Жители села в Ингушетии призвали восстановить дорогу на границе с Северной Осетией
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жители ингушского села Долаково требуют ликвидировать выкопанный в 1992 году ров и восстановить дорогу, которая связывает приграничные села Ингушетии с федеральной трассой. Глава североосетинского села Зильги и замглавы Правобережного района Северной Осетии настаивают на сохранении рва.
Обращение к властям Ингушетии и Северной Осетии по поводу восстановления дороги между селами Долаково и Зильги поступило на SMS-сервис "Кавказского узла" 5 июля. Дорога, связывающая два села, с 1992 года перекрыта рвом, который проходит по административной границе Осетии и Ингушетии. Жители селений поддерживают добрососедские отношения и выступают за открытие дороги, но власти Северной Осетии настаивают на сохранении рва. "Очень хотелось бы, чтобы главы обеих республик приняли политическое и правовое решение по устроению следов конфликта осени 1992 года", - говорится в обращении.
Между осетинами и ингушами, проживавшими в Пригородном районе Северной Осетии, осенью 1992 года произошел вооруженный конфликт. По данным прокуратуры, в результате этого конфликта погибли 583 человека, 939 человек получили ранения, еще 261 человек пропал без вести. Десятки тысяч ингушей вынужденно покинули места исторического проживания в Северной Осетии, сообщается в опубликованной "Кавказским узлом" статье "Осетино-ингушский конфликт 1992 г.: истоки и развитие".
Широкий и глубокий ров, вырытый в дни осетино-ингушского конфликта со стороны осетинского села Зильги, спустя 26 лет мешает жителям ингушских сел Кантышево и Долаково выехать кратчайшей дорогой на федеральную трассу Ростов-Баку, а путь к трассе в объезд в четыре раза длиннее, чем дорога, проходившая напрямую через Зильги. К моменту появления рва жители Зильги и Долаково успели породниться, рассказал житель селения Долаково Ибрагим Дахкильгов корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Дахкильгова, "разорванная" дорога через Зильги есть на всех дорожных картах. "Отгородились от нас соседи рвом. Однажды ночью по этой дороге из Чечни ехал парень, руководствовался, видимо, навигатором, и на скорости 80 км/час влетел в ров. Машину разбил в хлам, сам чудом остался в живых: с переломанными ребрами и травмой головы мы отвезли его в больницу. Он все никак не мог понять, зачем ров вырыли", - сообщил Ибрагим.
Житель Долаково отметил, что существует также проселочная дорога, которая огибает ров и позволяет проехать через Зильги к трассе "Кавказ", но проехать по ней можно лишь в сухую погоду. Ров, по словам Ибрагима, появился по инициативе осетинской стороны. "Боялись, видно, что из наших сел будет какое-то нападение, но как можно нападать на соседей, с которыми живем рядом уже столько лет? У нас многие мужчины женаты на осетинских женщинах, считай, породнились накрепко", - сказал он.
"Я никуда не собираюсь уезжать - значит, мы будем соседями еще много лет, и нашим детям тоже придется жить по соседству... Так зачем же нам отгораживаться друг от друга такими рвами?" - задается вопросом Ибрагим.
Юсуп Шибилов, долгое время работавший участковым в Долаково, помнит, как из Зильги пригнали технику и вырыли ров.
"Я тогда подъехал, спросил парней: "зачем дорогу портите, ров прокопали?". Они ответили, что в целях безопасности. Какую опасность они ждали с нашей стороны, не знаю. Нас всегда связывали нормальные отношения, есть родственные связи между зильгинцами и жителями наших сел. У моего дяди Ахмеда Шибилова жена осетинка, она научила меня осетинскому языку. Жена Ахмеда Гелисханова, осетинка, работала у нас учительницей, и многие старались, чтобы дети попали в ее класс, она была хорошим педагогом. Много могу назвать семей, чьи мужчины выбрали себе в жены осетинок", - сказал Шибилов корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Шибилова, жители ингушских сел вместе с жителями Зильги только недавно вспоминали в мечети об общих фамилиях у осетин и ингушей: Плиевы, Дударовы, Зурабовы.
"Что нам, соседям, делить? Ров вырыли, когда были эти события, но ведь прошло больше четверти века. Не пора ли закопать ров, восстановить дорогу? Подрастающее поколение даже не знает, зачем этот ров зарастает бурьяном и наполняется мусором. Я спросил парнишку в Зильги про этот ров, мол, зачем он нужен, и парень пожал плечами, не знает. Но кому-то нужно, чтобы этот ров и другие моменты в нашей жизни напоминали о тех событиях, чтобы между двумя селами было какое-то противостояние", - заключил Шибилов.
Глава села рассказал о безуспешной попытке закопать след конфликта
Жители Долаково не раз обращались к соседям с просьбой убрать ров, который успел за 26 лет зарасти кустарником, писали письма в различные инстанции Северной Осетии и Ингушетии, но никакого результата не было, сообщил глава администрации села Долаково Дауд Акиев корреспонденту "Кавказского узла".
"Обыкновенные сельчане [в Зильги] солидарны с нами, потому что до 1992 года мы жили дружно, как полагается соседям, мы и сейчас общаемся постоянно. На Рамадан вместе молились в мечети и в Зильги, и в Долаково. Неужели для того, чтобы убрать ров и восстановить дорогу, нужно обращаться к главе Северной Осетии? Этот вопрос лежит, как мне кажется, в компетенции главы администрации селения Зильги. Сельские парни несколько раз закапывали этот ров, но через день-два приезжает техника и опять выкапывает", - сказал Акиев.
По словам главы Долаково, любые противоречия между местными жителями и жителями Зильги носят исключительно бытовой характер. "Бывают какие-то конфликты на бытовой почве, не без этого, но подобное случается везде. Просто нужно быть мудрыми и вовремя остановить назревающий конфликт", - считает Дауд Акиев.
Молодой предприниматель из Зильги Чермен Сабанов согласен, что ров давно следовало закопать, а дорогу открыть. "Это нужно и соседям, ингушам, и нам, осетинам. Чем жить в вечном противостоянии друг к другу, подогревая себя событиями 26-летней давности, лучше жить как добрые соседи. Нам навязывают власти какие-то непонятные порядки. Мы и так ездим друг к другу по проселочной дороге, а можно ездить по асфальтированной и не бить свои машины на рытвинах", - заявил Сабанов корреспонденту "Кавказского узла".
Чиновники в Северной Осетии настаивают на сохранении рва
Глава администрации села Зильги Аслан Гагиев уверен, что вопрос об открытии дороги находится вне его компетенции. "Есть руководство Правобережного района, они решают такие вопросы. Дорога давно перекрыта, еще с 1992 года, жили ведь с этим рвом, и нормально было. Если мы засыплем ров и восстановим дорогу, то возникнут конфликты, начнут по этой дороге ночью ездить. Есть причины, чтобы не открывать дорогу. Если я засыплю ров и открою дорогу, и вдруг что-то произойдет, то будут все винить в этом меня", - сказал Гагиев корреспонденту "Кавказского узла".
Вопрос о ликвидации рва и восстановлении автомобильного сообщения между Зильги и ингушскими приграничными селениями нельзя решить на районном уровне, заявила замглавы администрации Правобережного района Северной Осетии Светлана Тараева.
"Мы не можем на нашем уровне решить этот вопрос. Если ингушам нужно проехать к федеральной дороге, то это можно сделать по объездной дороге, просто они не хотят тратить деньги на бензин", - сказала чиновница корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Тараевой, ров в 1992 году был вырыт по просьбе жителей селения Зильги и не перестал быть актуальным. "После событий в Беслане в 2004 году этот вопрос со рвом не потерял свою актуальность, - естественно, жители боялись, что личности, подобные тем, что были в Беслане, могут прийти и в их село. В настоящее время я даже не могу сказать, на чьем уровне должно быть принято решение о ликвидации рва", - заключила она.
На "Кавказском узле" опубликована статья "Террористический акт в Беслане (1-3 сентября 2004 года)", а также доступна хроника теракта и последовавших за ним событий.