Киноведы рассказали о проблемах кинематографа Северного Кавказа
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Кинематограф в регионах Северного Кавказа развит мало, за исключением Кабардино-Балкарии, где есть школа Александра Сокурова, заявил посетивший кинофестиваль "Золотой абрикос" в Ереване кинокритик Кирилл Разлогов. Есть надежда, что в будущем будет учреждена программа северокавказского кино, отметил программный директор кинофестиваля Микаел Стамболцян. Для современного кинематографа характерна проблема качества сценариев, считает киновед Анета Ерзнкян.
15 июля завершился XV Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос». В последний день фестиваля в ереванском кинотеатре «Москва» состоялись показы фильмов-победителей. "Золотой абрикос" закрылся показом фильма «Человек, который убил Дон Кихота» режиссера Терри Гиллиама, передает присутствовавший на фестивале корреспондент «Кавказского узла».
Документальная картина «Прозрачный мир» рассказывает о подростке, страдающем аутизмом. Он увлекается фотографией и снимает кино. Отец героя винит себя в проблеме сына и делает все возможное, чтобы поддержать его и помочь ему найти свое место в обществе. Отец учит сына режиссуре, операторскому искусству и монтажу. Вместе они пытаются снять кино о людях с такими же особенностями и разобраться в этой теме.
Фильм "Деде" стал призером 52-го международного кинофестиваля в Карловых Варах в июле 2017 года
Фильм «Суса» рассказывает о 12-летнем мальчике из пригорода одного из грузинских городов. Он живет с матерью, вместе с которой работает на подпольной фабрике по производству водки. Ему приходится продавать эту водку, чтобы заработать на жизнь, и при этом не попадать в поле зрения полицейских. Он верит, что скоро вернется папа и заберет их с матерью в город, где они начнут новую жизнь. Но реальность оказывается не такой.
В этом году число проданных билетов не уступало прошлогодним показателям, несмотря на рост стоимости
Зрители «Золотого абрикоса» в основном интересуются игровыми фильмами, заявила корреспонденту «Кавказского узла» представитель кинотеатра «Москва» Карине Степанян.
Она выделила три картины, на которые билеты были проданы задолго до показа. По ее словам, каждый фильм в рамках фестиваля демонстрируют дважды.
Также были проданы почти все билеты на фильм «Человек, который убил Дон Кихота» режиссера Терри Гиллиама, картина которого закрыла фестиваль «Золотой абрикос», добавила она.
«У фестиваля есть свой зритель. В этом году их число не уступало прошлогодним показателям, несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом цены на билеты выросли вдвое – с 500 драмов (чуть больше одного доллара) до 1000 драмов (порядка двух долларов). Были зрители, которые покупали билеты сразу на несколько сеансов», - рассказала она.
Изменение политической ситуации в Армении отразилось на фестивале
«Больше внимания стали уделять GAIFF Pro. В этом году была большая внеконкурсная программа фильмов из стран СНГ, с которыми фестиваль выезжал в Гюмри», - заявил он «Кавказскому узлу».
В рамках фестиваля открылась платформа развития кинематографа GAIFF Pro для помощи молодым режиссерам из стран Южного Кавказа, Ирана и Турции. По словам основателя "Золотого абрикоса" Арутюна Хачатряна, в рамках платформы приняты 33 проекта кинофильмов и десять заявок незавершенных картин.
Киновед отметил, что изменение политической ситуации также отразилось на фестивале.
В результате массовых протестов в Армении произошла смена власти. 8 мая премьером и фактическим главой государства стал лидер блока "Елк" Никол Пашинян. Подробнее с новостями о протестах сторонников Пашиняна можно ознакомиться на тематической странице "Кавказского узла" "Пашинян берет власть".
Среди режиссеров из стран Южного Кавказа Кирилл Разлогов выделил представителей Армении и Грузии, которые, по его словам, снимают неплохие фильмы, а среди режиссеров из северокавказских республик – представителей Кабардино-Балкарии.
Фильм выпускника мастерской режиссеров кино и телевидения Александра Сокурова Владимира Битокова "Глубокие реки" получил в июне приз кинофестиваля "Кинотавр" за лучший дебют и получил специальное приглашение на 53-й Международный кинофестиваль в Карловых Варах, который проходил с 29 июня по 7 июля.
Разлогов считает, что проблема кино в Чечне – политическая, тогда как дагестанская проблема заключается в наличии множества языков и наций.
«Там трудно найти нечто такое общее, чтобы их объединило. Плюс к этому – внутренние распри. Но и они будут развиваться. Если школа действует в Кабардино-Балкарии, почему это же не сделать в соседних регионах?» - задался он вопросом.
Организаторы "Золотого абрикоса" отдают предпочтения фильмам о жизни простых людей
«Фильмы режиссеров с Северного Кавказа только начали появляться благодаря школе Александра Сокурова. В частности, фильмы «Глубокие реки» и «Теснота» были в этом году на фестивале в Карловых Варах. И вполне возможно, что мы когда-нибудь устроим особую программу северокавказского кино. Если эта тенденция будет продолжаться», - заявил он.
К фильму "Теснота" ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова еще до начала проката в 2017 году привлекло внимание заявление Балагова о том, что он запрещает показывать фильм в Нальчике. Картина, однако, была показан в Нальчике, причем первые показы не вызвали ажиотажа зрителей. Кроме того, адыги раскритиковали заявление режиссера Кантемира Балагова о том, что он не считает себя кабардинцем, хотя и является представителем этой национальности. На "Кавказском узле" опубликована биография Кантемира Балагова.
В то же время кинокритик отметил динамику развития грузинского кино, которое, по его словам, интенсивно развивается.
«Есть интересные работы грузинских режиссеров. Про тенденции азербайджанского кино сложно говорить, так как очень мало информации. Были одна-две картины, к примеру, «Гранатовый сад». Что касается армянского кино, то сложно говорить о тенденциях. Есть новое поколение режиссеров, но они пока почему-то не смогли себя проявить и выйти на международную арену. Скорее всего, им мешают пробелы в решении организационных вопросов и некая замкнутость», - предположил Стамболцян.
«Но предпочтения отдаем, в основном, фильмам о жизни простых людей. Армянский зритель видит жизнь в другой стране, понимает, что и его, и жителей других стран волнуют одни и те же проблемы. И это еще один способ сближения людей. Дав понять, что люди живут одними и теми же заботами и радостями», - пояснил он.
Каждый фестиваль отличается от прежнего новыми фильмами, гостями и жюри, добавил кинокритик.
«Отличается тем, что каждый год мы привозим новые фильмы, приглашаем новых гостей и членов жюри», - подчеркнул Стамболцян.
Основная проблема игрового кинематографа - низкое качество сценариев
«Кино развивается, и наряду с мастерами среднего поколения есть молодежь, которая делает серьезную заявку. Их фильмы показывают на фестивалях, они получают призы. Игровое кино тоже развивается, но с ним немного сложнее», - заявила она корреспонденту «Кавказского узла».
Одной из основных проблем игрового кинематографа киновед назвала качество сценариев. По ее мнению, эта проблема характерна не только для постсоветского пространства.
«В игровом кино все-таки, в отличие от документального, где можно сделать интересный портер вокруг интересного человека или события, должен быть драматургически крепкий сценарий», - пояснила Ерзнкян.
Среди особенностей XV Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос» она выделила программу фестиваля, в которой были и мировые премьеры.
«Каждый фестиваль отличался по-своему. В этом году он был богат на знаменитостей, в том числе в составе жюри. Очень интересные работы были представлены в номинации «Армянская панорама». И что очень важно для фестиваля, в эти дни наблюдается интерес к кино, а залы были переполнены», - подчеркнула киновед.
Фестиваль стимулирует развитие национального кино, добавила декан факультета кино.
Еще одной важной особенностью фестиваля Ерзнкян назвала его выход "за границы Еревана".
«Были показы фильмов, встречи с гостями фестиваля в Гюмри. Расширилась «география» фестиваля», - рассказала она.