Карабахский конфликт не попал в повестку встречи Трампа с Путиным
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На встрече Путина и Трампа в Хельсинки может быть затронута тема Южного Кавказа и, в частности, карабахского конфликта, но принятия конкретных решений ждать не стоит, считают азербайджанские политологи. Путину и Трампу многое предстоит обсудить, и до Южного Кавказа может просто не дойти очередь, заявили армянские политологи.
Встреча президентов России и США в Хельсинки запланирована на сегодня, 16 июля. По данным Кремля, Путин и Трамп намерены обсудить перспективы развития двусторонних отношений и актуальные вопросы международной повестки дня, сообщают РИА "Новости".
Официальная повестка саммита не обнародована, однако, судя по информации в американских СМИ, лидеры России и США обсудят вопросы глобальной безопасности, Сирии, Украины, Ирана, заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава азербайджанского неправительственного Центра стратегических исследований Эльдар Намазов.
«Международные эксперты не указывают в повестке саммита карабахский вопрос. Однако ряд обстоятельств дает основания полагать, что Трамп и Путин все-таки коснутся ситуации на Южном Кавказе, и, в частности, карабахского конфликта», - считает Намазов.
При этом он обратил внимание на то, что «в своем недавнем послании Дональд Трамп писал президенту Ильхаму Алиеву, что он ожидает продвижения в карабахском урегулировании в ближайшие месяцы.
24 мая Дональд Трамп направил Ильхаму Алиев поздравительное послание в связи с Днем Республики и 100-летием Азербайджанской Демократической Республики. В нем президент США отметил, что «предстоящие месяцы откроют возможности для урегулирования нагорно-карабахского конфликта, что создаст лучшие условия расширению американо-азербайджанского сотрудничества», сообщает azertag.az.
«Соединенные Штаты, как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, искренне желают сотрудничества с Вами для мирного и долгосрочного урегулирования этого конфликта», - писал Трамп.
По словам эксперта, карабахский вопрос является, пожалуй, единственным, где США и Россия не соперничают, а сотрудничают.
«И как раз карабахская проблема может быть той точкой, где стороны могут сойтись во мнении об активизации мирного процесса, и показать, что они сохраняют добрую волю к партнерству», - отметил Намазов.
Кроме того, по мнению эксперта, лидеров двух держав может подтолкнуть к обсуждению карабахского конфликта напряженность в последние месяцы на линии соприкосновения войск, которая в любой момент может перерасти в масштабные военные действия.
При этом Намазов указал, что у Путина и Трампа будет достаточно времени, чтобы затронуть широкий круг вопросов.
«Это не встреча в рамках какого-то международного мероприятия. Это полноценный саммит. Путин и Трамп пообщаются с глазу на глаз и в широком составе делегаций, кроме того, наверняка будут еще неформальные контакты. И время для обсуждения карабахской проблематики, я думаю, будет», - отметил Намазов.
Однако, по его словам, Путин и Трамп не примут конкретных решений, но могут поручить своим дипломатическим ведомствам активизировать посредническую миссию в рамках Минской группы ОБСЕ.
Президенты США и России могут затронуть вопросы стран Южного Кавказа, и, в частности, Азербайджана в контексте сотрудничества стран региона с Европейским союзом, считает директор информационного агентства Turan Мехман Алиев.
«США заинтересованы в активизации связей стран Южного Кавказа с Евросоюзом – союзником Америки. У России свои интересы в регионе. Однако в последние годы особой конфронтации между Западом и России на Южном Кавказе нет. Даже в отношении Грузии ситуация смягчилась. И если будет общий настрой на разрядку отношений между США и Россией, то стороны могут договориться, что Москва не должна беспокоиться по поводу сближения стран региона с ЕС. Естественно, Россия получит заверения и гарантии того, что территории стран региона не будут использоваться Западом против России», - сказал Алиев корреспонденту «Кавказского узла».
Что касается карабахского конфликта, то, по мнению директора Turan, Путин и Трамп могут лишь в общем зафиксировать позиции, что CША и Россия должны и дальше действовать сообща в рамках устоявшегося формата Минской группы ОБСЕ.
Член комитета парламента Азербайджана по международным отношениям, политолог Расим Мусабеков не ожидает того, что Трамп и Путин будут обсуждать вопросы, касающиеся Азербайджана и в целом Южного Кавказа.
По его словам, повестка дня обозначена: президенты обсудят вопросы ограничения ракетно-ядерных вооружений, проблемы Сирии, Ирана, Украины, вмешательство в выборы США.
По его мнению, если карабахский конфликт и будет затронут, то очень коротко.
«Максимум, что скажут президенты, это что надо не допустить появления нового очага войны и активизировать усилия Минской группы ОБСЕ в направлении политического урегулирования конфликта», - сказал Мусабеков корреспонденту "Кавказского узла".
8 июля на заседании Кабинета министров президент Ильхам Алиев выразил удовлетворение в связи с позицией Трампа в отношении Азербайджана.
«Могу сказать, что в первой половине нынешнего года наши связи с Соединенными Штатами Америки поднялись на новую ступень. В апреле-мае Президент США господин Дональд Трамп адресовал мне три письма. Послания, направленные по случаю выборов, затем 100-летия Демократической Республики и официального открытия Южного газового коридора демонстрируют отношение, уважение американского правительства к Азербайджану», - цитирует Алиева azertag.az.
Официальных переговоров Алиева и Трампа не было. Однако главы государств общались 19 сентября 2017 г. в Нью-Йорке на приеме от имени президента США и его супруги по случаю 72-й сессией Генеральной ассамблеи ООН.
Армянские политологи усомнились в том, что Южный Кавказ станет темой для обсуждения на встрече Путина и Трампа
Учитывая то, что между Россией и США за последние три года скопилось множество проблем глобального значения, то на встрече Путина с Трампом будет попытка достигнуть согласований по некоторым из этих вопросов, заявил корреспонденту "Кавказского узла" доцент кафедры международных отношений ЕГУ, политолог Нарек Галстян.
И поэтому, по его мнению, до таких проблем, как не имеющая на данный момент особого влияния на глобальную безопасность карабахская проблема, очередь не дойдет, тем более что на сегодняшний день напряженность в зоне конфликта контролируемая.
Подобные вопросы, по мнению Галстяна, на фоне серьезных обостренных отношений между Россией и США не могут стать повесткой дня.
"Возможно, будут говорить в общем контексте про конфликты, к примеру, сирийский вопрос. Обращение будет к существующим глобальным проблемам. Региональным локальным проблемам даже если будет уделено некоторое внимание, не думаю, что по ним будут какие-то конкретные договоренности", - считает Галстян.
Руководитель Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян считает, что даже если Армения станет предметом обсуждений на встрече Путина и Трампа, то она не станет главной темой.
"Карабахский конфликт, если и будет упомянут, то лишь походя и в контексте какой-либо другой темы. Поскольку в глобальном масштабе есть проблемы более серьезные, которые требуют своего решения, и именно великие державы могут сыграть роль в этих решениях, то вмешиваться в конфликты Южного Кавказа они не хотят, не имея для этого серьезных возможностей и ресурсов", - отметил корреспонденту "Кавказского узла" Навасардян.
По его мнению, в карабахском конфликте у России и США нет такой вовлеченности, за исключением координации и модерации переговорного процесса, поэтому никаких актуальных и активных тем для обсуждений по этому вопросу нет.
Эксперт Центра политических и международных исследований Рубен Меграбян также считает, что вопрос Армении на встрече Трампа и Путина не станет предметом для обсуждений, да и сложно поверить, что эта тема может их интересовать.
"Возможно, предметом для обсуждений станут Сирия, Украина, Восток в целом, вопрос Северной Кореи. Наш регион особо их не заинтересует. Я думаю, это будет обмен мнений и стороны достигнут договоренностей по вопросам, по которым еще не договорились", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Меграбян.
После обострения карабахского конфликта в апреле 2016 года стороны заявили о перемирии. Однако это не остановило противостояния, свидетельствует подготовленная "Кавказским узлом" справка "Карабах: два года спустя после четырехдневной войны". В зоне карабахского конфликта обстрелы не прекращались ни на сутки в течение двух лет, следует из инфографики "Кавказского узла" "Карабах после перемирия – два года войны".
Новости из зоны карабахского конфликта "Кавказский узел" отслеживает на тематической странице "Карабах: худой мир или война".