Внутриполитическая ситуация на Северном Кавказе подкрепила симпатии к ИГ* в регионе

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Продолжающееся вовлечение молодых мусульман в ряды террористов является следствием внутриполитического конфликта на Северном Кавказе и политической дискриминации мусульман, блокировка информационных ресурсов не решит этой проблемы, считают эксперты, опрошенные "Кавказским узлом".

Как сообщал "Кавказский узел", вечером 20 марта около отделения полиции в Старопромысловском районе Грозного мужчина, по данным МВД, обстрелял сотрудника полиции и был убит ответным огнем. Полицейский ранен в ногу. По данным следствия, мужчина открыл огонь после требования предъявить документы.

Ответственность за инцидент взяла на себя запрещенная в России судом террористическая организация "Исламское государство". Это стало первым в 2018 году и третьим за все время случаем, когда ИГ* взяло на себя ответственность за вооруженные инциденты в Чечне.

Вербовка в ИГ* продолжается

"Призыв ИГ* по-прежнему эффективен, несмотря на то, что сам ИГ* разгромлен и не ясно, существует ли еще Furat media. Все ранее существовавшие каналы менее доступны, однако пропаганда находит своего адресата. Призыв был озвучен, он прост и понятен. Вербовка продолжается, хоть и менее активно", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская.

Она считает, что причины симпатий молодежи на Северном Кавказе к идеологии ИГ* заключаются во внутриполитической ситуации в самом регионе, но при этом серьезной эскалации конфликта в Грозном не ожидает.

"Нападения низкой интенсивности, скорее всего, продолжaтся. Относительно реакции власти - все те сценарии, которые мы наблюдали последние годы, вполне вероятны. Это и сожжение домов, и изгнания. Все будет зависеть от того, кто этот нападавший человек, будут ли установлены какие-то его связи на Ближнем Востоке, был ли вербовщик. Если был, то, скорее всего, он тоже чеченец, можно ожидать репрессий и в отношении его семьи. Надеяться на смену подходов причин нет, и методы ни одна из сторон менять не будет", - заключила правозащитница.

"И политическое давление режима Кадырова, и в какой-то степени безработица, и религиозные разногласия, и война в Сирии, которую любой мусульманин в России может принять на свой счет, конечно, способствуют поддержанию напряжения", - согласен руководитель Центра социально-экономических исследований регионов RAMCOM Денис Соколов.

Он отметил, что нападение на полицейского в Чечне, произошедшее 20 марта, не организовано ИГ*, а произошло как бы под франшизой этой организации.

"Поскольку режим в Чечне имеет некоторые особенности, нельзя исключать и сугубо личных мотивов у молодых людей, которые совершают эти преступления. Очень легко себе представить в Чечне человека, который настолько жестко обижен режимом, что готов умереть ради мести... Ничего, что могло бы отменить эти одиночные вылазки, не происходит - они продолжатся, условия для них есть. Если говорить про последствия для родственников - они и так практически всегда бывают. Градус противостояния будет нарастать по мере того, как будет все больше ощущаться конечность режима Кадырова", - считает Соколов.

Эксперт считает возможным скорое появление в Чечне нового радикального политического проекта. "Если появляется хоть какая-то перспектива на успех у оппозиции, в том числе вооруженной - появляются и инвесторы, и рекруты. И уже в ближайшее время мы можем увидеть новый политический проект, который будет сформулирован в исламских и национальных терминах и который сможет объединить представителей разных направлений ислама", - сказал Соколов корреспонденту "Кавказского узла".

В России происходит радикализация мусульман

Денис Соколов выделил четыре фактора, влияющие на радикализацию мусульманского сообщества России в целом.

"Первый фактор - это политическая дискриминация мусульман в целом, а не тех политических конструкций, которые принято называть традиционным исламом. Здесь есть много причин и есть логика, в рамках которой эта дискриминация объясняется. Это криминализирует любую политическую деятельность религиозных активистов. Второй фактор: мусульмане в силу этой политической дискриминации не имеют никаких собственных политических проектов и оказываются втянутыми в запрещенные в России «Аль-Каиду»* или ИГ*. Третий фактор - это интенсивный процесс отрыва мусульманской молодежи от своих локальных сообществ и поиск себя уже в глобальном мире", - отметил Соколов.

В качестве четвертого фактора эксперт назвал "маргинализацию исламских идеологов - людей, являющихся авторитетами и духовными лидерами". "Даже отказываясь от фундаменталистской идеологии, исламские проповедники сталкиваются с неприятием и недоверием секулярного общества. Но они теряют и моральную, финансовую и организационную поддержку своих братьев по вере, и понятный статус в исламской глобальной общине. Когда некоторые не выдерживают и после пацифистских проповедей оказываются в халифате Аль-Багдади, оказываются правы те, кто им не доверял", - пояснил Соколов, добавив, что итогом всех обозначенных тенденций является "враждебное отношение мусульман и остального мира друг к другу".

Видео присяги нападавшего появилось на каналах ИГ* уже в день инцидента

Информационные каналы боевиков "Исламского государства"* распространили видеозапись присяги человека, убитого 22 марта в Грозном при нападении на сотрудников полиции. На видео продолжительностью около двух минут молодой человек произносит клятву верности халифу Абу Бакру аль-Багдади, после чего призывает мусульманскую молодежь присоединиться к джихаду и убивать силовиков. Съемка происходит в пустом помещении, где слышно эхо, на стене за молодым человеком висит черный флаг ИГ*, распечатанный на принтере, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

Видео появилось на арабоязычных ресурсах ИГ* уже в день нападения, а утром 22 марта было опубликовано и на официальном канале русскоговорящей медиагруппы ИГ*, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" аналитик британского центра IHS Janes Джоанна Паращук.

"Видео озаглавили как «Воин Исламского Государства*, который атаковал муртадов (вероотступников. - Прим. "Кавказского узла") из полиции в Грозном". 21 марта на этом же канале опубликовали новость на русском языке - со ссылкой на специальный источник агентства Amaq сообщили о проведенной «одним из бойцов Исламского Государства* вооруженной операции против сотрудников полиции в столице Чечни, Грозном»", - рассказала Паращук.

Она отметила, что официальный канал ИГ в Telegram продолжает работать, несмотря на частые блокировки. "Между 4 октября и 7 ноября их канал перестал работать (они не публиковали там ничего) - это потому, что оперативники медиагруппы покинули город Аль-Маядина. Но с тех пор их официальный канал работает. Их нетрудно найти и выйти с ними на связь тем, кто этого хочет", - сказала Джоанна Паращук.

Ключи шифрования сети Telegram, получения которых добивается ФСБ, не помогут силовикам предотвратить вербовку террористов, считает главный редактор сайта Agentura.ru Ирина Бороган. "Даже полная блокировка интернета не может этого сделать. Для этого необходима оперативная работа в террористической среде, что очень сложно для спецслужб и правоохранительных органов. Проще запретить Telegram", - заключила она.

Передача ключей позволит силовикам читать переписку любых пользователей этой соцсети, отметила Бороган. "Не думаю, что Дуров (создатель мессенджера Telegram. - Прим. "Кавказского узла") согласится передать ключи шифрования ФСБ. Передача ключей шифрования прежде всего будет означать, что ФСБ и другие спецслужбы смогут беспрепятственно читать переписку пользователей, никому об этом не сообщая. Проблема в том, что сейчас ФСБ может перехватить переписку пользователей Telegram, но не может ее расшифровать - грубо говоря, они смогут увидеть только набор непонятных иероглифов”, - сказала Ирина Бороган корреспонденту "Кавказского узла".

"Кавказский узел" следит за ситуацией в Чечне и ведет хронику происходящих там спецопераций, терактов и похищений. Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" также содержится справочный материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ*".

* - организация признана террористической и запрещена в России судом.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"