Нардаран: шесть месяцев спустя

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Заключение независимой общественной комиссии по расследованию событий в поселке Нардаран 3 июня 2002 года (в дальнейшем ?комиссия?):

Впервые в Азербайджане массовые нарушения прав человека расследованы специально созданной независимой общественной комиссией. Заключение комиссии по расследованию событий в поселке Нардаран 3 июня 2002 года 17 октября 2002 года представлено жителям поселка и республиканской общественности. Заключение передано в международные организации и дипломатические миссии. Материалы, собранные комиссией (многочисленные акты экспертизы, медицинские эпикризы, свидетельства очевидцев и прочее) будут представлены для судебного расследования как в Азербайджане, так и в Европейском суде. Этот прецедент, созданный правозащитниками Азербайджана, послужит восстановлению законности и защите конституционных прав граждан. По общему согласию членов Федерации правозащитных организаций Азербайджана газете "Новое Время" предоставлено эксклюзивное право на публикацию текста заключения.

Акции протеста нардаранцев

На начальном этапе конфликта нардаранцев с властями (до 3 июня) на первом плане были социальные вопросы.

Часть из них была решена, хотя ввиду опасности ареста по-прежнему серьезной проблемой остается проблема передвижения жителей мужского пола за пределами поселка, мешающая агробизнесу. Запрещен и лов рыбы, который традиционно является одним из источников дохода нардаранцев. После 3 июня, на эмоциональной волне, нардаранцы требовали встречи с президентом и высшими чиновниками. Добиться встречи с главой государства им так и не удалось, а встречи с представителями правительства, эпизодически происходящие с 8 июня, смогли решить лишь проблему местной исполнительной власти - нардаранцы согласились на замену Фазилята Мирзоева другой, компромиссной фигурой - Яшаром Оруджевым, родом из Нардарана.

Напомним, что Инаят Рустамов, которого жители поселка рекомендовали на это место, по-прежнему находится в заключении. К настоящему времени требования протестующих жителей поселка Нардаран уже определились, образовав следующий блок:

-освобождение арестованных жителей поселка,

-прекращение новых арестов,

-привлечение к ответственности виновных в расстреле толпы жителей,

-материальная компенсация пострадавших,

-сформирование независимой депутатской комиссии по расследованию событий,

-решение социальных проблем.

Для достижения этих целей нардаранцы избрали исключительно мирные и принципиально массовые акции протеста. По убеждению протестующих, именно коллективность протеста и всеобщая солидарность жителей поселка не позволят осуществить широкие репрессии и придадут протесту вес.

Основной акцией протеста, начавшейся еще с ночи на 4 июня, является непрерывный митинг протеста на площади в сквере напротив здания представительства исполнительной власти. Площадка, которая в сентябре была оборудована пластиковым покрытием, находится в непосредственной близости от места событий 3 июня.

Впритык к площадке подготовлены 24 могилы для тех кто, по опасению нардаранцев, может погибнуть в результате новой атаки полиции.

Площадка, на которой постоянно дежурят не менее 30-40 человек, играет роль клуба для протестующих. С помощью мобильных телефонов "дежурные" поддерживают связь с прессой и общественными организациями.

Дежурство продолжается и ночью, причем на улицы выходят группы молодежи, которые следят за въездами в поселок, чтобы вовремя предупредить о подходе полиции.

Именно отсутствием подобных пикетов в дневное время нардаранцы объясняют успех похищения полицией старейшины села Джебраила Ализаде 20 сентября.

Отметим, что 10 октября в Нардаране местными жителями задержана автомашина с тремя людьми в гражданской одежде, которые представились паломниками, однако не заходили в мечеть, около которой их машину видели в тот день четырежды. Как оказалось, это были сотрудники полиции. В машине был обнаружен комплект фиктивных номеров. После установления личности задержанных и их видеосъемки телевидением они были переданы в Сабунчинское районное управление полиции. На момент завершения отчета власти так и не дали объяснения инциденту.

Периодически на центральной площади Имама Гусейна проходят более многолюдные общие митинги местных жителей. Они бывают тематическими, например, митинг женщин или митинг школьников, либо посвящены какому-либо чрезвычайному событию, например, очередному аресту либо пропагандистскому выпаду со стороны властей. Как правило, к митингу подготавливается резолюция, которая затем распространяется через средства массовой информации (СМИ). Обычные лозунги таких митингов - "Воды, света, газа, работы".

На той же площадке (а теперь - палатке) проводятся пресс-конференции для СМИ, всегда посвященные конкретной теме, например аресту или освобождению из-под ареста того или иного активиста.

В первые несколько дней нардаранцы сохраняли на въезде на площадь баррикаду из полицейских автомобилей и автобусов, сожженных во время событий 3 июня.

Баррикада должна была послужить препятствием для въезда на площадь полиции. В дальнейшем сожженные автомобили распределиди вдоль дороги, открыв проезд. В июне властями делались настойчивые попытки забрать эту технику, однако нардаранцы воспрепятствовали, не без основания полагая, что власти могут сфальсифицировать улики.

В настоящее время эти автомашины используются нардаранцами в качестве выставки для демонстрации иностранцам и журналистам в качестве доказательства произвола полиции.

Бойкот голосования по референдуму 24 августа повторил аналогичную акцию во время муниципальных выборов в 1999 году. Никто не препятствовал доступу голосующих к участкам голосования, не срывал агитационные плакаты и, в свою очередь, не вывешивал своих плакатов. На участках голосования были наблюдатели от оппозиции.

На двух участках для голосования N13 и N14 Сабунчинско-Азизбековского округа N17 из 2893 сельчан, имеющих право голоса, проголосовали 153 избирателя, из которых лишь 15 были жителями Нардарана. Остальные-это 138 человек, которые отбывают наказание и находятся на принудительных работах в соседнем каменном карьере. Последние по непонятным причинам обратились с просьбой допустить их проголосовать по дополнительным спискам именно в Нардаране (газета "Эхо", 27 августа 2002 года).

Срыв школьных занятий 1 сентября состоялся после того, как школьники провели 31 августа свой митинг под лозунгами "Дети - наше будущее, пожалейте их!" и "Освободите родителей!". Школьники также заявили об отсутствии у них учебников и школьной формы по причине бедности родителей, и потребовали от властей решить эту социальную проблему. Хотя спустя 10 дней 1070 школьников и вернулись в свои классы, существует постоянная угроза нового бойкота.

Обращения в международные организации со стороны нардаранцев становятся все более частыми и настойчивыми по мере исчерпания средств защиты прав человека на национальном уровне. Нардаранцы или представляющие их интересы правозащитные организации встречались с представителями Совета Европы (в том числе верховным комиссаром по правам человека А.Гиль-Роблесом), посылали материалы в посольства, ОБСЕ, ООН, а также в Государственный департамент и президенту США.

Реакция международных органзаций

Необходимо отметить, что, несмотря на правительственную пропаганду, международные организации, особенно неправительственные, отреагировали на события в Нардаране. Так, уже 6 июня со срочной акцией выступила Всемирная организация против пыток (ОМСТ) (Case AZE 060602/060602. ESCRC), требуя беспристрастного расследования, освобождения задержанных, если против них не будет выдвинуто обоснованное обвинение, прекращения преследования участников событий. В течение последующих 4 месяцев ОМСТ сделала 5 обновлений этого сообщения.

7 июня с аналогичными требованиями выступила международная организация Observatoire, отметившая свою "глубокую обеспокоенность чрезмерным использованием силы властями" (FIDН/Press Release, Йune 07 2002; Azerbaiйan: Arbitrary arrests and ?violent reрression of civilians).

6 июня письмо протеста на имя президента Г.Алиева было направлено международной правозащитной организацией Нuman Rigщts Watcщ (НRW, Йune 06 2002; Azerbaiйan: Investigate Use of Letщal Force Against Protestors). Она призвала главу азербайджанского государства воздержаться от неадекватного применения силы в ответ на какие-либо незаконные действия, происходящие во время акций протеста населения. Исполнительный директор департамента Европы и Азии НRW Элизабет Андерсен заявила: "Власти Азербайджана имеют практику реагирования на социальные протесты населения арестами, избиениями и показательными судами. Однако стрельба в протестующих - это нечто новое... Правительство президента Алиева должно научиться конструктивно реагировать на мирные протесты. С учетом того, как проводятся выборы в Азербайджане, мирные протесты являются единственными, которые есть у граждан страны" (ИА "Туран", 10.06.2002 года).

Организация "Международная амнистия" в своем полугодичном отчете за январь-июнь 2002 года посвятила различным аспектам Нардаранских событий более половины главы по Азербайджану. Госдепартамент США также отреагировал как на административный арест 13 июня генерального секретаря АДП, пытавшегося посетить Нардаран, так и на применение в поселке оружия против мирных жителей.

Интересно, что госдепартамент высказался за независимое расследование Нардаранских событий. Что касается межправительственных организаций, то первой отреагировала ОБСЕ, организовавшая 4 июня, на следующее утро после событий, миссию по поиску фактов в Нардаран совместно с Институтом мира и демократии (информация совместной миссии ОБСЕ и Института мира и демократии о событиях в поселке Нардаран, 04.06.2002 года). В отчете миссии, который был широко распространен по Интернету, дано первичное описание событий и перечислены требования протестующих. К сожалению, эта инициатива не получила дальнейшего продолжения.

Совет Европы также отслеживает ситуацию в Нардаране, хотя прибывший в начале июля специальный докладчик по Азербайджану Андреас Гросс и не посетил поселок, как ожидалось.

Однако 18 и 20 июля он встретился с представителями Национального комитета защиты прав граждан - жертв насилия властей, которые передали ему свой отчет по Нардарану. Как результат, в принятой 26 сентября резолюции ПАСЕ к ситуации в Нардаране относится ряд мест.

Так, "Ассамблея сожалеет о случаях чрезмерного реагирования, приведших к излишнему использованию оружия силами полиции против гражданских лиц, как сообщалось недавно.

Ассамблея очень обеспокоена правительственным ответом на общественные протесты, связанные с социальными вопросами. Она строго призывает силы полиции реагировать адекватным и пропорциональным образом, когда гражданские лица и граждане вовлечены во вмешательство полиции, и призывает власти взяться и исправить причины социальных беспорядков".

Кроме того, ПАСЕ "сожалеет об отсутствии прогресса в развитии местного самоуправления в Азербайджане", "призывает к эффективным мерам по защите свобод выражения мнения, объединений и мирных собраний, необходимых для здорового развития демократического общества в Азербайджане".

Она в очередной раз призвала власти Азербайджана к выполнению обязательств по политическим заключенным, считая, что "в частности, в случае больных заключенных, должно приветствоваться освобождение по гуманитарным соображениям" и что необходимо "избегать новых арестов на единственном основании политической деятельности".

"Ассамблея напоминает, что в демократическом государстве - члене Совета Европы должна быть обеспечена внутренняя стабильность через конструктивный диалог со всеми политическими силами страны и должно избегаться решение социального и политического недовольства практикой, ведущей к новым арестам политических заключенных" (PACE. Нonouring of obligations and commitments by Azerbaiйan. Resolution 1305 (2002).

Опубликовано 3 декабря 2002 года

источник: Газета "Новое время" (Азербайджан)