвергся пыткам. Адвокат также отметил, что допрос позволит удостовериться, кто писал рапорты - разные люди или один человек, как предполагает защита.
Прокурор выступил против ходатайств Тхаматханова назвав их «необоснованными». После перерыва суд последовательно отклонил все ходатайства - необходимости в допросе оперативников и экспертизе их рапортов судья не увидел, а оценку самим этим документам пообещал дать в приговоре. Адвокат Тхаматханов эмоционально отреагировал на это решение.
«Явные доводы – рапорты все один в один. Доказательства фальсифицируют, обвиняемого пытают, а суду все равно! Хотя прокурора можно понять, ему нужно погоны носить!» - заявил он.
Суд продлил арест Албагачиева на три месяца
После разрешения ходатайств обвинитель попросил суд продлить срок содержания Албагачиева под стражей на три месяца, до 21 октября 2018 года. По мнению прокурора, Албагачиев может скрыться от суда и представляет опасность, поскольку занимался террористической деятельностью и хранил боеприпасы.
Адвокаты подсудимого Муса Тхаматханов и Александр Ярошенко заявили, что их подзащитный имеет постоянное место жительства, к уголовной ответственности ранее не привлекался и намерения скрыться не имеет. Защита попросила суд назначить ему меру пресечения не связанную с лишением свободы.
Сам Абдулмалик Албагачиев отметил, что находился под домашним арестом с марта по август 2017 года и «никуда не сбегал». «У меня не было ни одного нарушения домашнего ареста. Меру пресечения мне изменили лишь из-за того, что я не поддался давлению и не захотел брать на себя вину за преступления, которые я не совершал, что я якобы воевал в Сирии!» - заявил подсудимый. Тем не менее, суд продлил арест Албагачиева до 21 октября 2018 года.
В ходе заседания прокурор информировал суд о том, что срок следствия по делу о пытках Албагачиева в ингушском ЦПЭ продлен до 7 августа. Судья объявил перерыв в заседаниях до 14.00 мск 8 августа,чтобы дождаться процессуального решения по этому делу.
Родственник рассказал о давлении на Албагачиева в СИЗО
В суде присутствовал дядя обвиняемого Исмаил Манкиев, который посещает каждое заседание. По его словам, жена и дети Албагачиева не могут часто приезжать в Ростов-на-Дону в связи с материальными трудностями, которые возникли после ареста молодого человека. У Албагачиева трое детей, его жена в связи с малым возрастом детей не работает, семья вынуждена жить на пособия и помощь родственников, пояснил Манкиев корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Манкиева, в марте-апреле 2018 года силовики оказывали на Албагачиева давление в ростовском СИЗО. Его, в частности, пытались посадить в специальную камеру к туберкулезным больным, хотя подсудимый туберкулезом болен не был.
«После отказа Албагачиева находиться в одной камере с туберкулезниками его посадили в карцер на 15 суток. Кроме того, часть посылок доходила до него не в полном виде. Давление на Албагачиева прекратилось после моего заявления на имя прокурора Ростова-на-Дону с требованием принять меры и возбуждения уголовного дела о пытках Албагачиева. На данный момент жалоб на условия содержания у него нет», - сообщил Манкиев.
Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" также опубликован справочный материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ*".
* - организация признана террористической и запрещена в России судом.