Правозащитники в Грузии призвали ужесточить ответственность за насилие в семье

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Полиция в Грузии часто оставляет без внимания жалобы на насилие в семье, сами женщины замалчивают проблему, а закон слабо их защищает, указали правозащитники и призвали парламент принять поправки в закон для защиты жертв семейного насилия. Актуальность этой проблемы для регионов Кавказа подтвердило недавнее жестокое убийство чеченской девушки в Хасавюрте.

Парламент Грузии инициировал внесение поправок в пять законов для защиты прав женщин, пострадавших от насилия в семье. Законопроект, ужесточающий ответственность за домашнее насилие, планируется рассмотреть на пленарном заседании до конца апреля, однако точная дата рассмотрения пока не определена, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

Во многих регионах Кавказа насилие со стороны супруга остается основным источником угрозы для женщин. Проблема семейного насилия в этом регионе усугубляется положением женщины в обществе и семье, где жертвы традиционно избегают обращения за внешней помощью, заявили недавно опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники в связи с жестоким убийством чеченской девушки в Хасавюрте. По предварительным данным, мотивом убийства стала ревность. Это преступление напомнило о традиции кровной мести.

Изменения, которые обяжут полицию выписывать с момента возбуждения уголовного дела сдерживающий ордер, введут запрет на приближение к жертве и ограничение права виновных на ношение и хранение оружия, планируется внести в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, а также в законы "Об искоренения насилия в отношении женщин и/или семейного насилия", "Об оружии" и "Об исполнении нетюремного наказания и пробации".

История насилия в тбилисской семье заставила усовершенствовать закон

Разработке этих законодательных поправок предшествовали рекомендации комитета ООН по искоренению всех форм дискриминации - еще в 2016 году эта структура выявила нарушения законодательства в деле тбилисской семьи, члены которой в течение многих лет регулярно подвергались насилию со стороны мужа и отца. Причиной обращения в комитет ООН послужило то, что грузинские официальные структуры не реагировали на многократные обращения о происходящем в семье, сообщила представитель подготовившей эту жалобу неправительственной организации "42 статья Конституции" корреспонденту "Кавказского узла".

По информации правозащитников, глава семьи подвергал жестокому обращению свою жену и пятерых детей. Женщина изначально вступила в брак по принуждению - после изнасилования она была вынуждена выйти замуж за своего насильника из-за традиционных взглядов в ее семье. Выйдя замуж, она оказалась в финансовой зависимости от супруга, который регулярно избивал ее и их общих детей. Двое из их детей, мальчик и девочка, впоследствии подверглись и сексуальным посягательствам со стороны отца.

"Женщина обратилась в полицию после того, как муж ее так избил, что потребовалось вызывать "скорую помощь", но в полиции ее уговорили забрать заявление - мотивировали тем, что это сугубо семейное дело, при этом на нее также давил муж. Уже после этого выяснилось, что дети подвергаются развратным действиям, и она обратилась в правоохранительные органы за возбуждением уголовного дела. Дело возбудили, но ничего не установили, женщину назвали ненормальной и на этом все закончилось", - рассказала представитель НПО "42 статья Конституции" Елена Филеева корреспонденту "Кавказского узла".

По словам Филеевой, женщина после этого рассталась с мужем и обратилась за помощью к правозащитникам, которые составили и отправили в 2009 году жалобу в комитет ООН по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин. Спустя семь лет, в 2016 году, комитет вынес решение, признав нарушение законодательства, однако для установления размера компенсации жертвам после такого решения требуется обращение в национальный суд. Женщина и ее дочь обратились в Тбилисский городской суд с требованием выплатить им компенсацию за моральный ущерб в размере 50 тысяч лари (20 тыс 834 доллара) каждой - они указали, что много лет подвергались насилию, а государственные органы отказывали им в помощи. Ответчиком по делу стал Минфин Грузии, представители ведомства подали апелляцию с требованием уменьшить размер компенсации до 20 тысяч лари (8 тысяч 334 доллара) каждой. В настоящее время протест Минфина рассматривает Апелляционный суд, добавила она.

Данное решение комитета ООН стало, по словам Филеевой, первым решением в отношении Грузии. Комитет дал ряд рекомендаций по улучшению грузинского законодательства в области семейного насилия, предложив усилить структуры и механизмы для защиты жертв семейного насилия и провести тренинги для повышения квалификации судей, прокуроров, следователей и адвокатов по ведению таких дел. Кроме того, комитет ООН рекомендовал ратифицировать Стамбульскую конвенцию об искоренении насилия в отношении женщин.

"Это дело о семейном насилии в тбилисской семье спровоцировало необходимость изменения законодательства, которое и начали осуществлять грузинские власти", - заключила Филеева.

Существующие меры превенции неэффективны

Принятие разработанных парламентом поправок необходимо для предотвращения насильственных преступлений в семьях, поскольку существующих мер недостаточно, считает руководитель "Центра демократического развития и гражданского общества" Владимир Божадзе.

"Практика показывает, что во всех случаях семейного насилия, которые закончились убийствами, выносились сдерживающие ордера и словесные предупреждения. Принятие этих изменений необходимо, чтобы помимо сдерживающих ордеров были и другие ограничения, направленные на предотвращение возможного преступления", - сказал Божадзе корреспонденту "Кавказского узла".

Неправительственные организации в последнее время неоднократно обращали внимание на проблему насилия над женщинами в семьях. В конце марта в Тбилиси прошла конференция, посвященная правоприменительной практике по делам о семейном насилии и ее проблемах: участники мероприятия указали, что правоохранительные органы, в частности полиция, часто оставляют без внимания жалобы женщин на насилие.

Представитель "Центра по правам человека" Тамар Лукава привела в пример случай помолвки несовершеннолетней - шестнадцатилетней - девушки. На обращение директора школы, в которой училась девушка, в полиции заявили, что состава преступления в принуждении несовершеннолетней к браку нет. Кроме того, уже два года затягивается следствие по делу о насилии над беременной несовершеннолетней девушкой - потерпевшей не удалось доказать факт насилия и она дважды предприняла попытки суицида.

В случаях насилия полиция оформляет сдерживающий ордер, который запрещает приближаться к жертве насилия, но не запрещает коммуникацию с ней, поэтому психологическое насилие над жертвой зачастую продолжается путем телефонных звонков и переписке в соцсетях, пояснила представитель "Партнерства за права человека" Анна Тавхелидзе.

Расследование дел о насилии над женщинами зачастую затягивается - правоохранители могут неделями определяться, кто будет вести дело, и упускают доказательства, в частности воздерживаются от изъятия записей камер видеонаблюдения, если факт был зафиксирован ими, заявила руководитель НПО "Сапари" Байя Патарая.

"Законодательство улучшается, при выявлении погрешностей над ним проводится работа, парламент сотрудничает с неправительственным сектором и принимает инициативы от НПО. Я считаю, что законодательство в Грузии хорошее, но есть проблема его имплементации - насколько хорошо исполняется закон", - сказала Патарая корреспонденту "Кавказского узла".

Вместе с тем она обратила внимание на пробел в законодательстве - отсутствие правовой регуляции сексуальных домогательств, которые также являются формой насилия.

Сексуальное домогательство - распространенная в Грузии проблема, но в настоящее время подвергшийся домогательствам человек, не может обратиться в суд и защитить свои права, указала и представитель "Ассоциации молодых юристов" Тамар Деканосидзе.

"Сексуальное домогательство не считается уголовно наказуемым действием, и прокуратура не может реагировать на подобные обращения. Есть отдельные случаи, когда жертвы сексуального преследования обращались в суд и к Народному защитнику, но это исключение", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Насилие остается внутрисемейным делом

В целом Деканосидзе положительно оценила законодательные изменения, касающиеся насилия над женщинами, но отметила, что некоторые вопросы эффективной борьбы против насилия пока не урегулированы. По информации правозащитницы, с 2014 года в стране отмечается увеличение числа случаев насилия над женщинами, но это увеличение она связывает с увеличением числа обращений в полицию при семейном насилии и случаев реагирования полиции на эти заявления.

"Статистика министерства внутренних дел о числе фактов семейного насилия не отражает реальность - женщины эту тему считают закрытой и о ней не говорят. Семейное насилие считается внутрисемейным делом, особенно в регионах", - пояснила она.

Согласно статистике МВД Грузии, опубликованной на официальном сайте ведомства, на почве семейного насилия в 2013 году было зафиксировано 459 случаев насилия, в том числе пять убийств, следствие начали по 185 делам. В 2014 году - 591 случай насилия, из них 15 убийств, следствие начали по 434 делам. В 2015 году - 901 случай насилия, из них семь убийств, следствие начали по 810 делам. 2016 году - 1416 случаев насилия, из них 11 убийств, следствие начали по 963 делам. В 2017 году - 2192 случая насилия, из них 17 убийств, следствие начали по 1603 делам. За 2018 год, по состоянию на 16 марта, МВД зафиксировало 746 случая насилия,, следствие начали по 456 делам.

Приговоры по таким делам выносятся на основании статьи уголовного кодекса, по которой ведется следствие. Статья о семейном насилии предусматривает наказание в виде общественно-полезных работ, штраф от 20 тысяч лари (8 тысяч 230 долларов) или до трех лет лишения свободы.

"Приговор по семейному насилию выносится только в рамках оговоренного наказания, и больше ничего сделать нельзя. В случае убийства в результате семейного насилия приговор выносится по статье об убийстве", - сказала Байя Патарая.

В 2017 году аппарат омбудсмена проводил встречи с фокус-группами, в которые вошли женщины, пострадавшие от семейного насилия. Одна из женщин, чье имя не сообщается, рассказала, что соседи знали о том, ее избивает муж, но не вмешивались в их семейные дела.

"Я молчала, чтобы мой голос не был слышен за пределами дома, чтобы люди не сказали, что я психически больна. Именно поэтому я все терпела", - приводятся ее слова в отчете омбудсмена. По словам пострадавшей, через некоторое время она все же решилась обратиться в полицию, но соседи после этого перестали с ней разговаривать, а знакомые перестали приглашать ее в гости, опасаясь ее супруга. Он дважды нарушил сдерживающий ордер, но этот факт остался без реагирования.

Другая участница фокус-группы сообщила, что выросла в семье, где развод был запрещен. По словам пострадавшей, ее с детства приучали к тому, что все необходимо терпеть ради сохранения семьи. "Когда мой муж видел, что у меня нет никакой поддержки, он становился смелее и еще более жестоко расправлялся со мной", - приводятся ее слова в отчете омбудсмена.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"