Политологов насторожило решение России отправить в Гюмри военную полицию
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Решение России отправить в Гюмри и Ереван отряды военной полиции продиктовано желанием снизить число инцидентов с участием российских военнослужащих, однако оно противоречит соглашению между двумя странами, считают опрошенные "Кавказским узлом" армянские политологи.
Как писал "Кавказский узел", 26 марта Россия анонсировала отправку отрядов военной полиции на 102-ю военную базу в Гюмри и в военный гарнизон в Ереване. Среди задач военных полицейских названо поддержание дисциплины в подразделениях.
Российские военнослужащие в Гюмри нередко становились участниками различных. Эти инциденты происходят из-за отсутствия дисциплины, заявили представители правозащитных и общественных организаций Армении. На "Кавказском узле" в разделе "Справочник" опубликована статья о 102-й российской военной базе.
Решение отправить отряды военной полиции в Гюмри связано с реформой правоохранительной системы России, считает политтехнолог Армен Бадалян. "Специально для Армении не создаются отряды военной полиции. Это будет касаться всех подразделений, находящихся в подчинении российского министерства обороны", - поделился с корреспондентом "Кавказского узла" своим мнением политтехнолог.
По его версии, отправка военных полицейских в Гюмри связана с инцидентами с участием российских военных.
Самым громким инцидентом с участием военнослужащего российской базы в Гюмри стало убийство шестерых членов семьи Аветисян в январе 2015 года. Солдат-срочник из России Валерий Пермяков получил за это убийство пожизненный срок. На "Кавказском узле" размещены подборка постов по этой теме "Трагедия в Гюмри глазами блогеров "Кавказского узла" и справка "Гюмри: как российская база губила местных жителей".
"Не знаю, насколько наличие военной полиции в иностранном государстве соответствует международным нормам, но я уверен, что разгуливающий по улицам Гюмри военный полицейский не создаст для жителей этого города никаких проблем", - сказал Армен Бадалян.
Сафарян: ввод российских полицейских повлияет на суверенитет Армении
Действия российских властей могут привести к тому, что военная база в Гюмри станет "государством в государстве", сказал корреспонденту "Кавказского узла" директор по исследованиям Армянского центра стратегических и национальных исследований Степа Сафарян.
"Отказ от передачи Пермякова армянской стороне, суд над ним тому подтверждение. Даже заседания [суда] проводились на территории 102-й российской военной базы, а то, что судебное расследование велось под председательством армянского судьи, не играло никакой роли", - напомнил Сафарян.
Инциденты с участием российских военных, по мнению Сафаряна, свидетельствуют о том, что на российской военной базе есть "серьезные проблемы", и в России это "прекрасно понимают".
С одной стороны, Россия пытается минимизировать эти проблемы, но с другой стороны, ввод отрядов военной полиции влияет на суверенитет Армении, считает эксперт. "В какой-то мере происходит урезание части суверенитета. Это soft-оккупация ("мягкая" оккупация. – Прим. "Кавказского узла"). Не удивлюсь, если завтра Россия собственных судей направит в Армению", - сказал Степа Сафарян.
Ионнисян: работа российской военной полиции в Гюмри не предусмотрена соглашением двух стран
Соглашение между Арменией и Россией по вопросам юрисдикции и взаимной помощи по делам, связанным с присутствием российских военных, не подразумевает дислокации в Армении военной полиции, сказал корреспонденту "Кавказского узла" координатор программ «Союза информированных граждан» Даниел Ионнисян.
В соглашении перечислены другие компетентные органы России: военные суды, военная прокуратура и военные коменданты, напомнил он. При этом Даниел Ионнисян признал, что соглашение двух стран было подписано в 1997 году, а ратифицировано в 2002-м, тогда как российская военная полиция была создана в 2011 году.
Чтобы военная полиция считалась компетентным органом на территории российской военной базы, необходимо внести поправки в двустороннее соглашение, пояснил эксперт.
"Стоит вспомнить историю с Пермяковым, когда российские силовики арестовали его (Пермякова задержали российские пограничники при попытке пересечения границы Армении и Турции. После задержания Пермяков был отвезен на 102-ю базу. - Прим. "Кавказского узла"). У них не было такой юрисдикции – арестовывать кого бы то ни было за пределами военной базы. У военной полиции, поскольку она не упомянута в соглашении, и вовсе такой юрисдикции нет, у нее нет даже права находиться на базе. Она будет абсолютно нелегальна", - считает Ионнисян.
По делам о преступлениях, совершенных на территории Армении военными российской базы, применяется законодательство Армении и действуют ее компетентные органы, говорится в ст. 4 "Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения", размещенного в разделе "Нормативные акты" на "Кавказском узле".
Жители Гюмри не чувствуют себя в безопасности в связи с дислокацией в городе российской военной базы и российских пограничников, констатировал Даниел Ионнисян. "Российская военная полиция вряд ли что-либо поменяет", - предположил он.
Безопасность за пределами российской военной базы должны обеспечивать правоохранительные органы Армении, убежден эксперт. "Если у российской стороны возникли какие-либо проблемы, они обязаны обратиться к армянской стороне, которая в свою очередь обязана содействовать российской стороне в соблюдении порядка", - пояснил Ионнисян.
По его данным, сейчас в Армении находятся около 3300 российских военных, исключая пограничников, и ограничений на количество военнослужащих нет. "Если Россия в какой-то момент захочет вывезти военную базу, она может оставить там символическое число людей, которые будут "сторожить флаг". И наоборот, Россия может усилить свою базу, доведя число военнослужащих до нужного ей числа, и Армения не имеет никаких рычагов воздействия на это", - сказал Даниел Ионнисян.
Единственным плюсом от ввода в Армению новых отрядов российских военных эксперт назвал экономическую выгоду. "Чем больше военная база, тем больше притока денег в Гюмри. Но этот эффект исключительно с узкой экономической точки зрения", - сказал он.