Политологи рассказали об экспансии ИГ* за пределы Северного Кавказа

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Основная часть спецопераций и задержаний предполагаемых сторонников запрещенной в России террористической организации "Исламское государство" стала происходить за пределами Северного Кавказа, заявил Ахмет Ярлыкапов. При этом ожидать значительной активизации сторонников ИГ* в России не стоит, полагает Михаил Рощин.

Как информировал "Кавказский узел", 17 апреля ФСБ сообщила, что в Ростовской области при спецоперации погиб лидер ячейки запрещенной в России террористической организации "Исламское государство", еще трое подозреваемых в подготовке теракта задержаны. У них, по данным ФСБ, изъяты огнестрельное оружие, боеприпасы, готовая к применению бомба, а также средства связи и электронные носители с пропагандой ИГ*.

ИГ* давно не является проблемой Северного Кавказа, считает Ярлыкапов

Ничего удивительного в спецоперации против сторонников ИГ* за пределами Кавказа нет, полагает старший научный сотрудник Центра изучения проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов.

"Вплоть до последнего времени основная часть спецопераций и задержаний предполагаемых сторонников ИГ* происходила за пределами Северного Кавказа. Вся новостная лента - о нахождении сторонников ИГ* в других регионах России. Много случаев было в Питере, в связи с не столь давним терактом в метро, в Московской области и в других центральных областях. При этом большинство задержанных как сторонников ИГ* - это выходцы из Центральной Азии, а не кавказцы. И пока эта тенденция остаётся", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

В целом, считает он, ИГ* давно не является проблемой Северного Кавказа. "Более того, даже те кавказцы, что уехали на сторону ИГ* в Сирию, уезжали из других регионов России: Москвы, Питера, Западной Сибири и прочее. География мест обитания тех, кто уехал на Ближний Восток, очень обширная", - указал Ярлыкапов.

Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа собраны "Кавказским узлом" на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" также опубликован справочный материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ*".

По его словам, хорошо сработавшая вербовочная сеть в основном действовала за пределами Северного Кавказа, и в ней были не только северокавказцы.

Вместе с тем Ярлыкапов считает, что ликвидация ИГ* на определенных территориях ещё не говорит о том, что уменьшилась лояльность сторонников этой террористической организации за пределами Ближнего Востока. "Месседж о том, что сторонником ИГ* можно быть и оставаясь в местах своего жительства, уже давно был послан от руководства этой организации. Логика ситуации вполне понятная. На Ближнем Востоке стало хуже. Проще, дешевле и эффектнее что-то организовать в странах Запада и в России", - пояснил он.

Ученый сравнил сложность противодействия терроризму одиночек, присягнувших ИГ*, с проблемой стрелков-одиночек в США. "Именно из-за того, что это одиночки, вовсе не обязательно связанные напрямую организационными коммуникациями с ИГ*, а лишь симпатизирующие, лояльные ему, достаточно, чтобы они заявили о том, что делают ради ИГ*. К сожалению, одиночки с тронутой психикой всегда могут найтись... Стрелки в Америке и одиночки ИГ*, давящие толпу - люди одного порядка", - сказал он.

Говоря об идеологическом содержании сторонников ИГ*, он также отметил, что очень часто одиночки до последнего момента перед совершением теракта не были практикующими и знающими мусульманами. "Почти всегда у них случается какая-то мгновенная радикализация, вернее сказать, затмение, после чего они совершают то, что совершают", - пояснил Ярлыкапов.

Наряду с этим в противодействии террористической опасности должна возрасти ответственность самого общества, считает он. "Оно не должно отталкивать от себя, а наоборот, стараться интегрировать. Если речь идёт о мигрантах, то принимающее общество должно действовать в сторону уменьшения их отчуждённости. Но это процессы долговременные", - пояснил ученый.

Джемаль заявил о радикализации отдельных социальных сред в России

Российская власть нажила такое большое количество врагов, что угрозу можно ожидать из самых разных социально неблагополучных сред, считает журналист Орхан Джемаль.

"В России радикализироваться будут разные социальные среды. И это не только мусульмане, и не только уроженцы Кавказа. В нулевые годы считалось, что Северный Кавказ в социальном плане был проблемным регионом. Такой вот вульгарный марксизм - списывать все проблемы Кавказа на коррупцию, высокую безработицу и прочее. Мол, поэтому там и террористы. Точно так же и теперь определенные идеи гуляют в тех средах, которые являются наименее благополучными. Жизнь среднеазиатов, которых, подчеркну, позвали работать в Россию, стала настолько скотской, что каждая такая идея до боли отзывается в их душах", - сказал он "Кавказскому узлу".

Вместе с тем в России происходит развешивание ярлыков на социально неблагополучных, полагает он. "Если мусульманин и связан с Кавказом — то ИГ*. А если вдруг ни к исламу, ни к Кавказу не имеет отношения, то можно назвать участником, к примеру, анархистской организации "Сеть", - отметил Джемаль.

Суд в Санкт-Петербурге в январе 2018 года заключил под стражу анархистов Виктора Филинкова и Игоря Шишкина, которых ФСБ заподозрила в участии в тайной организации "Сеть", готовившей вооруженный мятеж и насильственный захват власти. Сами анархисты в соцсетях утверждают, что в Интернете до этих арестов не было ни одного упоминания о "Сети", и обсуждают, что никто раньше не слышал об этой организации, пишет РАПСИ.

Рощин: активность сторонников ИГ* поубавилась на фоне борьбы с террористами в Сирии

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин не видит масштабной угрозы от адептов ИГ* ни в Европе, ни в России. "Выступления каких-то одиночек всегда возможны... Но всплеска какой-либо коллективной ответственности не стоит ожидать", - сказал он "Кавказскому узлу".

По его мнению, после разгрома основных очагов деятельности ИГ* активность их сторонников и в других странах мира заметно поубавилась.

"В ряде стран есть очаги, движения типа [радикальной экстремистской группировки] "Боко харам" в Нигерии, которые в какой-то момент примкнули, присягнули ИГ*. Но разгром в Сирии и Ираке их не затронул, у них свой бэкграунд, своя история, которая просто так не закончится, однако последствий для террористической активности в Европе они не несут. И в Европе, и в России будут лишь отдельные действия активистов-одиночек", - считает Рощин.

* организация "Исламское государство" (ИГ, ранее - ИГИЛ) признана террористической и запрещена в России по решению суда.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"