Правозащитники раскритиковали инициативу запретить ваххабизм в России
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Запрет идеологии ваххабизма противоречит Конституции РФ, а сама инициатива Межрелигиозного совета России является популизмом и по своей сути бессмысленна, считают опрошенные "Кавказским узлом" российские правозащитники и политологи.
Как сообщал "Кавказский узел", инициатива обратиться к властям России с предложением признать ваххабизм экстремистской идеологией, а ваххабитские организации - экстремистскими прозвучала 27 марта на заседании Межрелигиозного совета России (МСР) в Москве. Инициатором ее стал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. С критикой резолюции МСР выступил Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман РФ. Богословы Ингушетии сочли эту инициативу попыткой узаконить преследование верующих за убеждения.
Запрет идеологии ваххабизма может столкнуться с дипломатическими барьерами
В межгосударственных отношения Российская Федерация имеет связи со странами, в которых государственной идеологией признан ваххабизм, отметил эксперт Института прав человека Лев Левинсон.
"С одной стороны, удивляться в наше время не приходится, самые изуверские законодательные предложения проходили, принимали и не такое. Наше законодательство надо чистить, как авгиевы конюшни. С другой стороны, ваххабизм вещь не такая простая и не столь однозначная, как кажется. В Саудовской Аравии ваххабизм является государственной идеологией, а с Саудией у российских властей отношения лучше, чем скажем, со многими европейскими странами. И выглядит достаточно странным, что идеология запрещена, а король и его приближенные с этой идеологией будут желанными гостями", - сказал Левинсон.
При этом эксперт отметил, что российское законодательство не дает правовых оснований для введения такого запрета.
"Если смотреть с правовой точки зрения - это недопустимо. Никакая идеология не должна быть запрещена. Деятельность должна порождать ответственность. Тем более, что в ваххабизме есть разные течения, и мы видим, что в Саудии совсем не много террористов, там с террором борются и сам основатель этого течения не был оголтелым человеконенавистником, он боролся за чистый ислам, где-то был нетерпим, но есть даже агрессивный либерализм, не толерантный к другим формам политического мышления. Сегодня запретят ваххабизм, завтра монархизм, коммунизм и останется один путинизм", - сказал Левинсон.
При этом эксперт полагает, что такой запрет все-таки может быть принят.
"История со Свидетелями Иеговы* показала, что в Конституции и Законе о свободе совести не нужно ничего менять для введения каких-либо очередных запретов. Закон [О свободе совести...] не так хорош, как хотелось бы. В 1997 году, 20 лет назад, он вообще казался отступлением от свободы совести. И там есть отступление о запрете деятельности по экстремистским основаниям, а мы понимаем, что сегодня экстремистом могут назвать кого угодно. Закон позволяет это и сейчас, достаточно обращения прокуратуры или Минюста в суд", - заключил эксперт.
В апреле 2017 года Верховный суд России по требованию Минюста одобрил ликвидацию всех российских организаций Свидетелей Иеговы*, а в августе "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России"* и 395 входящих в его структуру местных филиалов были внесены в перечень запрещенных организаций.
Противоречащей Конституции страны назвал инициативу и директор Информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский.
"Конституции она явно не соответствует, потому что государство не имеет никакой идеологии, соответственно не может никакой идеологии запрещать. Никогда не запрещали даже нацизм, в отношении которого запрещена лишь публичная демонстрация, а в частном порядке у себя дома можно быть кем угодно", - сказал Верховский корреспонденту "Кавказского узла".
По мнению директора Информационно-аналитического центра, в случае рассмотрения инициативы МСР законодатель не станет вносить изменения в Конституцию или Закон о свободе совести.
"Вопрос будет решаться иначе. Невозможно запрещать организацию за взгляды, можно за действия. Нужно будет придумать какие-то действия для запретов, хотя [в законодательстве] у нас более чем достаточно оснований для запрета организаций", - сказал Верховский.
Саму инициативу запрета ваххабизма Александр Верховский назвал "вбросом". "Я думаю, что это пропагандистское мероприятие", - сказал он, добавив, что инициативу поддерживают люди, которые не разбираются в вопросе. "Все слышали, что ваххабизм - это плохо и это (инициатива запретить идеологию), наверное, про патриотизм, и "надо это поддержать", не очень-то задумываясь о последствиях", - заключил Верховский.
Инициатива продиктована внутриконфессиональной борьбой
Член экспертного совета Московского центра Карнеги, исламовед Алексей Малашенко, комментируя инициативу МСР, назвал ее "глупостью". Следуя логике инициаторов, целесообразно запретить и инквизицию, добавил он.
"Есть разные позиции, есть позиция Совета муфтиев. У нас десятки муфтиятов, как они будут решать, в соответствии с какими помыслами? Когда нечего предложить - надо запрещать. Я бы не взялся за определение организаций по признакам принадлежности к ваххабитской, я 50 лет занимаюсь исламом, но не взялся бы. А определять будут по принципу… выгоды, в связи с желанием оттеснить конкурентов. И потом, как вы будете делить ваххабитов и салафитов, фундаменталистов и ваххабитов?" - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Малашенко.
"Запрещать надо не за взгляды. Если ты призываешь к свержению власти - это одно, а если ты говоришь о смене власти каким-то путем, легальным, законным - это другое. А наклеить ярлык легче всего. Есть, например, "Хизб-ут-Тахрир"* и Исламское движение Узбекистана* - есть между ними разница? Есть! Между Джамаатом Таблиг*, практически полупросветительской организацией, и еще какой-то другой - есть разница? Есть! Это все междоусобные конфликты и угодничество власти, ничего более", - заключил Малашенко.
"Хизб ут-Тахрир"* признана террористической организацией безосновательно, считает председатель комитета "Гражданское содействие", реализующего гуманитарные и просветительские проекты на Северном Кавказе, Светлана Ганнушкина. "За организацией не отмечено ни одного террористического акта. В ряде стран Европы она существует законно", – заявила ранее Ганнушкина. В "Справочнике" на "Кавказском узле" можно ознакомиться со справкой об организации.
Исламское движение Узбекистана* - организация, созданная в 1996 году бывшими членами ряда запрещённых в Узбекистане политических партий и движений. Движение рассматривается в качестве террористической организации многими странами мира, включая Россию и США. 4 февраля 2003 года Верховный суд РФ признал организацию террористической и запретил её деятельность на территории России.
Преследование за убеждения является абсурдом, а определение ваххабизма не сможет дать никто, считает руководитель правозащитной организации "МАШР" Магомед Муцольгов.
"Кто может определить, что есть ваххабизм? Невозможно преследовать человека за убеждения. В Конституции сказано, что человек может верить сам, коллективно или не верить вообще. Это популистские шаги муфтиев, которые не только деструктивны, в этом есть элемент провокации и подстрекательства борьбы с инакомыслием. Мы на Кавказе уже через это прошли. Здесь много убитых ребят ни за что, их тоже обвиняли, то руки поднимать нельзя, то бороду носить нельзя. Еще важно понять, а кто определяет, кто судит, как, зачем? Кто выносит вердикт, мы видели, как какие-то периферийные суды на свой лад принимают решения признать ту или иную суру Корана экстремистской, - это глупо. Не нужно лезть ни в какие Священные писания", - сказал в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" правозащитник.
По аналогии с запретом организации "Хизб-ут-Тахрир"* Муцольгов допустил, что и гипотетический запрет идеологии ваххабизма не принесет государству никакой пользы.
"Я не знаю, почему вообще "Хизб-ут-Тахрир"* попал в запрещенные организации, я хочу подчеркнуть, что этот запрет не принес нам никакой пользы. Мы видим, как в Крыму людей обвиняют в экстремизме, люди не совершали ничего преступного, даже если и входят в какие-то организации. Это специальные вещи, с помощью которых подстрекают к преследованию и убийству некоторых лиц и это то, что благодаря государству стало системой, когда за убеждение или высказывание человек приговаривается к огромным срокам, это не остается бесследным", - заключил Муцольгов.
Российское законодательство обладает достаточным правоприменительным инструментарием для борьбы с экстремистской и террористической деятельностью, а введение подобных запретов пагубно и опасно, считает имам Насыр-Кортской мечети, проповедник Хамзат Чумаков.
"Очень глупая инициатива принять очередные запретительные законы. Сейчас молодежь очень разная, по-разному думает, верит. Даже нам, богословам, иногда не под силу что-то менять. Потому, заставлять человека иметь убеждения, которые вам хочется - не разумно. У нас есть законы, статьи, регламентирующие экстремистскую деятельность, статьи о терроризме. Зачем еще какие-то законы издавать, кода в уголовном кодексе все это есть? Это излишне, это очень ненужные вещи, мотивированные популизмом. Это пагубно и опасно", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Чумаков.
Заявление ингушских богословов, в котором инициатива Межрелигиозного совета России названа попыткой узаконить преследование верующих за убеждения, имеет форму открытого обращения и адресовано российскому обществу, пояснил Чумаков.
"Мы обсуждали резолюцию МСР в первую среду этого месяца, была встреча [имамов], поднимался этот вопрос, мы сделали такой вывод, что нужно как-то отреагировать на это заявление", - заключил Чумаков.
В муфтияте Ингушетии отказались прокомментировать инициативу МСР и заявление ингушских богословов, мотивировав это "несогласием с редакционной политикой издания".
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликованы справочные статьи "Ваххабизм", "Суфизм", "Ислам в России".
*Организация признана экстремистской, ее деятельность в России запрещена по решению суда.