Правозащитники назвали абсурдным заявление главы Минюста о геях в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Слова и.о. министра юстиции России Александра Коновалова о том, что в Чечне не обнаружены геи, которых могли бы преследовать, бессмысленны, заявили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. Они отметили, что Минюст не уполномочен заниматься расследованиями.
Как писал "Кавказский узел", в апреле 2017 года "Новая газета" сообщила о массовых задержаниях и убийствах в Чечне мужчин, заподозренных в нетрадиционной сексуальной ориентации, а также о "секретной тюрьме" для геев в Аргуне. 14 мая и.о. министра юстиции РФ Александр Коновалов заявил представителям ООН, что проверки информации о преследовании геев в Чечне зашли в тупик, поскольку российским властям не удалось обнаружить в республике никаких представителей ЛГБТ.
Заявление Коновалова вызвало недоумение руководителя Комитета по предотвращению пыток Игоря Каляпина. "Расследование нужно начинать не в связи с тем, есть где-то геи или нет, а с того, что есть люди, права которых нарушаются. И далее нужно смотреть, почему. Дело не в ориентации человека, у всех нас совершенно равные права. Если есть люди, которые незаконно подвергались задержаниям, к которым применяли насилие и незаконные задержания, у которых вымогали деньги, которым угрожали убийством – это уже преступление, а далее органы следствия должны выяснить мотив. Если это делалось потому, что эти люди нетрадиционной ориентации – то это отягчающее обстоятельство", – пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Каляпин.
Он списал слова и.о. министра на "профессиональную деформацию". "Я не знаю, как может Минюст выявлять каких-то геев в субъекте федерации. Коновалов думает, что если к нему в Минюст не пришли и не зарегистрировались – значит, этого нет? Закон Ома зарегистрирован в Минюсте? Если нет, означает ли, что он не действует на территории РФ? Если где-то на Кавказе нет организации геев, то значит, их нет? А вот если там какая-то незарегистрированная террористическая организация – наверное, и ее нет?" – сказал Каляпин.
Раскритиковала заявление Коновалова и директор Human Rights Watch в России Татьяна Локшина. "Господину Коновалову, которому "не удалось найти даже представителей ЛГБТ-сообщества в Чечне", хочется задать встречный вопрос: каким образом он их искал? Сотрудники правоохранительных органов стучались в Чечне дома и спрашивали: "Гей ли твой сын? Твой брат гей? Твой муж гей?" – если так, то стоит ли удивляться, что никто не ответил: "Да, конечно", – сказала Локшина корреспонденту "Кавказского узла".
По ее мнению, этим заявлением Коновалов попытался объяснить, почему следствие в России не выявило нарушений в отношении гомосексуалов. "Он имеет в виду то, что следствие не выявило геев и закрыло проверку. А не выявило именно таким способом, как я описала выше", – заключила правозащитница.
Коновалов некомпетентен в вопросе о преследовании геев в Чечне и не имеет полномочий проверить связанную с этим информацию, отметил член Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.
"Он занимается троллингом международных органов, которые его спрашивают. Я не понимаю, в рамках чего г-н Коновалов отвечал на какие-то вопросы в ООН, в рамках какого процесса. Недавно Россия в Совете по правам человека представляла свой всеобщий доклад, где обо всем этом шла речь. Вскоре Россия будет представлять доклад в Комитете против пыток ООН. Я подозреваю, что в данном случае речь шла о каком-то отчете России в рамках Совета, где Коновалов отчитывался за всех. Обычно Россия направляет туда либо дипломатов, либо Минюст, а они не могут проводить никаких следственных действий. За это должен был бы отчитываться СКР, в худшем случае прокуратура, но РФ сплошь и рядом на всякие ооновские форумы, в различные международные структуры направляет либо дипломатов, либо представителей Минюста", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Орлов.
3 апреля глава "Российской ЛГБТ-сети" сообщил, что за год организация помогла покинуть Чечню 114 людям, заподозренным в нетрадиционной сексуальной ориентации, при этом 92 человека находятся уже за пределами России.
Российские следственные, надзорные и контролирующие органы не обращались в "Российскую ЛГБТ-сеть" в связи с расследованием фактов нарушения прав людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, заявил руководитель этой организации Игорь Кочетков. "Я думаю, Коновалов просто повторил мантры кадыровцев и тем самым солидаризировался с этой компанией", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
С Кочетковым согласен и Игорь Каляпин. "Я думаю, единственное, что в этих словах можно поискать – это такой скрытый посыл, даже, возможно, бессознательный – они не хотят видеть каких-то вещей. В реальности они есть, но они не хотят видеть проблему сексуальных меньшинств на Северном Кавказе, она очень неудобна. Ее не хочет видеть Рамзан Кадыров – зачем обижать хорошего человека и говорить, что они есть везде? Проще сказать, что там нет никого и притеснять некого", – заключил Каляпин.
Чеченские власти назвали материалы "Новой газеты" провокацией, но опрошенные "Кавказским узлом" жители Чечни подтвердили информацию, отметив, что о физических расправах над геями было известно задолго до публикаций.
Защита Лапунова готовит жалобу в ЕСПЧ
Представители одного из уехавших из России геев, Максима Лапунова, готовятся подавать в Страсбургский суд жалобу на действия следствия, сообщил Игорь Каляпин.
16 октября 2017 года уроженец Омской области Максим Лапунов рассказал, что был задержан в Чечне по подозрению в гомосексуальности и 12 суток провел в подвале, где его избивали. Сначала следствие отказалось возбуждать уголовное дело по заявлению Лапунова, но 1 ноября 2017 года это решение было отменено, сообщила уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова. 29 ноября 2017 года она попросила главу СКР Александра Бастрыкина закончить затянувшуюся следственную проверку по делу о задержании Лапунова. По данным Комитета против пыток, 31 января Ессентукский горсуд счел обоснованными жалобы Максима Лапунова на затянувшуюся проверку по его делу.
"В деле Лапунова мы сейчас достаточно успешно в судах доказываем, что конкретные должностные лица ГСУ СКР по СКФО, которые должны были провести проверку по заявлению Лапунова, неоднократно нарушили закон и эту проверку провалили. Лапунов уехал, находится за пределами РФ, смысла в его возвращении нет. Многочисленные следы, которые были, – и Лапунов готов был указать на них, и можно было получить объективные доказательства того, что он незаконно содержался в одном из отделов полиции – сейчас они уничтожены намеренно, и мы сейчас в судах это доказываем. Несколько решений, подтверждающих что действия и бездействие сотрудников незаконны, у нас уже есть. Что касается самого расследования, то сейчас мы будем подавать жалобу в ЕСПЧ", – рассказал Игорь Каляпин.
Все, что можно было сделать по Лапунову, было сделано, однако уголовное дело о нарушении его прав так и не возбуждено, отметил член Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.
"Госпожа Москалькова (российский омбудсмен – прим. "Кавказского узла") обращалась в СКР и делает это вновь, чтобы уголовное дело все таки было возбуждено. Вот есть хотя бы один фигурант, который сам лично пришел, выступал на пресс-конференции, был готов, чтобы его допросили, – и даже в этом случае не возбудили уголовное дело. На данный момент есть откровенный саботаж со стороны представителей СКР. Далее возможно лишь обращаться в суды всем заинтересованным лицам и обжаловать действия и бездействие должностных лиц", – сказал Олег Орлов.
Он также отметил, что аппарат уполномоченного по правам человека в РФ. по крайней мере формально, не создавал межведомственной комиссии по расследованию нарушений прав человека в Чечне.
"Москалькова не создавала никакой комиссии. Она ездила в Чечню для проверки сведений, сообщенных в "Новой газете", а также предоставленных ей правозащитниками. Журналисты перепутали часть информации, и ее сотрудники тоже. Речь шла отнюдь не только о геях, но и о массовых, бессудных казнях людей, подозреваемых в поддержке террористического подполья. Она ездила все это проверять. Я не слышал, чтобы она создавала комиссию. Одновременно туда приезжали представители СКР и прокуратуры, когда она там была. Насчет того, что там находился Минюст, это сомнительно. Другое дело, работали ли они вместе или отдельно – я не знаю", – сказал Орлов.