Уроженцы Чечни требуют завершить расследование дела о нападении на сотрудников МЧС

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Уроженцы Чечни Хамид Ражапов, Хусейн Цетиев и Саид-Магомед Цетиев рассказали, что лишены возможности устроиться на достойную работу из-за уголовного преследования по делу о нападении на сотрудников МЧС в поселке Внуково. Расследование дела затянулось более чем на три с половиной года. За это время к следователям с повинной явились молодые люди, которые признались, что именно они участвовали  в конфликте со спасателями, Евросуд вынес постановление в связи с необоснованной чрезмерной длительностью предварительного заключения под стражу, однако Ражапов и братья Цетиевы до сих пор остаются в статусе подозреваемых. 

Как информировал "Кавказский узел", Ражапов и братья Цетиевы были задержаны в сентябре 2014 года. По версии следствия, они избили сотрудников МЧС в районе поселка Внуково, им также были предъявлены обвинения в покушении на убийство восьми человек. Защита настаивала на наличии у всех троих алиби, которое подтверждается записями видеокамер с места их проживания. Суд неоднократно продлевал Хамиду Ражапову и Хусейну Цетиеву срок содержания под стражей, а Саид-Магомеду Цетиеву - под домашним арестом. 27 июня 2017 года суд возвратил дело прокурору, а меру пресечения обвиняемым отменил, в тот же день они были освобождены. Защита заявила, что намерена добиться прекращения дела.

Следователь вынес постановление о прекращении уголовного дела о покушении на убийство сотрудников МЧС в поселке Внуково. Однако расследование первоначального уголовного дела о хулиганстве (ч.2 ст.213 УК РФ) в отношении Хамида Ражапова и братьев Цетиевых продолжилось.

Защита попросила прокуратуру Москвы принять меры прокурорского реагирования в связи с нарушением разумного срока судопроизводства по делу, расследование которого длится уже более трех с половиной лет, рассказала 25 апреля корреспонденту "Кавказского узла" представляющая интересы уроженцев Чечни адвокат Татьяна Окушко.

В результате неоправданной задержки в предварительном расследовании Хамид Ражапов и братья Цетиевы претерпевают неблагоприятные последствия в связи с допущенными нарушениями разумного срока судопроизводства, считает она. «Таким образом нарушаются их конституционные права и основополагающий принцип беспрепятственного доступа к справедливому правосудию, что препятствует правовому пути расследования данного дела», - сказала адвокат.

Она отметила, что в ответ на это обращение прокуратура уведомила защиту о том, что дело о хулиганстве в отношении ее подзащитных передано для организации дальнейшего расследования начальнику главного следственного управления ГУ МВД России по Москве. Копии обращения и ответа на него имеются в распоряжении "Кавказского узла".

17 августа 2016 года стало известно, что следствие начало проверку в отношении новых предполагаемых участников нападения на сотрудников МЧС. Истинных виновников произошедшего более чем за год до этого назвала мать одного из обвиняемых, ее данные были проверены и подтверждены следственными органами Чечни, однако обвинение с Раджапова и братьев Цетиевых снято не было, заявили тогда защитники уроженцев Чечни.

Расследование этого дела затянется до 2019 года, когда истечет срок давности уголовного преследования по нему, предположила защитник.

Дотянут до срока давности, который наступит в 2019 году, и уголовное дело будет закрыто. Не захотят следователи, которым будет поручено заниматься расследованием, подставлять своих коллег

"Исходя из того, как проходили следственные мероприятия, судебные разбирательства, могу предположить, что... дотянут до срока давности, который наступит в 2019 году, и уголовное дело будет закрыто. Не захотят следователи, которым будет поручено заниматься расследованием, подставлять своих коллег. В таком случае никто из сотрудников... наказан не будет. Никто не понесет ответственности за то, что у троих молодых людей вычеркнуты из жизни три с половиной года, подорвано здоровье у них самих и у их родных, разрушены семьи", - сказала Окушко.

Она добавила, что защита уже направила обращение начальнику ГСУ ГУ МВД по Москве с просьбой своевременно информировать о принятом решении по дальнейшему расследованию уголовного дела в отношении Цетиевых и Ражапова.

Обвиняемые пожаловались на подвешенное состояние из-за открытого уголовного дела

Во время пребывания в СИЗО Хамид Ражапов основательно подорвал здоровье, "заработав" заболевания кожи, сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, рассказала "Кавказскому узлу" его мать Патимат Ражапова.

"После освобождения из-под стражи сын был госпитализирован. Лечащий врач после тщательного обследования заметила, что такие заболевания вкупе возникают в результате сильных эмоциональных потрясений и стрессов на протяжении длительного времени. А у сына такие стрессы и потрясения были на протяжении трех лет на каждом заседании суда", - сказала она.

Она отметила, что по своему характеру Хамид нетерпимо относится к проявлению любого рода несправедливости. «Он и на суде доказывал свою правоту, приводя веские аргументы невиновности его и братьев Цетиевых. Однако его не слышали, вернее, не хотели слышать», - вспоминает она.

По ее словам, для того чтобы восстановить здоровье сына, нужны немалые деньги. «Только препарата... для лечения печени нужно в месяц четыре упаковки, это около трех тысяч рублей. А доходы в семье – моя пенсия да пенсия старшего сына-инвалида. Рассчитывать на Хамида, как раньше, не приходится», - отметила Патимат.

Сам Хамид Ражапов сказал "Кавказскому узлу", что до уголовного преследования ничем не болел, занимался спортом и работал на стройке, приехав в Москву в 2010 году. "Был прорабом, строили для военных объекты... Потом  назначили начальником участка, инженером ПТО [производственно-технического отдела]. Заработки были достойные, стабильные. Женился, родились дети, сын и дочка. Собирался свою фирму строительную открывать. Бригада подобралась, толковые специалисты. Но все рухнуло 23 сентября 2014 года", - рассказал он.

По его словам, за время следствия он потерял все, чего достиг. «Одни минусы – распалась семья, заболел, потерял работу, из-за того, что до сих пор нахожусь под следствием, трудоустроиться практически невозможно», - отметил Ражапов.

Саид-Магомед Цетиев, которого суд не помещал под стражу, ограничившись домашним арестом, считает, что в этом плане ему повезло больше, чем Хамиду Ражапову и Хусейну Цетиеву. «Все это время, пока шли суды, состояние было пакостное: ни в чем не виноваты, а нас судят», - сказал он "Кавказскому узлу".

Я, по образованию инженер-строитель, не могу устроиться работать по специальности. Кто возьмёт на работу человека, который находится под следствием? Не могу жениться, потому что родные невесты никогда не отдадут замуж свою дочь за человека, чья завтрашняя судьба сомнительна

Однако, отметил он, незакрытое дело о хулиганстве оставляет его и товарищей в подвешенном состоянии. «Находясь вроде как на свободе, могу поехать в любой город страны, никто мне этого не запрещает. И в то же время я еще под следствием, значит, не свободен. Такой вот казус, такой у меня непонятный статус. Из-за этого я, по образованию инженер-строитель, не могу устроиться работать по специальности. Кто возьмёт на работу человека, который находится под следствием? Не могу жениться, потому что родные невесты никогда не отдадут замуж свою дочь за человека, чья завтрашняя судьба сомнительна", - рассказал Саид-Магомед.

По его словам, он старается как можно реже появляться в городе среди людей. "Не хочется, если вдруг полицейские остановят, объяснять, почему находишься под следствием... Унизительно оправдываться, когда ни в чем не виноват", - считает он.

Он рассказал, что во время Первой чеченской войны его старший брат, которому было на тот момент 13 лет, полез в подвал и там подорвался на мине-растяжке. Он также является опекуном своего отца, который на железной дороге потерял обе руки и является инвалидом первой группы.

«После гибели старшего брата мама заболела. Вроде бы и выздоровела, но душевная боль осталась, осталась и тревога за оставшихся в семье детей... Когда случилась с нами эта беда, то мама опять стала часто болеть. И все эти три с лишним года я очень переживал за ее здоровье. Отец вроде как покрепче духом, но вижу, что у него тоже проблемы с сердцем»,  - отметил Саид-Магомед.

Хусейн Цетиев также сообщил "Кавказскому узлу", что испытает трудности с устройством на работу в связи с уголовным преследованием. Так, по его словам, на днях знакомый предложил ему "должность в серьезной государственной структуре". "Я вынужден был отказаться, объяснив товарищу, что уже три с половиной года нахожусь под следствием. Жаль, конечно. Этот ярлык, что я нахожусь под следствием, портит жизнь. Ведь не будешь каждому объяснять, что произошла ошибка, что я не виновен", - сказал Хусейн.

По его словам, неделю назад на улице его остановили полицейские и попросили предъявить документы, после чего, пробив по базе данных, говорят, что на меня заведено уголовное дело по факту покушения на убийство. "Пояснил им, что обвинение снято, а сейчас продолжается расследование уголовного дела по хулиганству. Вот так мы побеседовали и разошлись. Но, честно говоря, напрягает эта ситуация... Как долго будет идти расследование, неизвестно. И до тех пор, пока не будет оно закончено и не будут сняты с нас все обвинения, так и будем находиться в подвешенном состоянии", - отметил он.

Хусейн также рассказал, что его кредит в банке на 40 тысяч рублей, который он планировал вернуть до конца 2014 года, но не смог из-за помещения в СИЗО, за время содержания под стражей вырос с процентами до 160 тысяч рублей. При этом, вспоминает он, банк присылал уведомления о непогашенном кредите прямо в изолятор. "Банковские служащие нашли меня и там. Стали присылать напоминания, что у меня не погашен кредит, ну и все в таком же роде. Потом, видно, дошло до них, что в тюрьме работы нет и погасить кредит у меня нет никакой возможности. За три с лишним года банк "накрутил" приличную сумму", - сказал обвиняемый, отметив, что будучи на свободе своевременно бы рассчитался бы с банком.

"Кавказский узел" также писал, что 6 января 2016 года адвокатами обвиняемых были направлены жалобы в ЕСПЧ. 6 июля 2017 года Европейский суд по правам человека удовлетворил жалобу Хамида Ражапова, заявившего о нарушении его прав в связи с продлением ареста по делу о нападении на сотрудников МЧС во Внуково. 

Дело Ражапова и братьев Цетиевых - пример круговой поруки в органах суда и следствия, с которой невозможно справиться без создания независимого наблюдательного института, заявили Владимиру Путину в декабре 2016 года члены Совета по правам человека при президенте России.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"