Шахтеры в Москве рассказали о бедственном положении Гуково
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
После закрытия всех шахт большинство жителей Гуково оказались на грани выживания. Бывшим сотрудникам "Кингкоула" должны еще 374 миллиона рублей и пайковый уголь, без которого люди боятся замерзнуть зимой, рассказали горняки на пресс-конференции в Москве.
Как писал "Кавказский узел", бывшие работники "Кингкоула" регулярно проводят в Гуково акции протеста, требуя выплаты задолженности по зарплате и выдачи пайкового угля. На пикете 23 января представитель областного Минпрома не смог гарантировать шахтерам обещанную ранее выдачу угля на этой неделе. Горняки выразили обеспокоенность из-за прогноза о новом похолодании в ближайшее время.
Представители гуковских шахтеров выступили сегодня на прошедшей в Москве пресс-конференции "Социальные права граждан: возможно ли их защитить без протестов?". Горняки рассказали о катастрофической ситуации, в которой оказались их семьи, сообщил присутствовавший на мероприятии корреспондент "Кавказского узла".
Миронов: власть дистанцировалась от проблем людей
Первым на пресс-конференции выступил руководитель Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) Николай Миронов, поддержавший гуковских шахтеров в их борьбе за свои права. Он указал на нежелание государства участвовать в социальной жизни граждан, приводя в пример ситуации отказа недобросовестных работодателей от выплат своим сотрудникам заработанных денег. Руководители фирм и предприятий зачастую задействуют коррупционные связи и успешно скрываются с деньгами, перекладывая проблемы задолженности на плечи властей, заметил Миронов.
"Государство дистанцировано от проблем граждан, которые в конечном итоге приходят за помощью к власти, но поддержки не получают. Власти реагируют исключительно на резонансные проблемы, освещенные в СМИ, на большие скопления людей. Так, например, было с гуковскими шахтерами", - сказал Миронов.
Власти обратили внимание на проблему горняков лишь тогда, когда те решили устроить стачку на Горбатом мосту около Белого дома в Москве, напомнил Миронов. Общественный резонанс помог шахтерам в 2017 году добиться выплаты половины задолженности - более 300 миллионов рублей, заметил глава ЦЭПР.
По словам Миронова, решение проблемы осложняется несовершенством законодательства. наличием различных "лазеек" в законах и неэффективной организацией работы органов власти, которые должны заниматься подобными проблемами.
Представитель инициативной группы шахтеров Татьяна Авачева рассказала участникам пресс-конференции предысторию ситуации вокруг предприятий "Кингкоула". Она напомнила, что компания приобрела четыре шахты в Гуково в 2012 году и исправно платило горнякам заработную плату до середины 2014 года.
В 2014 году начались неожиданные задержки зарплат, а в мае 2015 года выплаты полностью прекратились, однако шахтеры и обслуживающий персонал шахт продолжили работать, рассчитывая на скорое разрешение проблем. "Уголь в Гуково - самый лучший в России, поэтому все оставались на своих местах", - сказала Авачева.
Задолженность по зарплатам росла, а обращения к руководству компании ни к чему не приводили, поэтому в июне 2016 года горняки обратились к помощнику депутата Валерию Дьяконову. Он оказал шахтерам юридическую помощь, составив несколько обращений в различные ведомства местного и федерального уровня, однако реакции на них не последовало. После этого работники четырех шахт и десяти сервисных предприятий организовали массовый бессрочный пикет в Гуково."Ежедневно мы обирались около здания "Кингкоула", в каждой акции участвовало по 200 человек", - рассказала Авачева.
Авачева: шахтерам должны еще 374 миллиона
Благодаря поддержке Николая Миронова шахтеры добились выплаты примерно половины от общей суммы задолженности, отметила она. "Вся сумма включает в себя собственно невыплаченные заработные платы, компенсации за задержку зарплат, заработные платы за время простоя по вине работодателя. Еще 15% от общей суммы - это так называемые шахтерские парашюты, 20% - выплаты за потерю здоровья и ряд других выплат. Стоит заметить, что с 2014 года по 2016 год шахтерам не выдавался пайковый уголь - это важно, поскольку в городе печное отопление, в основном частный сектор", - отметила Авачева.
На сегодняшний день шахтерам выплачено 315,5 миллионов рублей, рассказала представитель движения горняков. "По подсчетам инициативной группы, остается задолженность в 374 миллиона рублей. Это задолженность по заработной плате, так как часть шахтеров до сих пор ее не получили в полном объеме, и два вида компенсации - за удержание заработной платы и за использование угля", - сообщила Авачева корреспонденту "Кавказского узла".
Шахтеры намерены продолжать акции протеста и встречаться с чиновниками до тех пор, пока не получат все деньги, сказала она. "У нас есть доверенное лицо, Валерий Дьяконов - он живет рядом с Гуково и помогает нам юридически. Николай Миронов, в свою очередь, часто пишет заявления в приемную президента. В феврале мы планируем провести крупный митинг, Миронов поможет с организацией", - рассказала она.
Жители Гуково остались без средств к существованию
Активистка обратила внимание, что почти все население города сейчас оказалось в бедственном положении - люди не имеют работы, и, соответственно, средств к существованию, многие жители Гуково пребывают в депрессивном состоянии. Активистка напомнила, что еще одна гуковская шахта, "Восточная", обанкротилась еще в 2013 году и была несколько раз перепродана, но задолженность по заработной плате, накопленная еще до банкротства, до сих пор не ликвидирована. В числе пострадавших оказались около 800 горняков "Восточной", задолженность перед ними вместе со всеми выплатами составляет 108 миллионов рублей.
По словам Авачевой, в 2017 году новый владелец "Восточной" вычеркнул шахту из реестра предприятий, "решив таким образом все проблемы". "Логика простая: нет шахты - нет проблем. Теперь "Восточная" отсутствует на карте, стволы опломбированы, сейчас там ровная поверхность", - рассказала она.
Сегодня жителей Гуково пугают прогнозы о сильном похолодании, добавила женщина. "Ситуация в городе критическая - почти ни у кого нет денег на уголь, большинство жителей не в состоянии платить за лекарства, оплачивать коммунальные услуги. Недавно нас "обрадовали" - грядут морозы, -25 градусов. Как будем жить, неясно - сейчас мы вынуждены собирать ветки, кто-то разбирает поваленные заборы, чтобы топить печки", - посетовала Авачева.
Один из бывших работников "Кингкоула" Акоп Бабаян живет без света и воды, разбирая забор и сараи для отопления дома. "Из-за долгов отключили свет и воду, это не жизнь, а мучение, но я не один такой, многие горняки так живут. Чтобы подключить свет, которого у меня нет уже пять месяцев, шахтеры собрали мне деньги, но я, чтобы как-то жить, сам был вынужден у соседей брать взаймы. Когда соседи узнали, что у меня появились деньги, они потребовали погасить долги. Мне, конечно, стало стыдно и я отдал деньги людям вместо оплаты света. Сейчас продолжаю жить без света, воды и угля", - рассказал Акоп Бабаян корреспонденту "Кавказского узла".
Житель Гуково Александр Ильяев - один из тех, кто вынужден искать дрова для отопления своего жилища и разбирать старый забор. Пожилой мужчина рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что его семья оказалась на грани выживания: жена Александра недавно перенесла микроинсульт, поэтому большую часть денег семья вынуждена тратить на лекарства. Супруги получают пенсию - около 20 тысяч рублей на двоих, что не позволяет им претендовать на государственную помощь в обеспечении лекарствами - для получения такой помощи доход на каждого члена семьи должен составлять менее 9 тысяч рублей.
Татьяна Авачева отметила, что каждый месяц она передает Ильяевым несколько тысяч рублей, что не позволяет им умереть с голода. Александр Ильяев часто посещает пикеты и митинги горняков, при том, что "смотреть на этого человека больно", призналась она. "Мужчина каждый раз плачет", - сказала Авачева.
Почти все шахтеры испытывают огромные материальные трудности, рассказала "Кавказскому узлу" жительница Гуково Галина Николаевна. "Гуково - моногород, все шахты закрыты, работы нет, но коммуналка почему-то одна из самых высоких в области. К примеру, я плачу 4 тысячи рублей в месяц, то есть отдаю половину пенсии. Вода за куб - 100 рублей, а жить на что?", - посетовала женщина.
Галина Николаевна отметила, что получила в общей сложности около 100 тысяч рублей компенсации, но эти деньги сразу же ушли на погашение долгов и кредитов.
Новости о протестах шахтеров "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Ростовские шахтеры требуют зарплаты".