Александр Козицкий: "У меня есть законное право - говорить правду, какой бы она ни была"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Лет шесть тому назад, анализируя положение с правами человека в Краснодарском крае, я писала о массовом и бесцеремонном их нарушении, приводила цифры не получающих зарплату и детские пособия, пострадавших от "веера" и других отключений - счет шел на сотни тысяч ущемленных в своих правах.

Прошло шесть лет. И вот теперь, в День, когда отмечается принятие Всемирной декларации прав человека, у нас с вами он особенно знаменателен: после долгих и мучительных процессов на Кубани появился Институт Уполномоченного по правам человека- мощная, самостоятельная структура, способная встать на защиту наших социальных, экономических, политических прав. Честь и великая ответственность стать первым в истории края Уполномоченным выпала Александру Козицкому.

Его по предложению губернатора избрали депутаты ЗСК прошлой весной.

Сегодня - первое интервью с первым кубанским омбудсменом.

- Александр Григорьевич, расскажите об институте Уполномоченного более подробно?  Какая необходимость его создания возникла у нас в крае? И как обстоят дела с правами человека сегодня?

- Уполномоченные в некоторых странах действует уже много лет. В Швеции, например, уже более двух веков. Кстати, это первая страна, где он был назначен для контроля за деятельностью чиновников. Комиссар по правам человека, Омбудсман, Парламентский Уполномоченный, Уполномоченный по правам человека - названия разные. Есть даже страны, где их несколько и они курируют узкие направления: полицию, военных, вопросы материнства и детства. Например, в Литве Уполномоченных - пятеро. Наш Краснодарский край также особенный: кроме Уполномоченного по правам человека у нас назначена и Уполномоченный по правам ребенка.

Если обобщить основные цели создания этого поста, то они могут быть сведены к нескольким: независимый контроль за соблюдением прав человека на определенной территории или стране; выполнение посреднической роли между обществом и властью; воздействие на должностных лиц с целью обеспечения соблюдения ими прав человека и некоторые другие.

В 1998 году в России был принят Федеральный Конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и назначен на эту должность Олег Орестович Миронов. Закон дал право субъектам РФ принимать аналогичные региональные акты.

В Краснодарском крае Закон об Уполномоченном был принят в 2000 году и только спустя полутора лет был назначен и Уполномоченный. Я оказался первым, как, впрочем, первым и на всем Северном Кавказе. В этом смысле нашему краю есть чем гордиться.

В настоящее время Уполномоченных в России уже более двадцати, а в нашем Южном Федеральном округе нас пять: Астраханская область, Волгоградская область, Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края.

Если попытаться связать состояние прав человека в том или ином регионе и назначением Уполномоченного, то вряд ли удастся найти прямую зависимость. Скорее даже наоборот. Там, где уровень развития общества выше, включая и законотворчество, там больше вероятность того, что вскоре возникнет необходимость в новых демократических институтах, каким и является Уполномоченный. Пример тому процесс с принятием закона у нас, вплоть до моего назначения. Вспомните, как активно в нем участвовали представители различных слоев общества, включая и власть. Впервые наметилось взаимодействие в этом вопросе людей с различными точками зрения.

Давая оценку состоянию прав человека у нас в Краснодарском крае можно сказать, что в целом уровень их соблюдения мало чем отличается от "среднестатистического" по регионам РФ. То, что на этом вопросе заострено внимание в крае и за его пределами - это даже не плохо. Это показатель того, что у нас есть правозащитное движение, которое в свою очередь пытается наладить общественный контроль за деятельностью власти.

- Прошел некоторый период со времени вашего назначения на должность. Можно ли говорить уже о некоторых результатах Вашей деятельности?

- Не только можно, но и по закону мы должны это сделать. В начале следующего года мы должны представить доклад Законодательному Собранию Краснодарского края. Отличительная сторона доклада в том, что в нем должен содержаться не самоотчет, а оценка состояния прав человека в крае за период моего нахождения в должности Уполномоченного. Эту оценку наши законодатели принимают к сведению.

В докладе мы намерены указать наиболее вопиющие факты нарушения прав человека. Не сможем мы обойти стороной судебную систему и правоохранительные органы. Количество поступающих в адрес Уполномоченного обращений показывает, что львиная их доля связана именно с этими структурами. Очень много вопросов у наших граждан и к чиновникам муниципальной власти.

- Закон написан фактически для одного человека - Уполномоченного. Значит ли это, что у вас большие полномочия?

- И да и нет! Смотря как их оценить. Я ни кого не могу арестовать, наложить штраф или другое какое-либо взыскание. В то же время, если говорить в целом, то у меня есть право, которого нет ни у кого- говорить правду, какая бы она ни была, в ежегодном докладе о состоянии прав человека в Краснодарском крае за истекший год, который по закону Уполномоченный должен представить Законодательному Собранию края. Мною могут быть подготовлены и другие специальные доклады по избранной мною теме, где наиболее часто нарушаются права человека. Доклады подлежат обязательной публикации в СМИ.

- А не возникнет такая ситуация, что завтра власть захочет снять "слишком откровенного" Уполномоченного? Есть ли у вас гарантия, что этого не произойдет?

- Начну со второй половины вопроса.

Краевые законодатели приняли хороший закон об Уполномоченном относительно других субъектов РФ, где он есть. В законе прописаны серьезные гарантии моей независимости от всех ветвей власти и моей несменяемости. Я не подотчетен власти и в перечне нет основания моего снятия за критику. А, если говорить серьезно, то власти это и не нужно. Если бы не преследовались благие цели, то достаточно было бы не учреждать сам институт, как это имеет место быть в большинстве регионов России.

Защита конституционных прав и свобод граждан - это обязанность государственной власти, а институт Уполномоченного - инструментарий, посредством которого эта защита осуществляется.

Мы делаем общее дело.

Думаю, что это и есть та платформа, на которой и дальше будут строиться наши отношения со всеми ветвями власти.

Кстати, что касается исполнительной власти, то в ее структуре в настоящее время нет органа, который отвечал бы за наше взаимодействие. Жизнь подсказывает, что он необходим.

- А Комиссия по правам человека при главе администрации Краснодарского края?

- Комиссия - это не координирующий орган. Она имеет другие задачи. Да и работают в ней члены Комиссии на общественных началах. Я считаю необходимостью участвовать во всех её заседаниях и обмениваться информацией. Более того, мы даже располагаемся в одном здании по ул. Советской, 35. Там же и Комиссия по помилованию.

- Поскольку мы коснулись Комиссии, то я хотела задать бы вам вопрос о ее перспективе. Мне приходилось слышать, что некоторые Уполномоченные и их сторонники придерживаются точки зрения, что с их приходом Комиссии постепенно себя изживут. Так ли это?

- Да, я слышал эту точку зрения. Я высказывал свою позицию, которая не переменилась и сейчас. Я продолжаю считать, что Комиссия имеет свой "фронт работы", отличительный от Уполномоченного. Она даже использует другие методы и способы принятия решения по жалобам заявителей. Трудно сказать, что будет через пять или десять лет, но пока мы дополняем друг друга. Думаю, что исполнительная власть сделала правильно, обновив её состав. В настоящее время там сейчас собраны высокопрофессиональные специалисты-юристы и другие лица, обладающие необходимым жизненным опытом и знаниями.

- Вы упомянули об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае. Как складываются ваши отношения?

- Пока трудно подводить какие-то итоги. Встречаемся, общаемся больше по организационным моментам. Галина Викторовна Коновалова назначена совсем недавно.Она проходит путь по которому мы уже прошли. Организовать новую структуру на пустом месте- это задача не из легких. Стараемся делится с ней опытом.

- Мы коснулись ваших отношениях с разными структурами. Не могли бы Вы высказать вашу позицию и в отношении некоммерческого сектора?

- Уполномоченный и его аппарат открыт для сотрудничества со всеми конструктивными силами. В них мы видим свою опору, особенно это касается правозащитных организаций. Мы прекрасно понимаем, что нам трудно будет одним справляться с потоком жалоб, которые могут поступить в наш адрес. У нас уже есть пример такого сотрудничества: мы поддержали проект одной из общественных организаций, направленный на обучение студентов ВУЗов через правозащитную практику. В то же время ни Уполномоченный ни его аппарат не намерены отдавать предпочтение какому-то узкому кругу организациям и их лидерам. Хотелось бы, что бы это было понятно всем и общественные лидеры стремились к созданию условий независимой деятельности Уполномоченного.

Думаю, что нам сообща удастся сформировать Общественный Совет из числа представителей некоммерческих организаций. В перспективе, он может стать переговорной площадкой для общества и власти.

- Мы затронули с вами вопросы более общего плана, можно сказать стратегического. Давайте поговорим о тактике, то есть о том, как все-таки можно обратиться к Уполномоченному, какие для этого необходимо соблюсти условия, какие существуют механизмы и другое?

- Нет возражений. Готов ответить на все Ваши вопросы сейчас и в будущем, если они возникнут у читателей газеты.

- По какому вопросу может обратиться к вам гражданин?

- Обратиться к Уполномоченному может любой человек, - не зависимо от гражданства, - права и свободы которого, как он полагает, были нарушены на территории Краснодарского края.

Для того, чтобы было понятно, какие нарушения признаются как нарушения прав человека достаточно обратиться к главе второй Конституции России и международным договорам, к которым РФ присоединилась. Для примера, Европейская Конвенция прав человека (1950 г.), о которой уже многие наслышаны, а кое-кто и знаком по существу. Если еще упростить, то можно сказать, что в компетенцию Уполномоченного входят жалобы на действия всех органов власти, поданные конкретным человеком.

- Есть ли какие-то особенности подачи жалобы?

- Да, есть. Согласно закону, жалоба должна быть подана в письменной форме, с указанием кому она подается, должна содержать сведения о заявителе и его мнение по поводу нарушенных его прав. К жалобе должны быть приложены подтверждающие его мнение документы.

Принимая во внимание, что не все лица в состоянии грамотно выполнить эти требования в силу отсутствия специальных юридических знаний, мною в аппарате введены должности консультантов. Их задача в том и заключается, чтобы помочь заявителю выполнить необходимые формальности. Второй особенностью является то, что законом введен срок давности в один год. Это значит, что Уполномоченный не вправе рассматривать жалобы со ссылкой на события, которые произошли позже этого срока и заявителю они были известны.

Прежде чем обратиться к Уполномоченному, заявитель должен предпринять усилия в установленном законом порядке по восстановлению своих прав. Проще говоря, он должен обратиться сначала в инстанции, пройти весь круг должностных лиц.

Следует также иметь в виду, что Уполномоченный не подменяет органы суда, прокуратуры, власти и иные структуры, действующие в рамках своих полномочий.

Уполномоченный не рассматривает жалобы частного характера, а также жалобы на решения законодательного органа Краснодарского края.

- Каков порядок прохождения жалобы?

- Как я уже говорил, жалобу необходимо подать в письменном виде непосредственно в аппарат Уполномоченного или переслать её по почте.

Получив жалобу, Уполномоченный принимает одно из решений, о чем в десятидневный срок сообщает заявителю:

- А есть ли какие-либо полномочия у самого Уполномоченного, чтобы рассмотреть жалобу по существу?

-Такие полномочия законодатель мне дал. Это "стандартный" набор: право беспрепятственного посещения объекта, истребования объяснения, направления запросов и получения на них ответов, получение необходимых документов и другое. В обязанностях должностных лиц оказывать мне содействия в этих вопросах. Предусмотрена также и ответственность за неисполнение требований Уполномоченного.

- Скажем, Вы провели проверку. Каков  может быть её итог?

- На основании материалов проведенной проверки составляется Заключение, которое направляется заявителю. Если в ходе проверки выяснится, что были нарушены права человека, то Уполномоченный обязан направить свое Заключение и органу, который допустил такое нарушение с рекомендациями относительно возможных и необходимых мер их восстановления.

Уполномоченный также вправе обратиться в суд, прокуратуру и другие органы в интересах заявителя, права и свободы которого нарушены.

Заключение Уполномоченного о нарушении прав и свобод человека может быть опубликовано в СМИ края.

- Александр Григорьевич! Вы потихоньку осваиваетесь с новой ролью, но что дальше?

- Планов столько, что даже трудно выделить главное.

Прежде всего хотелось бы скорее закончить организационный период, в плане обустройства помещения и рабочих мест, и скорее приступить всеми силами к решению непосредственных задач, стоящих перед Уполномоченным. Мы намерены совершенствовать работу с заявителями и в ближайшее время активизировать свою работу по рассмотрению их жалоб.

Необходимо наметить ряд совместных действий и приступить к их исполнению с некоммерческим сектором, СМИ, органами власти.

Наряду с этими задачами, остается самая главная- представление доклада в январе 2003 года Законодательному Собранию Краснодарского края о состоянии прав человека в Краснодарском крае за период прошедшего года.

Опубликовано 10 декабря 2002 года

источник: Газета "Кубанские новости"