Николай Храмов: "Переговоры Путин - Масхадов немедленно"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Краткое изложение выступления Николая Храмова, председателя Координационного комитета российских радикалов и члена Генерального Совета Транснациональной Радикальной Партии, на пресс-конференции, состоявшейся 6 декабря 2002 в Москве, в Институте Развития Прессы:
"Для меня и моих товарищей по Радикальной партии самое главное в демонстрации, которая состоится здесь на бульваре менее чем через неделю - это то, что она является первой крупной совместной акцией противников войны, организованной после длившейся почти год паузы. Важно также то, что ее организуют и проводят не только правозащитники, но и представители политических организаций самой разной, противоположной направленности - от Новой Коммунистической Партии и анархистов из "Автономного действия" до "Либеральной России" и "Демократической России", не говоря уже о нас, радикалах.
Откровенно говоря, мне не очень нравится тот лозунг, который был все-таки избран в качестве и темы этой пресс-конференции, и лозунга манифестации 12 декабря и который вы можете видеть на этих голубых значках: "Разорвем порочный круг насилия". На мой взгляд, он носит чересчур общий и абстрактно-пацифистский характер. Прекратить насилие, разорвать порочный круг насилия - покажите мне человека, который готов признаться, что он этого не хочет. Мне кажется, что нас объединяет нечто большее, а именно: общее понимание того, как это можно сделать. И поэтому я хочу проиллюстрировать два лозунга, с которыми мы будем участвовать в демонстрации и которые, как я полагаю, отражают общее понимание организаторов акции.
Первый лозунг: "Переговоры Путин - Масхадов немедленно". Если мы признаем, что российско-чеченский конфликт не имеет военного, но только политическое решение - это означает что такое решение не может быть найдено быть переговоров. Не военных, не гуманитарных, но именно политических переговоров. Единственной легитимной политической властью в Чечне является президент Масхадов вместе со своим правительством и парламент ЧРИ, избранные в ходе выборов 1997, легитимность которых была признана не только ОБСЕ, но и российским правительством. Это должны быть незамедлительные, без всяких предварительных условий, политические переговоры между, как мы говорим, законно избранным президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и законно избранным президентом Чеченской Республики Ичкерия Асланом Масхадовым.
Второй лозунг обращен к тем, кто на самом деле в значительной степени виноват в продолжении войны, в том, что Кремль может себе позволить игнорировать и наши пресс-конференции, подобные этой, и наши уже почти ритуальные антивоенные топтания горстки активистов-правозащитников. Этот лозунг звучит так: "Европа и Америка должны остановить Путина в Чечне". Во времена холодной войны любой диктатор автоматически признавался со стороны свободного мира "своим сукиным сыном", стоило ему лишь заявить о своем антикоммунизме. Сегодня, в соответствии с той же логикой Realpolitik, любой диктатор, кажется, может авансом получить индульгенцию только на основании своей объявленной приверженности борьбе против "международного терроризма". Протестуя против этой новой Realpolitik, в интересах которой на Западе, кажется, готовы принести в жертву и целиком чеченский народ, и демократию в России, мы обращаемся к правительствам, парламентам, общественному мнению Европы и Америки с призывом прекратить активно и пассивно поддерживать Путина в Чечне, оказать на него давление и заставить прекратить войну и геноцид в Чечне.
И последнее. Я хотел бы прокомментировать радостное событие, происшедшее три дня назад. Я имею в виду освобождение Ахмеда Закаева. Я разделяю оценку министра юстиции Чайки, заявившего, что это не стало для него неожиданностью. Тем не менее, я хотел бы еще раз выразить нашу благодарность Дании. Теперь однако, очередь за Европейским Союзом в целом. Ахмед Закаев получил шенгенскую бельгийскую визу по приглашению Оливье Дюпюи, секретаря моей партии и депутата Европарламента. Теперь мы начали борьбу за то, чтобы и Закаев, и другие представители законных властей Чечни, избранных в 1997, чеченские политики и члены правительства, занятые поиском мирного решения конфликта - как это делает Ахмед Закаев, который, едва выйдя из датской тюрьмы, тут же вновь призвал к мирным переговорам - получили бы возможность свободно передвигаться по Европе, имея многократные и не ограниченные по сроку действия шенгенские визы".