Киноведы рассказали о проблемах кинематографа Северного Кавказа
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Кинематограф в регионах Северного Кавказа развит мало, за исключением Кабардино-Балкарии, где есть школа Александра Сокурова, заявил посетивший кинофестиваль "Золотой абрикос" в Ереване кинокритик Кирилл Разлогов. Есть надежда, что в будущем будет учреждена программа северокавказского кино, отметил программный директор кинофестиваля Микаел Стамболцян. Для современного кинематографа характерна проблема качества сценариев, считает киновед Анета Ерзнкян.
Как писал "Кавказский узел", XV международный кинофестиваль "Золотой абрикос" открылся в Ереване 8 июля. В конкурсные и внеконкурсные программы фестиваля включены 110 фильмов. Гран-при кинофестиваля достался ленте украинского режиссера Романа Бондарчука "Вулкан". Лучшей документальной картиной жюри назвало фильм производства Армении, Турции и Нидерландов "Дальнее созвездие" режиссера Шеваун Мизрахи.
15 июля завершился XV Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос». В последний день фестиваля в ереванском кинотеатре «Москва» состоялись показы фильмов-победителей. "Золотой абрикос" закрылся показом фильма «Человек, который убил Дон Кихота» режиссера Терри Гиллиама, передает присутствовавший на фестивале корреспондент «Кавказского узла».
Среди кинофильмов грузинских режиссеров в конкурсной программе фестиваля была представлена картина документалиста Вахтанга Кунцева-Габашвили «Прозрачный мир», которая получила особый приз жюри кинофестиваля. В рамках внеконкурсного показа гости фестиваля смогли увидеть сванскую драму «Деде» - дебютную работу режиссера Мариам Хачвани, удостоенную специального приза, и дебютную картину режиссера Русудан Пирвели «Суса».
Документальная картина «Прозрачный мир» рассказывает о подростке, страдающем аутизмом. Он увлекается фотографией и снимает кино. Отец героя винит себя в проблеме сына и делает все возможное, чтобы поддержать его и помочь ему найти свое место в обществе. Отец учит сына режиссуре, операторскому искусству и монтажу. Вместе они пытаются снять кино о людях с такими же особенностями и разобраться в этой теме.
Игровая лента «Деде» рассказывает о девушке Дине из высокогорного сванского села, которая борется за свою любовь, но традиции в этом краю превыше всего. История разворачивается в начале 1990-х годов. Дед Дины обещал выдать внучку в жены Давиду, который недавно вернулся с войны. Однако Дина влюбляется в боевого товарища Давида Геги.
Фильм "Деде" стал призером 52-го международного кинофестиваля в Карловых Варах в июле 2017 года
Фильм «Суса» рассказывает о 12-летнем мальчике из пригорода одного из грузинских городов. Он живет с матерью, вместе с которой работает на подпольной фабрике по производству водки. Ему приходится продавать эту водку, чтобы заработать на жизнь, и при этом не попадать в поле зрения полицейских. Он верит, что скоро вернется папа и заберет их с матерью в город, где они начнут новую жизнь. Но реальность оказывается не такой.
Армянские картины были представлены в рамках конкурсной программы «Армянская панорама». Из 27 фильмов программы 18 картин - одна игровая лента, 14 документальных и три короткометражных фильма - были сняты в Армении. Еще две картины армянских режиссеров были представлены во внеконкурсных программах фестиваля.
В этом году число проданных билетов не уступало прошлогодним показателям, несмотря на рост стоимости
Зрители «Золотого абрикоса» в основном интересуются игровыми фильмами, заявила корреспонденту «Кавказского узла» представитель кинотеатра «Москва» Карине Степанян.
Она выделила три картины, на которые билеты были проданы задолго до показа. По ее словам, каждый фильм в рамках фестиваля демонстрируют дважды.
«Это фильмы «Довлатов» Алексея Германа-младшего, «Деде» Мариам Хачвани и «Все знают» иранского режиссера Асгара Фархади», - отметила Степанян.
Также были проданы почти все билеты на фильм «Человек, который убил Дон Кихота» режиссера Терри Гиллиама, картина которого закрыла фестиваль «Золотой абрикос», добавила она.
Представитель кинотеатра также отметила, что основной поток зрителей был на вечерние сеансы. При этом, по ее наблюдениям, за последние несколько лет количество проданных билетов на сеансы в рамках фестиваля держатся на определенном уровне.
«У фестиваля есть свой зритель. В этом году их число не уступало прошлогодним показателям, несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом цены на билеты выросли вдвое – с 500 драмов (чуть больше одного доллара) до 1000 драмов (порядка двух долларов). Были зрители, которые покупали билеты сразу на несколько сеансов», - рассказала она.
Изменение политической ситуации в Армении отразилось на фестивале
Юбилейный XV кинофестиваль «Золотой абрикос» придерживается своих традиций, сказал корреспонденту "Кавказского узла" президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, киновед Кирилл Разлогов.
«Больше внимания стали уделять GAIFF Pro. В этом году была большая внеконкурсная программа фильмов из стран СНГ, с которыми фестиваль выезжал в Гюмри», - заявил он «Кавказскому узлу».
В рамках фестиваля открылась платформа развития кинематографа GAIFF Pro для помощи молодым режиссерам из стран Южного Кавказа, Ирана и Турции. По словам основателя "Золотого абрикоса" Арутюна Хачатряна, в рамках платформы приняты 33 проекта кинофильмов и десять заявок незавершенных картин.
Киновед отметил, что изменение политической ситуации также отразилось на фестивале.
«Формальная поддержка кинематографа со стороны властей есть. Новое руководство понимает значение фестиваля для международного имиджа Армении. Но этого внимания недостаточно для тех финансовых возможностей, которые нужны для плодотворного развития кинематографа», - подчеркнул Разлогов.
В результате массовых протестов в Армении произошла смена власти. 8 мая премьером и фактическим главой государства стал лидер блока "Елк" Никол Пашинян. Подробнее с новостями о протестах сторонников Пашиняна можно ознакомиться на тематической странице "Кавказского узла" "Пашинян берет власть".
Среди режиссеров из стран Южного Кавказа Кирилл Разлогов выделил представителей Армении и Грузии, которые, по его словам, снимают неплохие фильмы, а среди режиссеров из северокавказских республик – представителей Кабардино-Балкарии.
«Кавказское кино - довольно расплывчатый термин. В Чечне и Дагестане кино пока не делают. В Кабардино-Балкарии, в частности, есть региональная кинематографическая школа Александра Сокурова. И фильмы молодых режиссеров, выпускников этой школы, попадают на международные фестивали, но тут сказывается авторитет самого Сокурова», - пояснил киновед.
Фильм выпускника мастерской режиссеров кино и телевидения Александра Сокурова Владимира Битокова "Глубокие реки" получил в июне приз кинофестиваля "Кинотавр" за лучший дебют и получил специальное приглашение на 53-й Международный кинофестиваль в Карловых Варах, который проходил с 29 июня по 7 июля.
Разлогов считает, что проблема кино в Чечне – политическая, тогда как дагестанская проблема заключается в наличии множества языков и наций.
«Там трудно найти нечто такое общее, чтобы их объединило. Плюс к этому – внутренние распри. Но и они будут развиваться. Если школа действует в Кабардино-Балкарии, почему это же не сделать в соседних регионах?» - задался он вопросом.
Организаторы "Золотого абрикоса" отдают предпочтения фильмам о жизни простых людей
Организаторы фестиваля уделяют внимание региональному кинематографу, в том числе фильмам турецкого и иранского производства, сказал корреспонденту "Кавказского узла" программный директор фестиваля «Золотой абрикос», кинокритик Микаел Стамболцян.
«Фильмы режиссеров с Северного Кавказа только начали появляться благодаря школе Александра Сокурова. В частности, фильмы «Глубокие реки» и «Теснота» были в этом году на фестивале в Карловых Варах. И вполне возможно, что мы когда-нибудь устроим особую программу северокавказского кино. Если эта тенденция будет продолжаться», - заявил он.
К фильму "Теснота" ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова еще до начала проката в 2017 году привлекло внимание заявление Балагова о том, что он запрещает показывать фильм в Нальчике. Картина, однако, была показан в Нальчике, причем первые показы не вызвали ажиотажа зрителей. Кроме того, адыги раскритиковали заявление режиссера Кантемира Балагова о том, что он не считает себя кабардинцем, хотя и является представителем этой национальности. На "Кавказском узле" опубликована биография Кантемира Балагова.
В то же время кинокритик отметил динамику развития грузинского кино, которое, по его словам, интенсивно развивается.
«Есть интересные работы грузинских режиссеров. Про тенденции азербайджанского кино сложно говорить, так как очень мало информации. Были одна-две картины, к примеру, «Гранатовый сад». Что касается армянского кино, то сложно говорить о тенденциях. Есть новое поколение режиссеров, но они пока почему-то не смогли себя проявить и выйти на международную арену. Скорее всего, им мешают пробелы в решении организационных вопросов и некая замкнутость», - предположил Стамболцян.
Программный директор фестиваля рассказал о критериях отборов фильмов на фестиваль. По его словам, "Золотой абрикос" ежегодно получает от 600 до 1000 заявок.
«Но предпочтения отдаем, в основном, фильмам о жизни простых людей. Армянский зритель видит жизнь в другой стране, понимает, что и его, и жителей других стран волнуют одни и те же проблемы. И это еще один способ сближения людей. Дав понять, что люди живут одними и теми же заботами и радостями», - пояснил он.
Каждый фестиваль отличается от прежнего новыми фильмами, гостями и жюри, добавил кинокритик.
«Отличается тем, что каждый год мы привозим новые фильмы, приглашаем новых гостей и членов жюри», - подчеркнул Стамболцян.
Основная проблема игрового кинематографа - низкое качество сценариев
Киновед, декан факультета кино, телевидения и анимации Ереванского государственного института театра и кино, профессор Анета Ерзнкян отметила положительную тенденцию развития армянского кинематографа и документального жанра, в частности.
«Кино развивается, и наряду с мастерами среднего поколения есть молодежь, которая делает серьезную заявку. Их фильмы показывают на фестивалях, они получают призы. Игровое кино тоже развивается, но с ним немного сложнее», - заявила она корреспонденту «Кавказского узла».
Одной из основных проблем игрового кинематографа киновед назвала качество сценариев. По ее мнению, эта проблема характерна не только для постсоветского пространства.
«В игровом кино все-таки, в отличие от документального, где можно сделать интересный портер вокруг интересного человека или события, должен быть драматургически крепкий сценарий», - пояснила Ерзнкян.
Среди особенностей XV Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос» она выделила программу фестиваля, в которой были и мировые премьеры.
«Каждый фестиваль отличался по-своему. В этом году он был богат на знаменитостей, в том числе в составе жюри. Очень интересные работы были представлены в номинации «Армянская панорама». И что очень важно для фестиваля, в эти дни наблюдается интерес к кино, а залы были переполнены», - подчеркнула киновед.
Фестиваль стимулирует развитие национального кино, добавила декан факультета кино.
Еще одной важной особенностью фестиваля Ерзнкян назвала его выход "за границы Еревана".
«Были показы фильмов, встречи с гостями фестиваля в Гюмри. Расширилась «география» фестиваля», - рассказала она.