В Калмыкии наступил священный для буддистов месяц Ур Сар
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Священный для буддистов месяц Ур Сар в Калмыкии в этом году продлится с 16 мая по 13 июня. Верующие миряне в этот период по традиции отказываются от мясных продуктов и спиртных напитков. Основные праздничные мероприятия намечены на 29 мая, когда в буддийском мире будет отмечаться день рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни.
Ур Сар отмечается в пятый месяц лунного календаря. Он празднуется в то время, когда окотились овцы, принесли приплод кобылы и коровы, когда в старину на столе каждой калмыцкой семьи было много молочных продуктов. В этот период у калмыков проходили торжества по случаю обновления природы, перехода с весенних пастбищ на летние, увеличения стад. Выполняемые в далекие времена обряды были направлены на испрашивание у богов и природы изобилия кормов и преумножение скота.
День рождения Будды Шакьямуни в республике по традиции будет объявлен выходным днем. «Соответствующий указ главы Калмыкии появится накануне», - сообщил пресс-секретарь главы Калмыкии Буянча Галзанов корреспонденту «Кавказского узла».
Бывший администратор центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» и директор благотворительного фонда «Буйн–Добродетель» Санан-гелюнг на брифинге для журналистов республиканских СМИ отметил, что в месяц Ур Сар «все заслуги увеличиваются в тысячу раз». «Если ты спас животное, то можно считать, что таким образом ты спас тысячу животных. Так же увеличиваются и негативные деяния», - пояснил священнослужитель.
«В Калмыкии стало доброй традицией соблюдать в Ур Сар пост: не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, брать на себя обеты. В течение всего месяца желательно воздерживаться от употребления мяса и полностью исключить употребление спиртных напитков. Если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, то, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца, или хотя бы на 15-й день. Также это время считается особенно благоприятным для очистительных практик. Самым важным временем месяца является пятнадцатый лунный день. В разное время в этот день Будда Шакьямуни совершил три великих деяния: родился, достиг просветления и ушел в паринирвану», - рассказал пресс-секретарь «Золотой обители Будды Шакьямуни» Дорджи Басаев корреспонденту «Кавказского узла».
«В Ур Сар все практикующие тибетский буддизм ставят перед собой задачу почтить жизнь Будды в особом порядке: активно занимаясь различными практиками и ритуалами, участвуя в медитационных ретритах, совершая паломничество в священные буддийские места, организуя учения лам, молитвенные собрания, подношения, раздачу милостыни и пищи нуждающимся и многое другое», - добавил он.
«Примечательно, что в этом году именно в священный месяц Ур Сар по приглашению шаджин-ламы (титул главы буддистов Калмыкии - прим. "Кавказский узел") Тэло Тулку Ринпоче состоится двухнедельный визит в Калмыкию одного из выдающихся буддийских учителей современности ламы Кунделинга Ринпоче, который дарует учения и примет участие в различных мероприятиях в Элисте, Яшкульском, Лаганском и Ики-Бурульском районах», - сказал Басаев.
По его словам, 27 мая на территории центрального хурула пройдет выступление 700 домбристов. «Музыкальное подношение Трем драгоценностям – Будде, Дхарме (учению Будды – прим. "Кавказский узел"), Сангхе (буддийской общине – прим."Кавказский узел") тоже стало уже традицией. В 2015 году выступал оркестр из 300 домбристов, в 2016-м уже участвовало 500 музыкантов. В этом году их станет еще больше. Кроме того, к выступлению сводного оркестра будет построена цветочная мандала», - сообщил пресс-секретарь хурула.
Он также уточнил, что в день рождения Будды Шакьямуни, 29 мая, обряды и молебны начнутся в хуруле с 04.30 мск и продлятся до 20.00 мск. «В этот же день Кунделинг Ринпоче даст учение о 12 чудесных деяниях Будды Шакьямуни», - добавил Басаев.
«Ур-Сар можно перевести как месяц-друг», - пояснила корреспонденту «Кавказского узла» заслуженный работник культуры Калмыкии, бывший редактор национальной газеты «Хальмг Унн» Галина Тюмидова.
«Этот месяц считался дружелюбным. В добуддийском смысле – потому что в это время степь зеленела, скот приносил приплод, у кочевников наступал период передышки, относительного изобилия. Затем, по-видимому, наложилось религиозное толкование: месяц, когда можно за счет благих деяний значительно приумножить заслуги, которые в дальнейшем помогут достичь хорошего перерождения», - рассказала Тюмидова.
Доктор исторических наук Эльза Бакаева в своей книге «Буддизм в Калмыкии» также отмечает, что происхождение праздника связано с добуддийскими представлениями и верованиями: «конечной целью ритуала было обеспечение изобилия в скотоводческом хозяйстве».
«Общая символика праздника Урюс-сар – плодородие и богатство во всех трех мирах: человеческом, животном и растительном. В обрядовых действиях переплелись различные культы и верования – солярный культ (кибитки переставляли входом на восток, церемония начиналась на рассвете), культ белого цвета и молочной пищи, культ Цаган аав (Белого старца, хозяина вселенной в добуддийской традиции – прим. "Кавказский узел"), а также элементы шаманизма. Сочетаясь с буддийскими ритуалами они составили единый комплекс праздника», - пишет Бакаева.