Аналитики объяснили реакцию французского министра на слова Кадырова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Резкий ответ министра иностранных дел Франции на заявление Кадырова обусловлен сложностями российско-французских отношений, политической напряженностью из-за террористической угрозы в стране и негативным имиджем главы Чечни в Европе, заявили опрошенные "Кавказским узлом" политологи и правозащитник.

Как сообщал "Кавказский узел", 14 мая министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан резко прокомментировал заявление главы Чечни Рамзана Кадырова об ответственности Франции за преступление напавшего на прохожих в Париже уроженца Чечни Хамзата Азимова. Ле Дриан назвал Кадырова "диктатором", указав на нарушения прав человека в Чечне.

Вечером 12 мая мужчина с длинной бородой напал на прохожих в центре Парижа с ножом, убив одного человека и ранив еще четверых, полицейские застрелили его. Нападавший оказался уроженцем Чечни Хамзатом Азимовым, а ответственность за теракт взяло на себя запрещенное в России судом и признанное террористическим "Исламское государство".

Резкий ответ министра иностранных дел Франции на комментарий Рамзана Кадырова связан с "нехорошей славой" главы Чечни в Европе, на репутацию Кадырова существенно повлияли недавние публикации о преследовании в Чечне представителей ЛГБТ, указал директор Центра исследований Франции Института Европы РАН Юрий Рубинский.

"Главная причина в том, что в последнее время глава Чечни стал объектом критики из-за преследования геев в республике, именно поэтому глава МИД Франции позволил себе в отношении него выражение "диктатор" и другие выпады. Ранее высказывания Кадырова не вызывали большого интереса в политических кругах Франции и других европейских стран, а вот кампания вокруг судьбы ЛГБТ в Чечне, наряду с другими фактами нарушений прав человека привлекла более серьезное внимание к его персоне", - сказал Рубинский корреспонденту "Кавказского узла".

В апреле 2017 года "Новая газета" сообщила о массовых задержаниях и убийствах в Чечне мужчин, заподозренных в нетрадиционной сексуальной ориентации, а также о "секретной тюрьме" для геев в Аргуне. Чеченские власти назвали эти материалы провокацией, но опрошенные "Кавказским узлом" жители Чечни подтвердили информацию, отметив, что о физических расправах над геями было известно задолго до публикаций.

После теракта в Париже вновь поднят вопрос о беженцах, которых принимает страна, и это тоже могло стать поводом для раздражения министра, указал он.

"Чеченцы в большинстве своем, и в частности родители этого молодого чеченца [Хамзата Азимова], приехали во Францию как беженцы. На протяжении обеих чеченских войн эта страна принимала их, и сейчас численность осевших во Франции чеченцев составляет не менее 30 тысяч человек. Теперь получается, что среди чеченцев могут быть опасные для Франции лица. Сам Азимов не был уличен в экстремизме, но у полиции были сведения о его контактах с предполагаемыми радикалами. Вместе с тем есть предположения, что молодой человек был психически нездоров", - отметил Юрий Рубинский.

Реакция французского министра на слова главы Чечни была в большей степени обусловлена личными эмоциями, нежели политическими мотивами, то же самое можно сказать и про заявление Кадырова, отметил заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.

"Кадыров эмоционально выступил против поисков в произошедшем "чеченского следа" до итогов расследования, и обвинил власти Франции в том, что из-за их политики радикализируется молодежь. Жан-Ив Ле Дриан в ответ столь же эмоционально выступил против заявлений Кадырова, эта реакция тоже была скорее человеческой, чем реакцией официального лица", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Политолог отметил, что проблемы Кавказа всегда были на повестке дня внешней политики Франции. "Франция достаточно резко реагировала на первую чеченскую кампанию, и не без участия Франции долгое время не ратифицировалось соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 года между Россией и Евросоюзом. Переговоры об упрощении визового режима России и ЕС при участии французских политиков также нередко увязывались с проблемами на Кавказе, с Чечней. Все это создало соответствующий эмоциональный фон, и он сыграл свою роль для обеих сторон", - отметил Дмитрий Данилов.

По словам политолога, французские власти должны избегать увязывания преступных действий отдельного человека с его происхождением, а Рамзану Кадырову стоит быть аккуратнее в оценках политического руководства Франции и других стран.

"Конкретные преступления нельзя связывать с ответственностью власти в целом: власть, конечно, ответственна за недоработки в области безопасности, но она не может отвечать за личностные характеристики того или иного человека. При этом в правительстве президента Макрона непросто и неоднозначно воспринимают отношения Франции с Россией и многие вещи, с ними связанные", - сказал Данилов, заключив, что не стоит раздувать новые проблемы в отношениях двух стран.

Правозащитница рассказала о политических спекуляциях на терактах

Резкая реакция министра Ле Дриана на слова Кадырова может объясняться нервозной обстановкой, сложившейся во Франции из-за высокого уровня террористической угрозы, считает руководитель отдела Восточной Европы и Центральной Азии Международной федерации за права человека (FIDH) Саша Кулаева.

"Уровень террористической опасности в стране высок, участились акции индивидуального террора. Так, несколько месяцев назад на юге Франции в супермаркете [нападавший] одиночка убил людей, в том числе полицейского. Это порождает напряженность, жители Франции испытывают чувство угрозы. Происхождение и национальность у людей, совершавших нападения, разные, но такие инциденты активно эксплуатируются различными силами в политических целях. Нужно быть предельно аккуратными в трактовке событий", - подчеркнула она.

Многие из живущих во Франции чеченцев стали объектами внимания спецслужб после совершенной в Париже в ноябре 2015 года серии терактов, однако затем подозрения не подтвердились, указывала ранее Саша Кулаева. "В СМИ писали, что забрали представителей 20 чеченских семей в связи с французскими терактами и допрашивали их. Потом их всех выпустили, но не было информации, чтобы кому-то из них предъявили какие-либо обвинения", - сказала Кулаева в марте 2016 года в интервью "Теракты в Брюсселе: почему опять обвинили кавказцев?".

По словам правозащитницы, нападение в Париже 12 мая также породило спекуляции - при том, что сам Хамзат Азимов погиб, появилось множество версий по поводу его мотивации, взглядов, принадлежности к боевикам и того, "какие слова он на самом деле кричал" в ходе инцидента. Кулаева особо отметила, что FIDH выступает за тщательное расследование всех инцидентов и против преждевременных выводов.

"Позиция нашей организации остается неизменной: мы безусловно осуждаем кровавый террористический акт, и мы уверены, что все инциденты должны быть тщательно расследованы. Должны быть выяснены мотивы действий предполагаемого преступника. Группы людей самого разного происхождения по различным причинам радикализируются во Франции - нужно выявить эти причины, чтобы можно было распознать источник опасности. Когда известны только данные нападавшего, рано делать какие-то определенные выводы", - указала она корреспонденту "Кавказского узла".

Родные Азимова в Чечне не имели проблем с силовиками

Живущие в Чечне родственники Хамзата Азимова выразили сожаление и недоумение в связи с инцидентом, принеся соболезнования родственникам жертв нападения. Сюжет с участием проживающих в Аргуне близких родственников Азимовых был показан в ночных новостях телеканала "Грозный" 14 мая, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

Два дяди и тетя Хамзата Азимова подтвердили появившуюся ранее информацию, что парень с раннего детства жил с родителями во Франции. Один из родственников молодого человека повторил довод Рамзана Кадырова, выразив уверенность, что Хамзат не совершил бы ничего подобного, если бы рос и воспитывался в Чечне.

По словам родственников, Хамзат был очень скромным при общении со старшими. Никто из живущей в Аргуне семьи Азимовых никогда не был замечен в радикальных взглядах, отметил местный участковый инспектор. Азимовы не раз навещали в Чечне родственников, и Хамзат Азимов, по данным республиканского МВД, в поле зрения правоохранителей не попадал, утверждалось в сюжете. 

Близкий знакомый Азимовых Ислам подтвердил, что представители семейства не имели проблем с законом. "Азимовы – большая семья, в Аргуне живут братья, сестры, двоюродные и другие родственники. В их семье не было боевиков. По всей видимости, Хамзат попал под чье-то дурное влияние", - предположил житель Аргуна.

источник: корреспонденты "Кавказского узла"