Суд по делу Албагачиева обошелся без показаний секретного свидетеля

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Суд по делу обвиненного в причастности к сирийским боевикам жителя Ингушетии Абдулмалика Албагачиева не смог допросить засекреченного свидетеля "Ивана Иванова", так как он был помещен в карцер в уфимской колонии. Обвинение отказалось от допроса "Иванова" и завершило представление доказательств.

Как писал "Кавказский узел", Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону 21 марта начал рассматривать дело жителя Ингушетии Абдулмалика Албагачиева. В середине апреля в суде выступил свидетель обвинения Юсуп Гамаев - он указал, что видел Албагачиева в Сирии, хотя во время очной ставки он заявлял, что оговорил подсудимого.

Следствие считает, что с января 2015 года Албагачиев воевал в Сирии против правительственных войск, а в марте того же года вернулся в Россию, но хранил и носил с собой гранату-"хаттабку", которую в феврале 2017 года обнаружили полицейские. Адвокат назвал обвинение "плодом фантазии", а дядя обвиняемого заявил о применении к нему физического насилия.

Засекреченного свидетеля суд не смог допросить ранее из-за проблем со связью в исправительной колонии Уфы, где находится "Иванов", в связи с чем заседание суда переносили с 19 апреля на 10 мая. На первом после перерыва заседании адвокат Албагачиева Муса Тхаматханов заявил ходатайство о рассекречивании "Иванова", суд это ходатайство отклонил, сообщил присутствовавший в суде корреспондент "Кавказского узла".

11 мая судья сообщил, что запланированный допрос "Иванова" снова невозможен - по информации, поступившей от начальника колонии в Уфе, засекреченный свидетель попал в штрафной изолятор. Гособвинитель, пошутив о характере засекреченного свидетеля, не стал настаивать на допросе "Иванова", ограничившись другими доказательствами.

Свидетель рассказал о досмотре Албагачиева в Назрани

На заседании 10 мая по видеосвязи с Краснодарским гарнизонным военным судом был допрошен Сергей Чепурский, который, согласно материалам дела, был понятым во время досмотра Албагачиева. Молодой человек пояснил, что он проживает в Краснодарском крае, а в 2016-2017 годах проходил службу в поселке Спутник во Владикавказе.

"Мы гуляли по городу, и к нам подошли сотрудники полиции, попросили быть свидетелями. Осмотрели машину, затем начался досмотр подсудимого. В наружном правом кармане куртки нашли предмет, похожий на гранату", - рассказал свидетель, отвечая на вопрос об обстоятельствах знакомства с Албагачиевым.

Чепурский добавил, что вместе с ним был еще один понятой. Осмотр машины и подсудимого происходили, по его словам, в начале февраля 2017 года в Назрани.

"От Владикавказа до Назрани – 30 километров, как вы их преодолели?" - спросил адвокат Албагачиева Муса Тхаматханов. Чепурский ответил, что приехал в Назрань на машине, не уточнив, с кем. На вопрос, разрешается ли военнослужащим выезжать за пределы региона в выходные, Чепурский ответить затруднился.

"А Вы знаете, что военнослужащих на границе с Ингушетией задерживают?" - спросил защитник Албагачиева. Свидетель ответил, что его и находившихся с ним людей на границе между республиками никто не задерживал.

По словам Чепурского, в момент осмотра Албагачиев стоял возле водительской двери автомобиля; были ли на нем в тот момент наручники, свидетель не вспомнил. Он указал, что Албагачиева начал обыскивать человек в маске, который перед этим держал его за руки.

"Потом подошел другой мужчина, вроде сапер, взял гранату, осмотрел ее, начал разбирать и положил [части] в разные пакеты. Мы расписались, и нас отпустили", - заявил Чепурский, отметив, что о дальнейшей судьбе Албагачиева ничего не знал. По мнению свидетеля, подбросить в тот момент гранату в карман Албагачиева "вряд ли могли".

Сам Абдулмалик Албагачиев подтвердил, что в феврале 2017 года при его досмотре присутствовали двое людей в военной форме, но возразил Чепурскому на довод о невозможности подбросить гранату в карман.

По мнению защиты обвиняемого, Чепурского подготовили к суду - свидетель "говорил юридическими терминами", отметил адвокат Албагачиева. Также защитник отметил, что границу между Северной Осетией и Ингушетией без регистрации пересечь невозможно. Беспрепятственный выезд Чепурского из одной республики в другую свидетельствует, по словам адвоката, о том, что понятого привезли в Назрань специально для участия в досмотре.

Абдулмалик Албагачиев пожаловался на самочувствие

Заседание 11 мая началось с жалобы Албагачиева на плохое самочувствие - подсудимый сообщил, что испытывает головную боль, головокружение и слабость, напомнив, что в СИЗО он содержится в больничном отделении. В суд была вызвана бригада скорой помощи, и заседание прервалось почти на час, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

После перерыва Албагачиев попросил перенести заседание на другой день. Подсудимый пояснил, что медпомощь ему оказали, "но существенно лучше не стало", пожаловавшись также на боли в животе. "В СИЗО я обращался [за помощью], но, говорят, что нет сотрудников", - сказал Албагачиев.

Коллегия судей отказалась переносить процесс, сославшись на заключение врача о том, что Албагачиев может участвовать в заседании.

Адвокат поймал свидетеля на противоречии

Суд приступил к допросу Артема Гончарова – второго понятого, присутствовавшего при досмотре Абдулмалика Албагачиева и его автомобиля. Как и Сергей Чепурский, Гончаров в 2016-2017 годах проходил воинскую службу в поселке Спутник под Владикавказом.

"В начале февраля [2017 года] мы с сослуживцем поехали в Назрань по своим делам, не помню зачем. Подошли сотрудники полиции, затем начали проводить досмотр машины … В верхнем правом кармане куртки у него [Албагачиева] нашли предмет, похожий на гранату самодельную. Ее раскрутили, положили в пакеты", - рассказал Артем Гончаров.

Отвечая на вопросы защитника Албагачиева, свидетель настаивал, что не помнит цели приезда из Владикавказа в Назрань в феврале 2017 года. "Мы с товарищем зачем-то поехали, зачем, уже не помню", - повторил Артем Гончаров.

"Но там глушь, частный сектор на той улице, как вы туда попали?" - продолжил допрос адвокат Муса Тхаматханов. Гончаров ответил, что пути не помнит, заявив при этом, что он и его сослуживец приехали на маршрутке из Владикавказа. При этом первый понятой, сослуживец Гончарова Сергей Чепурский, утверждал, что они вместе приехали в Назрань на машине.

По словам Гончарова, у машины рядом с Албагачиевым стояли десять силовиков. Гончаров посчитал, что гранату в карман куртки Албагачиева они подбросить не могли, на этом его допрос был завершен.

Прокурор огласил дополнительные материалы дела

После допроса свидетеля на заседании 10 мая гособвинитель зачитал приговор Грозненского гарнизонного военного суда в отношении свидетеля Юсупа Гамаева - он был осужден по части 2 статьи 208 УК РФ (участие на территории иностранного государства в незаконном вооруженном формировании в целях, противоречащих интересам России). Апелляционная инстанция оставила приговор в силе, отметил прокурор. Адвокат Тхаматханов при этом отметил, что Гамаев ни разу не упоминал Албагачиева, хотя называл данные разных людей в ходе процесса по своему делу.

Затем в суде было оглашено письмо начальника управления ФСБ по Ингушетии в адрес следователя о возможном участии Албагачиева в деятельности запрещенной в России судом террористической организации "Исламское государство" и о том, что Гамаев может располагать информацией. По поручению следователя Гамаев вскоре был допрошен. Также были зачитаны постановления о возбуждении уголовных дел в отношении уроженцев Ингушетии Умалата Евкурова и Зубайри Саутиева, но о связи этих лиц с Албагачиевым прокурор не сообщил.

По данным на 22 июля 2017 года Умалат (Сейфуль-Ислам) Евкуров оставался в списке лиц, которых разыскивает МВД по Ингушетии, отмечается в материале "Кавказского узла" "Сафари по-сирийски". Рассказ бывшего боевика, сбежавшего из ИГИЛ*. Прибывший из Сирии Зубайри Саутиев был объявлен убитым в ходе спецоперации в Ингушетии осенью 2016 года.

В конце заседания было оглашено решение Верховного суда РФ о запрете на территории РФ "Джебхат ан-Нусры"* и "Исламского государства"*, а также письмо министерства иностранных дел РФ с негативной оценкой сирийского конфликта.

Рассмотрение дела продолжится в 11.00 мск 15 мая, на этом заседании планируется допрос трех свидетелей защиты.

Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" также опубликован справочный материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ*".

* - организация признана террористической и запрещена в России судом.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"