Новое объединение армян России возникло на фоне политических перемен в Армении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На создание новой организации армянской диаспоры "Объединение армян России" (ОАР) большое влияние оказала "бархатная революция" в Армении, рассказал член инициативной группы Арсен Алексанян. Борьба между созданным в 2000 году "Союзом армян России" (САР) и новой организацией возможна не за деньги, а за внимание чиновников, считает политолог Айк Халатян. Деятельность САР не всегда отвечает интересам армян России, считают опрошенные "Кавказским узлом" представители диаспоры.
В России создана еще одна общественная организация армянской диаспоры – "Объединение армян России" (ОАР), главной целью которой является способствование социокультурному формированию армянского общества в Российской Федерации, пишет "Голос Армении".
В России с 2000 года действует общественная организация Союз армян России. С момента основания президентом организации является Ара Абрамян. Он же в 2003 году возглавил Всемирный армянский конгресс.
Новая организация не является конкурентом "Союза армян России", заявил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник организации, который пожелал ОАР удачи, несмотря на то, что свою деятельность организация строит на критике САР.
Работа по созданию новой организации армян России началась еще в июне 2017 года, рассказал 26 июня корреспонденту "Кавказского узла" представитель инициативной группы ОАР, директор Армянского музея Москвы Арсен Алексанян.
"В июне прошлого года мне пришло приглашение поучаствовать в создании новой организации. Мы собрались, познакомились, начали работу. Сначала сформулировали ценности, которые лягут в основу нашей организации. Затем продумали принципы, на которых будем вести работу. Сформулировали миссию, цели и задачи. Упаковали это все в презентацию и начали второй этап. На протяжении восьми месяцев мы провели чуть больше 400 встреч с активными представителями армянского сообщества Армении. Это были глубинные интервью: что вы ждете от организации подобного рода, чем могли бы помочь, какое место в ней могли бы занять", - сказал он.
По его словам, когда в Армении начались волнения после избрания Сержа Саргсяна премьер-министром, члены инициативной группы собрались у Армянского храмового комплекса, чтобы решить, как "выразить свою поддержку и солидарность гражданам Армении, быть подготовленными в случае, если понадобится правовая, юридическая и любая иная помощь".
22 апреля у храмового комплекса армянской церкви в Москве состоялась акция протеста, участие в которой приняли около 300 представителей армянской диаспоры. Они поддержали противников Сержа Саргсяна. В результате массовых протестов в Армении произошла смена власти. 8 мая премьером и фактическим главой государства стал лидер блока "Елк" Никол Пашинян. Подробнее с новостями о протестах сторонников Пашиняна можно ознакомиться на тематической странице "Кавказского узла" "Пашинян берет власть".
"Серж Саргсян подал в отставку, и мы собрались в музее праздновать это событие. Однако от празднования не прошло и десяти минут, как все собравшиеся решили, что пора запускать организацию», – рассказал Алексанян.
При этом он отметил, что перемены в Армении повлияли на создание новой организации, но не стали причиной ее создания.
«Инициативная группа начала работу ещё год назад. Поэтому сказать, что именно перемены в Армении повлияли на создание организации, будет неверно. Однако необходимо признать, что события в Армении дали большой импульс и ускорили многие процессы», - объяснил он.
По словам Алексаняна, у организации несколько основных направлений работы. Это правовая поддержка и адаптация армян, приехавших в Россию, сохранение и популяризация армянской идентичности, создание кадрового центра для поиска работы соотечественникам, и создание экспертного центра, куда будут входить армяне с необходимым багажом знаний, опытом и квалификацией. Экспертный центр сможет дать заключения по актуальным для Армении и армян вопросам и процессам, отметил он.
На вопрос, чем ОАР отличается от "Союза армян России", Арсен Алексанян отметил, что они не сравнивают себя с этой организацией.
Представители правительства Армении были приглашены на презентации ОАР, и после презентации состоялась встреча с высшим руководством Армении, которое высоко оценило инициативу создания нового объединения, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" один из основателей "Объединения армян России" Мушег Саакян.
«Сейчас мы находимся на стадии регистрации в Министерстве юстиции, запускаем направления. После этого начнем уже налаживать работу на конкретных задачах. С кем будут сотрудничать новые власти, нам сложно сказать, так как это скорее вопрос к ним. Но уверен, что они всегда поддержат положительные процессы, связанные с интересами армянского сообщества», - отметил Саакян.
"Союз армян России" ослабил диаспору
Бизнесмен Рубен Григорян, поддержавший инициативу создания "Объединения армян России", выступая на презентации организации 7 июня, заявил, что деятельность "Союза армян России" ослабила армянскую общину России
"Долгое время в силу своего менталитета так называемый "Союз армян России", подражая поведению и морали властей Армении, сделал армянское сообщество не единым, слабым. И за 15-20 лет только одним своим существованием мешало нам по-настоящему быть вместе и заботиться о наших проблемах. И потому мы потеряли уважение, имидж и способность влиять на события не только в России, но и в самой Армении. "Союз армян России" по сути дела обслуживал интересы властей и самого его создателя Ары Абрамяна", - цитирует сайт Армянского музея Москвы и культуры наций слова бизнесмена.
Борьба между САР и ОАР - это борьба за контакты с российской властью
Борьба диаспоральных организаций может вестись не столько за бюджет или финансовую поддержку от государства, сколько за налаживание связей с российскими чиновниками, считает политический обозреватель Айк Халатян.
«Здесь скорее борьба не за деньги, а за контакты с властью. Надо понимать, что большинство армянских бизнесменов идут в такие диаспоральные организации не ради денег, а для создания каналов общения с региональными или федеральными властями. Здесь возможен какой-то конфликт между ОАР и САР, но не в финансовых вопросах. Для создателей любых национальных организаций в России важно быть ближе к чиновникам. Тем более что в случае САР и ОАР тратятся личные средства бизнесменов, стоящих за этими организациями, а не государственные средства», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Халатян.
По его словам, заинтересованность бизнесменов заключается в том, чтобы быть в хороших отношениях с чиновниками.
«В российских реалиях это может помочь в ведении собственного бизнеса. То есть это выход на чиновника, который в нужный момент окажет поддержку в твоем бизнесе... Организации, конечно, получают ряд государственных грантов на реализацию программ, но это не такие большие деньги, чтобы такие крупные бизнесмены, как Ара Абрамян или Рубен Григорян, вели борьбу за них», - подчеркнул Халатян.
При этом он отметил, что одной из главных причин создания ОАР является недовольство деятельностью САР.
«ОАР – это результат усталости от САР и недовольства деятельностью этой организации у части армянской диаспоры России. Это попытка создать новую организацию, которая, по мнению инициаторов, более эффективно будет справляться с решением тех проблем, которые есть перед армянской диаспорой России», - отметил эксперт.
По его мнению, будущее ОАР зависит от способности выстроить хорошие отношения с российской властью.
«Учитывая политическую специфику России, будущее ОАР во многом будет зависеть от того, какие отношения они смогут наладить с российскими властями в центре и на местах. Пока что это место забронировано за САР. Смогут ли они показать, что они эффективнее САР, или нет - покажет время. Если не смогут, то ОАР будет очередной армянской организацией, существующей наряду с САР», - отметил он.
Представители армянской диаспоры России высказали различные мнения о САР
От здоровой конкуренции между ОАР и САР выиграют представители армянской диаспоры России, считает предприниматель, владелец интернет-магазина «изАрмении.ру» Левон Адамян.
«Конкурентная борьба между САР и ОАР будет полезной. От этого выиграют армяне России. Главное, чтобы между ними была именно здоровая конкуренция, а не соперничество. В таком случае и у ОАР будет хорошее будущее, и у САР будет более эффективная деятельность», - сказал «Кавказскому узлу» Адамян.
Он считает, что ОАР и САР не будут бороться за бюджет и финансовые ресурсы.
«Каждая организация тратит те средства, которые есть у бизнесменов внутри организации. Их в основном поддерживает бизнесмены - члены этих организаций», - отметил Адамян.
Предприниматель подчеркнул, что ранее сталкивался с московским отделением САР и остался доволен сотрудничеством с организацией.
«Я сталкивался с московским отделением Союза армян России, и они помогали мне во многих вопросах. Например, они мне помогали участвовать в разных фестивалях в Москве и представлять там армянскую продукцию. Вообще московское отделение САР очень сильно отличается в целом от САР. Они очень эффективно работают. А остальные отделения САР могли бы и больше делать», - добавил он.
Житель Москвы Ал Копиян рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что обращался в САР, но столкнулся с равнодушием.
«О САР все армяне узнали давно - старт организации был с широкой рекламой и обещаниями решать проблемы армян России... О неудачах тоже давно ходили слухи... Лично я многократно обращался в эту организацию, как за помощью, так и с предложением помощи или решений для армян, но всегда натыкался на полное равнодушие и "занятость своими вопросами". Даже в период 2008-2010 годов обращался с предложением рабочих мест для армянской молодежи и студентов... Ноль реакции со стороны САР! Оставлял телефоны, многократно перезванивал, но интереса не нашел и не дождался. По сути, эта организация занимается только проведением периодических мероприятий - концертов, выступлений, пафосных открытий каких-то событийных или музейных торжеств», - считает Копиян.
По его мнению, название САР не соответствует тому, чем занимается организация.
«Если бы эта организация называлась именем своего создателя и главы "Фонд помощи Ары Абрамяна", то все было бы логично, и никто бы даже не стал критиковать или возражать. Но название организации претендует на решение проблем трехмиллионного армянства России, а проблемы-то не решаются», - отметил Копиян.
Среди сотрудников САР Копиян выделил вице-президента Лусик Гукасян.
«Хорошее лично я могу сказать только о Лусик Гукасян. По ее выступлениям в СМИ, профессиональному и грамотному решению различных вопросов и проблем. А вот все остальные - это часто и стабильно вызывает разочарование и порой даже стыд», - уверен представитель армянской диаспоры.
При этом Копиян скептически относится и к ОАР.
«Я слышал про ОАР и знаю по общению в Facebook о сторонниках и организаторах. Пока ничего сказать о них не готов, но некие опасения и видения уже есть. К сожалению, они идут по пути САР. Основать саморегулируемую организацию (СРО) такого масштаба и таким же методом как САР, уже ошибочно, на мой взгляд», - сказал он.
По мнению Копияна, между САР и ОАР нет борьбы за бюджет.
«Борьба за влияние среди армян России возможно лишь тогда, когда будут созданы организации, решающие задачи и проблемы армян России - проблемы реальные, ежедневные, на местах, серьезно и значимо, ощутимо! Пока этого нет - соответственно, не может быть и речи о реальных сценариях, перспективах и развитии», - заключил он.
Житель Екатеринбурга Арам Ерицян, считает, что между ОАР И САР есть борьба за финансы.
«Думаю, что есть между ними подобная борьба. Мы же взрослые люди и понимаем, как важны финансы для жизнедеятельности организаций», - сказал представитель армянской общины Екатеринбурга.
Он отметил, что давно знает о деятельности САР, но с годами отношение к союзу менялось.
«Про САР знаю очень много и давно. Изначально относился к ним довольно хорошо. Но со временем отношение изменилось к худшему. В основном из-за поступков руководства, участия в подхалимных политических процессах в России. Ну вот как минимум лет шесть-семь очень плохо отношусь к этой организации. Про ОАР тоже знаю, даже в Facebook успел с одним из организаторов обсудить кое-какие вопросы. Пока вроде правильные мысли излагались», - сказал Ерицян.
Фотограф из Самары Хорен Геворгян услышал про ОАР после мирной революции в Армении.
«Впервые услышал о ней в этом году после мирного переворота в Армении, когда российские армяне начали создание другого объединения. Даже заполнил анкету на вступление, но со мной так и не связались. Возможно, проблема в незнании языка - я вырос в России вне армянской среды», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Геворгян.
По поводу САР он отметил, что имел дело только с региональной диаспорой в Самаре, где есть отделение САР, и у него остались не самые лучше впечатления.
«Деятельность самарской диаспоры отчасти прошла мимо меня. Я с ней взаимодействовал только дважды - в 1995 году и в 2005. При первом взаимодействии оказалось, что армяне из других мест, кроме Армении, для нашей диаспоры - не армяне вовсе. А в 2005 году местный лидер диаспоры Арташес Мартиросян пытался пробиться в политику... Например, создал реготделение партии "Патриоты России", активно покупал прямые эфиры, рассуждал о стране и её проблемах» , - рассказал Геворгян.
Фотограф также отметил, что «старики» ничего не отдадут без борьбы, и ОАР будет нелегко конкурировать с САР.
САР вносит весомый вклад в координацию межнациональных отношений в России, считает специалист по связям с общественностью Нелли Бабаян.
«САР в принципе вносит свой весомый вклад в координацию межнациональных отношений в России, проводит работу по реализации общественно значимых проектов и инициатив в сфере культуры, просвещения, образования. Содействует укреплению дружественных связей между Россией и Арменией. Я, как человек, который увлекается в основном культурными событиями вдали от Родины, слежу за этой частью», - отмечает Нелли Бабаян.
По ее словам, она не обращалась к САР по личным вопросам, но от знакомых знает, что в организации оказывают помощь соотечественникам.
«Не было необходимости лично для меня, по крайней мере. Но через САР удалось решить очень сложный юридический вопрос одной из подруг», - рассказала она.
При этом Бабаян отметила, что у новой организации есть большой потенциал развития.
«Я приветствую любое благородное начинание. Время покажет. Ожидание и реальность – разные вещи в моём понимании. Ничего не жду, чтобы не разочаровываться. Но потенциал есть - молодые, целеустремлённые, умные, амбициозные ребята и любят Родину», - заключила она.